kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 5 класса с легкой степенью интеллектуального недоразвития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по математике разработана для учащихся 5 класса, имеющих легкую степень интеллектуального недоразвития. Работа включает пояснительную записку, содержание программного материала, тематическое планирование, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся разных уровней обучения и список литературы.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 5 класса с легкой степенью интеллектуального недоразвития»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа №854»

школьное отделение для детей с о ОВЗ

Рассмотрена на

заседании МО


Протокол № ___

от «____»____20 ____ г.

«Принята»

на педагогическом совете


Протокол №1

от «28» августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №854


А.В.Курсаков








Рабочая программа

по учебному предмету «Математика»

для обучающихся 5г класса



Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Н.Перова, В.В.Эк).






Составитель:

Филиппова Н.А.

учитель математики

высшей квалификационной категории








Москва 2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк).

  • Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

  • Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под ред. Н.Н. Малофеева.

Общая характеристика предмета

Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.

Цели курса:

  • формирование практически значимых знаний и умений;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;

  • создание условий для социальной адаптации учащихся;

  • воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи курса:

  • формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;

  • максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

  • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:

  • объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;

  • закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;

  • обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;

  • контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.

Основные технологии:

  • личностно-ориентированный подход,

  • деятельностный подход,

  • уровневая дифференциация,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,


Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Устный счет.

  • Беседа (диалог).

  • Работа с книгой.

  • Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.

  • Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.

  • Измерительные и графические работы.

Методология преподавания математики

При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

  • Объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти.

  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).

  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).

  • Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).

Математическое образование в 5 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует формированию и развитию умения пользоваться алгоритмами.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры на моделях, рисунках, чертежах. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге (для некоторых учащихся допускается выполнение работ на линованной бумаге).

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (решение арифметических задач, связанных с социализацией).


Содержание программы учебного курса

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождения неизвестного компонента сложения и вычитания.

Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен.

Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чи­сел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми груп­пами по 2,20,200; по 5,50,500; по 25,250 устно, письменно, с исполь­зованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.

Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).

Определение количества разрядных единиц и общего количе­ства сотен, десятков, единиц в числе.

Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена несколь­ких купюр одной.

Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение: 1 год = 365, 366сут. Високосный год.

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измере­нии одной, двумя мерами длины (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1м – 45 см; 8м55см±3м19см; 8 м 55 см ± 19 см; 4м55см±3м;8м±19 см; 8 м ± 4 м 45 см).

Римские цифры. Обозначение чисел I – XII.

Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.

Умножение на 10, 100. Знак умножения (·). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.

Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на одно­значное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : 4 и т. п.).

Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называ­ние, обозначение.

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравне­ние долей, сравнение дробей с одинаковыми числителями или зна­менателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкно­венных дробей с единицей. Виды дробей.

Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составные арифметические задачи, ре­шаемые двумя-тремя арифметическими действиями.

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые сто­роны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сто­рон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помо­щью циркуля и линейки.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.

Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.

Темы программы представлены в тематическом планировании.

5 класс I четверть

№ п/п

Тема

Нумерация чисел в пределах 100

1

Таблица классов и разрядов

2

Г.м. Виды линий

3

Состав числа

4

Сравнение чисел

Арифметические действия с целыми числами в пределах 100

5

Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд

6

Проверка сложения и вычитания

7

Г.м. Углы. Построение углов

8

Порядок действий в примерах на сложение и вычитание

9

Табличное умножение и деление чисел

10

Порядок действий в примерах на умножение и деление

11

Нахождение неизвестного слагаемого

12

Г.м. Замкнутые и незамкнутые линии. Построение

13

Нахождение неизвестного слагаемого

14

Нахождение неизвестного уменьшаемого

15

Нахождение неизвестного уменьшаемого

16

Нахождение неизвестного вычитаемого

17

Г.м. Прямоугольник. Построение

18

Нахождение неизвестного вычитаемого

19

Нахождение неизвестных компонентов

20

Арифметические действия в пределах 100

21

Контрольная работа

22

Г.м. Квадрат. Построение

23

Работа над ошибками

24

Сложение чисел с переходом через разряд

25

Вычитание чисел с переходом через разряд

26

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

Нумерация чисел в пределах 1000

27

Г.м. Длина ломаной линии

28

Таблица классов и разрядов

29

Состав числа в пределах 1000

30

Римская нумерация

Числа, полученные при измерении величин

31

Числа с мерами стоимости

32

Г.м. Периметр прямоугольника

33

Числа с мерами длины

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000

34

Сложение круглых сотен и десятков

35

Вычитание круглых сотен и десятков

36

Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд

37

Г.м. Периметр квадрата

38

Контрольная работа

39

Работа над ошибками

40

Увеличение чисел на несколько единиц

41

Уменьшение чисел на несколько единиц

42

Итоговый урок «Действия в пределах 1000 без перехода через разряд»


Итого за I четверть 42 ч


5 класс II четверть

№ п/п

Тема


Разностное и кратное сравнение

43

Разностное сравнение

44

Задачи на разностное сравнение

45

Кратное сравнение

46

Задачи на кратное сравнение

47

Г.м. Треугольник. Стороны.

48

Разностное и кратное сравнение

Сложение и вычитание в пределах 1000

49

Сложение с переходом через разряд

50

Самостоятельная работа

51

Вычитание с переходом через разряд десятков

52

Г.м. Периметр треугольника

53

Вычитание с переходом через разряд единиц

54

Вычитание чисел типа 340 – 123

55

Вычитание с переходом через два разряда

56

Вычитание чисел типа 400 – 124

57

Г.м. Периметр многоугольника

58

Вычитание чисел из круглых сотен

59

Сложение и вычитание чисел

60

Контрольная работа

61

Работа над ошибками

62

Г.м. Классификация треугольников по видам углов

63

Вычитание чисел типа 1000 – 230

64

Вычитание чисел типа 410 – 3

65

Вычитание чисел типа 410 – 103

66

Вычитание чисел с переходом через разряд

67

Г.м. Классификация треугольников по видам углов

68

Проверка сложения вычитанием

69

Проверка вычитания сложением

70

Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

71

Контрольная работа

72

Г.м. Классификация треугольников по видам сторон

73

Работа над ошибками

74

Нахождение неизвестных компонентов действий

75

Порядок действий в примерах на сложение и вычитание

76

Итоговый урок «Все действия с числами в пределах 1000»

77

Г.м. Классификация треугольников по видам сторон


Итого за II четверть 35 ч


5 класс III четверть

№ п/п

Тема

Обыкновенные дроби

78

Образование, запись и чтение обыкновенных дробей

79

Получение дробей

80

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

81

Сравнение обыкновенных дробей с единицей

82

Г.м. Построение равностороннего треугольника

83

Правильные и неправильные дроби

84

Виды обыкновенных дробей

85

Итоговый урок «Обыкновенные дроби»

Умножение и деление на 10,100

86

Умножение чисел 10,100 и на 10, 100

87

Г.м. Построение равнобедренного треугольника

88

Деление чисел на 10,100

89

Умножение и деление чисел на 10,100

Преобразование чисел, полученных при измерении величин

90

Замена крупных мер стоимости мелкими

91

Замена мелких мер стоимости крупными

92

Г.м. Построение разностороннего треугольника

93

Замена крупных мер длины мелкими

94

Замена мелких мер длины крупными

95

Замена крупных мер массы мелкими

96

Замена мелких мер массы крупными

97

Г.м. Построение треугольников по длинам трёх сторон

98

Меры времени

99

Контрольная работа

100

Работа над ошибками

Умножение и деление чисел без перехода через разряд

101

Умножение круглых десятков на однозначное число

102

Г.м. Построение треугольников по длинам трёх сторон

103

Умножение круглых сотен на однозначное число

104

Деление круглых десятков на однозначное число

105

Деление круглых сотен на однозначное число

106

Умножение двузначных чисел на однозначное

107

Г.м. Построение треугольников по длинам трёх сторон

108

Деление двузначных чисел на однозначное

109

Умножение и деление двузначных чисел

110

Самостоятельная работа «Умножение и деление двузначных чисел на однозначное»

111

Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное

112

Деление двузначных чисел

113

Деление трёхзначных чисел

114

Нахождение части от многозначного числа

115

Г.м. Круг. Окружность.

116

Деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное без перехода через разряд

117

Кратное сравнение целых чисел

118

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел

119

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное

120

Проверка действий умножения и деления

121

Контрольная работа

122

Работа над ошибками

123

Умножение и деление многозначных чисел без перехода через разряд

124

Г.м. Линии в круге

125

Порядок действий в примерах на умножение и деление

126

Порядок действий в сложных примерах со всеми математическими действиями

127

Увеличение чисел в несколько раз

128

Уменьшение чисел в несколько раз

129

Итоговый урок «Умножение и деление чисел без перехода через разряд»


Итого за III четверть 52 ч


5 класс IV четверть

№ п/п

Тема

Умножение и деление чисел без перехода через разряд в пределах 1000

130

Умножение трехзначных чисел на однозначное

131

Деление трёхзначных чисел на однозначное

132

Умножение и деление трёхзначных чисел

133

Порядок действий при умножении и делении

134

Г.м. Многоугольники

135

Проверка деления и умножения

136

Самостоятельная работа. Умножение и деление чисел без перехода через разряд

Умножение и деление чисел с переходом через разряд

137

Умножение двузначных чисел с переходом через разряд

138

Умножение двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд

139

Г.м. Нахождение периметра многоугольников

140

Умножение трехзначных чисел с переходом через разряд единиц

141

Умножение трехзначных чисел с переходом через разряды единиц и десятков

142

Умножение трёхзначных чисел (круглых десятков)

143

Умножение трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряд

144

Г.м. Нахождение периметра многоугольников

145

Контрольная работа

146

Работа над ошибками

147

Деление круглых десятков

148

Деление трёхзначных чисел с нулем в частном в разряде единиц

149

Г.м. Прямоугольник. Смежные, противоположные стороны

150

Деление трёхзначных чисел с нулем в частном в разряде десятков

151

Деление трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряды единиц и десятков

152

Г.м. Построение прямоугольника

153

Деление трёхзначных чисел на однозначное с переходом через разряды десятков и сотен

154

Умножение и деление трёхзначных чисел с переходом через разряд

155

Порядок действий в сложных примерах

156

Г.м. Квадрат. Смежные, противоположные стороны

Повторение. Все действия с числами в пределах 1000

157

Нахождение одной и нескольких частей от числа

158

Сравнение чисел и математических выражений

159

Действия с именованными числами

160

Контрольная работа

161

Г.м. Построение квадрата

162

Работа над ошибками

163

Проверка всех математических действий

164

Все действия с числами в пределах 1000

165

Итоговый урок «Все действия с числами в пределах 1000 с переходом через разряд»

166

Г.м. Построение многоугольников


Итого за IV четверть 37 ч


Итого за год 166 ч




Требования к уровню подготовки учащихся

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников (I уровень обучения), и упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала (для учащихся II уровня обучения). Указания относительно упрощений даны в календарно-тематическом планировании в разделе «Дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;

- римские цифры;

- дроби, их виды;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000;

- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;

- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;

- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1000;

- умножать и делить на однозначное число;

- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

- различать радиус и диаметр.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- уметь складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;

- овладеть табличным умножением и делением;

- определять время по часам тремя способами;

- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.

Не обязательно:

- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);

- чертить треугольник по трем данным сторонам.

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного

процесса


Основная литература:

  1. М.Н. Перова, Г.М. Капустина. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» ОАО «Московские учебники». 2012.

  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк). М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2000.

  3. М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва. «Просвещение». 1978.

  4. М.Н. Перова. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001.


Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2008.

  2. Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения / сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль / авт.-сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.

  4. О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пособие для учителя-дефектолога. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005.

  5. Ф.Р. Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе : 5-9 классы. Москва. ВАКО. 2007.


Медиаресурсы:

Представлены на сайте www.prosv.ru/umk/adapt0-9




13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Филиппова Наталья Анатольевна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354188

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства