Cистема итогового повторения курса алгебры 7 -9 класс
Cистема итогового повторения курса алгебры 7 -9 класс
В данной работе предлагается один из возможных вариантов планирования итогового повторения курса алгебры в 9 классе, который может быть использован при подготовке учащихся к ОГЭ. К планированию прилагаются варианты тематитеских тестовых работпозволяющих учителю контролировать усвоение учщимися учебного материала и вносить соответствующие коррективы в свою работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Cистема итогового повторения курса алгебры 7 -9 класс »
8
Итоговая работа на тему:
«Разработка системы итогового повторения
курса алгебры 7 – 9 –х классов»
Выполнила Зимняя Наталья Владимировна,
учитель математики МОУ Лицей №10 имени Д.И. Менделеева
г. Клин Московской области
Содержание
Пояснительная записка.
Примерное планирование итогового повторения курса алгебры 7-9-х классов.
Тематические тестовые работы (в одном варианте).
Итоговая тестовая работа.
Анализ ошибок, допущенных учащимися при выполнении тестовой работы № 4.
Методические рекомендации по устранению допущенных ошибок.
Список литературы. Электронные ресурсы.
Пояснительная записка.
Введение новых образовательных стандартов, изменение целей обучения математике в направлении усиления его развивающего эффекта, формирования у учащихся предметной, мировоззренческой и практической компетентности потребовало пересмотра подходов к определению итоговых требований к подготовке выпускников основной школы. Все это нашло отражение в контрольно – измерительных материалах для проведения итоговой аттестации выпускников, позволяющих осуществить всестороннюю проверку знаний, умений и навыков, как на базовом так и на повышенном уровне.
Проведение итогового повторения по алгебре ориентировано на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать системность знаний, широту представлений, умение переходить с одного математического языка на другой, узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках, применять свои знания в практических ситуациях.
Занятия предназначены для оказания индивидуальной помощи, для восстановления и закрепления знаний, полученных во время изучения той или иной темы, для формирования навыков решения широкого круга задач, встречающихся на экзаменах, отрабатываются приемы самоконтроля правильности выполнения заданий. На этих уроках учащиеся должны усвоить связи и отношения между понятиями, получить целостное представление об изученном материале, решить ряд комбинированных задач и упражнений.
Принципы построения системы итогового повторения:
1. Итоговое повторение учебного материала необходимо проводить, используя блочно-модульное структурирование учебного материала, укрупнение учебных единиц.
2. На первом уроке повторения темы необходимо провести контрольный срез в тестовой форме по выявлению пробелов в знаниях учащихся для дальнейшей их ликвидации.
3. Выстраивать повторение, соблюдая “правило спирали” – от простых заданий до заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4. Тренировочные тесты необходимо проводить с жестким ограничением во времени.
Темп проведения теста учитель должен задавать сразу и держать его на протяжении всего времени.
5. Подготовка к итоговой аттестации не должна подменять систематическое изучение математики. Подготовка к экзаменам должна быть обеспечена планомерным повторением, обобщением и систематизацией знаний из различных разделов курса математики, варьированием стандартных условий задачи, рассмотрением новых типов заданий.
Примерное планирование итогового повторения курса алгебры 7-9 классов.
18 часов
№ урока
Тематическое содержание
Учебный материал, необходимый для повторения и проверяемые умения учащихся
Вид контроля
1-2
Числа и вычисления
Действия с обыкновенными и десятичными дробями; определение модуля числа; свойства числовых неравенств; определение и свойства арифметического квадратного корня; стандартный вид числа; освобождение от иррациональности в знаменателе; понятие процента
Тест № 1
3-4
Алгебраические выражения
Тождество, область определения выражения, вычисления по формулам, свойства степени; способы разложения многочленов на множители (вынесение общего множителя за скобки, формулы сокращенного умножения, способ группировки, разложение квадратного трёхчлена на множители)
Тест № 2
5-6
Уравнения и системы уравнений
Умение решать линейные, квадратные, рациональные, дробно – рациональные уравнения. Составление уравнений и системы уравнений по условию задачи. Иррациональные уравнения, уравнения с модулем и с параметром
Тест № 3
7-8
Неравенства и системы неравенств
Умение использовать график функции при решении неравенств (графический метод решения неравенств).
Умение решать линейные неравенства и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Метод интервалов.
Тест№ 4
9-10
Функции и графики
Понятие функции, способы задания функции, построение графиков функций. Умение читать графики. Умение читать свойства функции по графику (возрастание и убывание) на промежутке, множество значений. Умение находить множество значений и область определения функции и исследовать функцию по графику. Построение графиков функций с модулем, кусочно-заданных функций.
Тест № 5
11-12
Текстовые задачи
Умение читать условие задачи, составлять краткую запись, уравнение или систему уравнений по условию задачи, проводить анализ ответа.
Тест № 6
13-14
Числовые последовательности
Формулы n-ого числа арифметической и геометрической прогрессий и нахождение суммы n первых членов прогрессии.
Тест № 7
15
Статистика, комбинаторика и теория вероятностей
Решение комбинаторных задач, использование перебора всех возможных вариантов или правило умножения. Работа с наглядным представлением информации; определение таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, медиана, мода, выполняя при этом необходимые подсчеты. Нахождение относительной частоты и вероятности случайного события, используя готовые статистические данные; вычисление вероятности события в классической модели.
Тест № 8
16-17
Итоговое тестирование
Проверка уровня подготовки к выпускному экзамену
Итоговый тест
18
Анализ итогового тестирования
Анализ итоговой работы. Разбор допущенных ошибок.
Тематические тестовые работы (в одном варианте).
Тест №1 по теме «Числа и вычисления»
1. Укажите наибольшее из чисел: 0,4; 0,43; ; .
1)0,4; 2) 0,43; 3); 4).
2. Какое из чисел отмечено на координатной прямой точкой A?
1) ; 2); 3); 4).
3. Вычислите: -(+)2
Ответ:_____________________
4. Найти значение выражения: а*(в + с) если а=8,4, в=-1,2, с=3,7.
1) 21; 2)41,16; 3)-21; 4)0,21.
5. Запишите выражение 17·10-3 в стандартном виде.
1)0,17·10-4; 2)0,17·10-1; 3)1,7·10-2; 4)1,7·10-4.
6. На координатной прямой отмечены числа а и b. Какое из следующих утверждений является верным?
ab › 0; 2) a + b ‹ 0; 3) b(a + b) ‹ 0; 4) a(a + b) ‹ 0
7. Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 12 г лимонной кислоты. Лимонная кислота продается в пакетиках по 10 г. Какое наименьшее число пачек нужно купить хозяйке для приготовления 8 литров маринада?
9. Площадь территории Канады составляет 9,98·106км2, а России- 1,7·107 км2. Во сколько раз территория России больше территории Канады?
1) примерно в17 раз; 2)примерно в 1,7 раза; 3)примерно в 170 раз; 4)примерно в 5,9 раза.
10. Из сахарной свеклы получают сахар, вес которого составляет 18% веса свеклы. Сколько килограммов сахара получится при переработке 150 кг сахарной свеклы?
1) 27 кг; 2)12,3 кг; 3)123 кг; 4)2,7 кг.
Тест №2 по теме «Алгебраические выражения»
1. Найти значение выражения при а = 0,25; в = 0,05.
Ответ: _____________________________
2. Найдите значение выражения 0,4х – 1,2х3 при х = -1.
Ответ: _____________________________
3.Соотнесите каждое выражение с его областью определения.
А) Б) В) Г)
с # -3 2) с # -1 3) с # -3 и с # -1 4) с – любое число
4. При каком из указанных значений х выражение не имеет смысла?
1) х = -4 2) х = -5 3) х = 5 4) х = -3
5. Представьте выражение в виде степени.
a2 2) a-4 3) a8 4) a-2
6. Какое из следующих выражений не является тождественно равным ни одному из выражений x2 - y2 и (x- 3)(x + 2)
8. Найдите второй множитель в разложении на множители квадратного трехчлена:
4х2 + 5х – 1 = (х + 1)(…)
Ответ: ____________________________
9. Сократите дробь .
2) 3) 4)
10. Упростите выражение : .
2) - 3) - 4)
Тест №3 по теме «Уравнения и системы уравнений»
1.Решите уравнение: х - 5(х - 4 ) = 6х + 5
Ответ:___________________
2.Найти корни уравнения: (х + 3)(0,2х - 1) = 0.
Ответ:__________________
3.Корнем квадратного уравнения -5х2 = -25 является число:
1) -5; 2); 3) - ; 4)-.
4.Каждое уравнение соотнесите с множеством его корней.
1) 0,2х2-5х=0; 2) 0,2х2-5=0; 3) 0,2х2 = 0.
А)0; Б)-5 и 5; В) 0 и 25.
5.Решите уравнение:
=
Ответ:________________.
6. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения 1,8х + 7 = 2-1,2х.
1. 2. 3. 4.
7. Решите систему уравнений:
Ответ:_________________________________
8. Вычислите координаты точки пересечения прямых 2х - 3у=-8 и 4х +2 у=0.
Ответ:_________________________________
9. На склад привезли 126 т яблок, груш и слив. Яблок оказалось в 4 раза больше, чем груш. Слив на 18 т меньше, чем груш. Сколько тонн яблок привезли на склад?
1) 6 2)24 3)82 4)96.
10. Турист от базы до деревни шел со скоростью 7 км/ч, а обратно – со скоростью 4 км/ч. Сколько времени ушло у него на обратную дорогу, если на весь путь туда и обратно турист затратил 2 часа?
Пусть х часов – время, затраченное на обратную дорогу. Какое из данных уравнений соответствует условию задачи?
1. 2. 7х = 4(2 - х) 3. 4. 4х = 7 (2 - х)
Тест №4 по теме «Неравенства и системы неравенств»
1. Решите неравенство 7х+5
Ответ:___________________
2.Решите систему неравенств
1)Решений нет; 2) ; 3)(-2;6); 4) .
3. Найти область определения выражения .
Ответ:_______________________
4. На рисунке изображён график функции .
Используя график, решите неравенство .
1) 2)
3) 4)
5. Для каждой системы неравенств укажите номер рисунка, на котором изображено множество её решений.
А) 1)
2)
Б)
3)
В) 4)
6. Решите неравенство .
Ответ:_______________________
7. Решите двойное неравенство: -30.
Ответ:________________________
8. Укажите наименьшее целое решение системы неравенств.
Ответ:______________________________
9. Решите неравенство:(
Ответ:_________________________________
10.Решите неравенство:│2х+3│
Ответ:_________________________________
Тест № 5 по теме «Функции»
Какая из прямых отсутствует на рисунке?
у = 2х + 3
у = 2х - 3
у = -2х + 3
у = -2х – 3
Какая из функций является возрастающей?
у = 6х – 8 2) у = -2х + 5 3) у = 7х2 4) у = -5х2
Функция задана формулой f(x)= -x2 + 4x -3. Найдите f(1).
4 2) 0 3) 1 4) 3
Найдите координаты точки пересечения графиков функций у = (х – 3)2 + 1 и у = х2 + 4.
(2; 8) 2) (-2; 8) 3) (1; 5) 4) (3;1)
5. Каждый график соотнесите с соответствующей формулой.
А) y=; Б) y=2-x2; В) y=2x; Г) y=2x+2.
1) 2)3) 4)
А
Б
В
Г
Ответ: 6. Найдите область определения функции у = .
Ответ: ___________________________________
7. Найдитесумму координат точки пересечения графиков функций у = и у = .
Ответ: ___________________________________
8. Какая из данных парабол имеет с гиперболой у = три общие точки?
1) у = 5х2 2) у = - 5х2 + 1 3) у = 5х2 – 30 4) у = 5х2 + 30
9. На тренировке в 50-метровом бассейне пловец проплыл 200-метровую дистанцию. На рисунке изображен график зависимости расстояния s (в метрах) между пловцом и точкой старта от времени движения t (в секундах) пловца.
Определите по графику, за какое время пловец преодолел 130 метров.
Ответ: _______________________________________
10. Балкон имеет форму прямоугольника. С двух меньших сторон он утеплён одним слоем утеплителя, а с третьей стороны – двумя слоями. Площадь всего балкона у м2 является функцией толщины слоя утеплителя х м. После утепления балкон имеет размеры
3,6 м х 1,8 м. Задайте эту функцию формулой и выберите её из предложенных формул.
у = (2х + 3,6)(1,8 + х)
у = (х + 3,6)(х + 1,8)
у = 3,6х + 1,8х
у = (2х + 3,6)(2х + 1,8).
Тест № 6 по теме «Текстовые задачи»
1. Городской бюджет составляет 98 млн. р., а расходы на одну из его статей составили 50%. Сколько рублей потрачено на эту статью бюджета?
2. Перед представлением в цирк для продажи было заготовлено некоторое количество воздушных шариков. Перед началом представления было продано 3/8 всех воздушных шариков, а в антракте — еще 48 штук. После этого осталась четверть всех шариков. Сколько шариков было первоначально?
1) 108 2) 148 3) 128 4) 256
3. Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых. Вкладчик положил на счет 500 р. Какая сумма будет на этом счете через год, если никаких операций со счетом проводиться не будет?
1) 520р 2) 100р. 3) 600р. 4) 1000р.
4. Для приготовления чайной смеси смешивают индийский и цейлонский чай в отношении 9:11. Какой процент в этой смеси составляет цейлонский чай?
Ответ__________________
5. Во время выборов голоса избирателей между двумя кандидатами распределились в отношении 3:2. Сколько процентов голосов получил проигравший?
Ответ__________________
6. Расстояние от Солнца до Юпитера равно 779 000 000 км. Сколько времени идёт свет от Солнца до Юпитера? Скорость света равна 300 000 км/с. Ответ дайте в минутах и округлите до десятых.
Ответ__________________
7. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 150 км/ч, проезжает мимо столба за 6 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Ответ__________________
8. Моторная лодка прошла 36 км по течению реки и вернулась обратно, потратив на весь путь 5 часов. Скорость течения реки равна 3 км/ч. Найдите скорость лодки в неподвижной воде.
Ответ__________________
9. Две трубы наполняют бассейн за 8 часов 45 минут, а одна первая труба наполняет бассейн за 21 часов. За сколько часов наполняет бассейн одна вторая труба?
10. Расстояние между городами А и В равно 490 км. Из города А в город В со скоростью 55 км/ч выехал первый автомобиль, а через час после этого навстречу ему из города В выехал со скоростью 90 км/ч второй автомобиль. На каком расстоянии от города А автомобили встретятся?
Тест № 7 по теме «Числовые последовательности»
1. Последовательность задана формулой . Какое из указанных чисел является членом этой последовательности?
5. Чему может быть равен знаменатель геометрической прогрессии (bn), если b5 = 6,
b8 = 48?
1) 2) 8 3) 2 4) 4
6. Подготовку к экзамену начинают с 15 мин. В каждый следующий день её время увеличивают на 10 мин. Сколько дней следует готовиться к экзамену в указанном режиме, чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье подростка, 1час 45минут?
9. Найдите сумму первых шестнадцати членов арифметической прогрессии, заданной формулой
1) 864 2) 848 3) 792 4) 716
10. Геометрическая прогрессия задана условиями: b1 = 1, bn+1 = 3bn. Найдите сумму первых 4 членов этой прогрессии. Ответ: -------------------------------------------------------------
Тест № 8 по теме «Статистика, комбинаторика и теория вероятностей»
1.Пять лучших результатов районной олимпиады по физике представлены в таблице:
3.Записан рост 5 учащихся:142, 142,136,138,144. Насколько отличается медиана этого набора чисел от его среднего арифметического?
Ответ:______________________________________
4.Для работы в модельном агентстве отбирают кандидаток с ростом не менее 170 см. Есть 4 группы кандидаток. В какой из групп заведомо половина кандидаток подходит по росту? Про группы известно следующее:
1) в первой группе средний рост равен 173 см;
2)во второй группе максимальный рост равен 182 см;
3) в третьей группе минимальный рост равен 161 см,
4)в четвертой группе медиана ряда равна 172 см.
5.У одного мальчика 4 книги по математике, а у другого-3. Сколькими способами они могут обменять две книги одного на две книги другого?
1)18 2)12 3)9 4)4
6.К кассе кинотеатра одновременно подошли 5 человек. Сколькими способами они могут выстроиться в очереди
1)10 2)100 3)120 4)50
7.Бросают три игральных кубика. Найти вероятность того, что в сумме выпадет не более 4х очков.
1) 2) 3) 4)
8. Участники жеребьевки тянут жетоны с номерами от 1 до 100. Найти вероятность того, что номер второго наудачу извлеченного жетона не содержит цифру 5.
Ответ:___________________________________________
9.В ящике лежат 20 одинаковых на ощупь шаров. 12-зеленых, 3-красных, 5- синих. Из ящика вынули наудачу 1 шар. Найти вероятность того, что вынутый шар красный или синий.
10.На карте необитаемого острова отмечено 10 мест, в 2х из них зарыты клады. Бывший пират выбирает наудачу одно из отмеченных мест и начинает копать. Какова вероятность того, что пират наткнется на клад.
1.Площадь поверхности Землиравна 510 млн км2. Как эта величина записывается в стандартном виде ?
1) 5,10*109 км2 3) 5,10*107 км2
2) 5,10*108 км2 4) 5,10*106 км2
2. Расположите числа в порядке возрастания; 2; 3.
1) ; 2; 32)2; 3;
3)3; 2; 4) 2; ; 3
3.В девятых классах школы 62 учащихся. В школьных спортивных секциях занимаются 25 девятиклассников. Сколько примерно процентов девятиклассников занимаются в школьных спортивных секциях ?
1) 0,4% 2) 40% 3) 25% 4) 2,5%
4.Какое из приведенных ниже неравенств является верным при любых значениях a и b, удовлетворяющих условию a b?
1)2a
5. Вычислите . Ответ____________
6. Укажите меньший корень уравнения
1) 0 2) 2 3) – 6 4) – 2
7. Найдите значение выражения при и .
1) 2) 3) 4)
8. Решите уравнение . Ответ____________
9.Выразите из формулыQ = cm(t2 – t1) переменную t1. Ответ-------------------------------
10. Сократить дробь: Ответ: ____________
11.Преобразуйте в многочлен выражение: (1-y)2-y(y+2).
Ответ:_______________
12. На рисунке изображён график функции . Используя график, решите неравенство .
1) 2)
3) 4) .
13. Все имеющиеся фотографии можно поместить в 3 больших альбома или в 6 маленьких. В большой альбом помещается на 12 фотографий больше, чем в маленький. Сколько всего имеется фотографий?
Пусть х – число имеющихся фотографий. Тогда уравнение для решения задачи будет иметь вид
15. Дана арифметическая прогрессия (аn). Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии: 11, 22, 33. 44, … Ответ-------------------------------------
16. На рисунке показан график изменения температуры воздуха в течение суток. Пользуясь графиком, ответьте на вопрос: на сколько градусов изменилась температура воздуха с 16 ч до 23 ч?
Ответ____________
Часть 2
17. Решите уравнение .
18. Упростить выражение:
19. При каком значении а графики функций у = х2 и у = – 2х + а не пересекаются?
20. Решите неравенство (√13 – 3,5)х
Анализ ошибок, допущенных учащимися при выполнении тестовой работы № 4.
Тестовая работа № 4 по теме «Неравенства и системы неравенств» была предложена учащимся в двух вариантах, одинаковых по содержанию и уровню сложности. Результаты работы показали, что большинство учащихся овладели приемами решения неравенств и систем неравенств (правильно выполняют преобразования, изображают множество решений неравенства или системы неравенств на числовой прямой, верно записывают ответ).
Однако не все учащиеся верно решили задание №4, так как не смогли перейти от функции к неравенству и сравнить по графику значение функции с 0.
В задании №7 несколько учеников не смогли решить двойное неравенство, выполнили неверный переход от двойного неравенства к системе неравенств.
В задании №9 учащиеся не всегда указывали, как определен знак множителя (, а иногда просто не учитывали его. Вызвало затруднение и неравенство содержащее переменную под знаком модуля.
Методические рекомендации по устранению допущенных ошибок.
При анализе данной работы еще раз решить подобные задания с подробным пошаговым объяснением. Особое внимание обратить на разные приемы решения квадратного неравенства (с помощью схематичного изображения графика, с учетом особенностей его расположения в координатной плоскости; с помощью метода интервалов). После подробного анализа ошибок предложить учащимся аналогичные задания разного уровня сложности (можно организовать работу в малых группах, объединив учащихся со сходным уровнем математической подготовки).
Можно использовать тренировочные варианты экзаменационных работ для того чтобы ученики могли выбирать задания по данной теме. Домашние задания должны быть подобраны дифференцированно для каждого уровня учащихся. При этом не навязывать слабому школьнику необходимость решения задач повышенного и тем более высокого уровня, лучше дать ему возможность проработать базовые знания и умения. Но точно так же не надо без необходимости задерживать сильного ученика на решении заданий базового уровня. Ставить перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом возможно опираться на самооценку и устремления каждого учащегося. Необходимо учить грамотному применению теории в решении и оформлении решения сложных задач исследовательского характера.
Список литературы.
1.Программы для общеобразовательных учреждений Алгебра 7-9 класс / авт. Сост. И.Е. Феоктистов.- М. : Мнемозина, 2012
2.Алгебра: Учеб для 7,8 9 кл. общеобразовательных. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е Феоктистов. – М. : Мнемозина, 2013
3.Л.В.Кузнецова, С Б Суворова Л.О Рослова Экзамен для девятиклассников: содержание алгебраической части. edu.1september .ru
4. Кузнецова Л.В. и др. Математика: сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 кл.-М.; Просвещение, 2012г.