Просмотр содержимого документа
«Авторская программа внеурочной деятельности "Дьо5ур"»
МБОУ «Тумульская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Социалистического труда Т. Г. Десяткина»
«Рассмотрено»
На заседании методического объединения
_____________________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Эверстова Н.А._________________________
«__»________________20___г.
«Утверждаю»
Директор школы
Иванова М.В.___________________
от «__»_________________20___г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Дьогур»
учителя математики Титовой Р.В. - СЗД
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Школьный предмет математика дает огромный простор для развития умственной деятельности учащихся, это та учебная дисциплина, которая расширяет кругозор учащихся, формирует мировоззрение. Школьный курс данного предмета помогает выявлению одаренных детей, дает возможность раскрыть в учащихся способности в самых различных областях деятельности.
Одной из форм работы с одаренными детьми в процессе изучения математики является олимпиада, которая рассматривается как форма внеклассной работы по предмету. В идеале подготовка школьников к олимпиадам должна начинаться в V-VII классах.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 5, 6 или 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.
Цель:
Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность.
Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.
Задачи:
- формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;
- выявление и развитие математических способностей;
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- подготовка к сознательному усвоению систематического курса алгебра и геометрия;
- формирование навыков перевода различных задач на язык математики
Курс составлен на 34 часа и предназначен для учащихся 6 -7 классов.
Курс построен таким образом, чтобы учащийся смог подключиться к усвоению отдельных разделов курса в течение учебного года. Предпочтительны коллективные занятия.
Требования к уровню изучения курса.
В результате изучения данного курса учащийся должен знать/ понимать и уметь решать:
основные виды логических задач;
способы решения популярных логических задач;
основные принципы математического моделирования;
основные свойства делимости чисел;
основные задачи на %.
Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.
Учащиеся должны научиться выполнять небольшие исследовательские работы.
Для подтверждения своей успешности учащиеся могут участвовать в районных, областных и Международных олимпиадах, проводить исследовательскую, самостоятельную работу, по итогам которой оформлять рефераты и презентации.
Учебно-тематическое планирование.
(6 класс)
№ п / п
Название темы
Количество
часов
Сроки
проведения
Логика и смекалка.
8
1.
Комбинаторные задачи.
2
2.
Задачи на сравнение.
2
3.
Взвешивания.
2
4.
Сюжетные логические задачи.
2
Делимость и остатки.
6
5.
Признаки делимости.
2
6.
Четность.
2
7.
Остатки.
2
Цифры и числа.
8
8.
Цифровые задачи.
2
9.
Десятичная запись натуральных чисел.
2
10.
Переливание, перекладывание.
2
11.
Числовые ребусы.
2
Вычисления.
6
12.
Задачи на проценты.
2
13.
Пересечение и объединение.
2
14.
Алгебраические задачи.
2
Геометрическая смесь.
6
15.
Задачи со спичками.
2
16.
Задачи на разрезание.
2
17.
Пентамино.
2
Тематический план.
(7 класс)
2.Числовые задачи 3ч.
3.Задачи на проценты 4ч.
4.Логические задачи 4ч.
5.Текстовые задачи 4ч.
6.Задачи на делимость 4ч.
7.Задачи на принцип Дирихле 4ч.
8.Задачи на инвариант 4ч.
9.Задачи с геометрическим содержанием 4 ч.
Приведенная последовательность тематических занятий может быть изменена, если, например, при решении разных задач выясняется, что есть необходимость вернуться к какой-то ранее пройденной теме, либо включить в рассмотрение элементы другой, намеченной на более поздний срок.
При подготовке учеников к олимпиадам, каждый учитель, ставит перед собой цель - научить их решать задачи. Конечно, учитель может остановиться на показе способов решения определённых видов задач, после чего ученики начинают применять эти алгоритмы к другим задачам. Но, в конечном итоге, этот метод обучения может привести к тому, что ученики, встретив задачу с необычной формулировкой, сразу же " споткнутся".
Правильным, наверное, путём обучения будет разумное сочетание самостоятельной работы учеников с обучением их общим методам и подходам. Таким как: принцип Дирихле, метод инвариантов и др. Все эти методы применимы к различным типам задач из геометрии, алгебры и арифметики. Овладевшим этими методами ученикам будет гораздо проще найти верный путь к решению той или иной задачи.