Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по алгебре и геометрии»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия «Образовательный центр «Гармония» городского округа Отрадный Самарской области
Согласовано Рассмотрено на заседании
Заместитель директора по УВР кафедры
____________Н.В.Самарцева Руководитель кафедры
естественно-математических дисциплин
_______________О.А. Трухова
(Протокол № от )
Адаптированная рабочая программа (Вариант 7.1.)
по математике (алгебре и геометрии)
для обучающихся 8 класса
на 2017 -2018 учебный год
(алгебра 2 часа в неделю, за год 68 часов, геометрия 2часа в неделю, за год 68 часов )
Составила учитель математики
Горбунова Н.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Алгебра и геометрия» для 8 класса составлена на основе компонента Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, АООП, Примерной программы созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта, опубликованной в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Математика 5 – 9 классы. - М.: Просвещение, 2011., Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.)
1.1 Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и особенностей детей с ЗПР.
Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
Цель программы: обеспечить совместное обучение и взаимодействие детей с ОВЗ со сверстниками средствами алгебры и геометрии.
Цель реализации АОП ООО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающимися с ЗПР посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Содержание математического образованияв основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки фундаментального ядра применительно к основной школе. Программа регламентирует объем материала, обязательного для изучения в основной школе, а также дает примерное его распределение между 5-6 и 7-9 классами.
Общие цели изучения математики в основной школе:
1) в направлении личностного развития:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
.• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание математического образования в основной школе включает следующие разделы: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия. Наряду с этим в него включены два дополнительных раздела: логика и множества, математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.
Содержание раздела «Алгебра» направлено на формирование у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности - умений воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, проводить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся рассматривать случаи, осуществлять перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности расширяются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Цель содержания раздела «Геометрия» - развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», В значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается и используется распределено - в ходе рассмотрения различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процесс е как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.
При обучении алгебры и геометрии детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к физике; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.
1.2 Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Алгебра» в 8 классе отводится 3 часа в неделю – 102 часа в год.
На изучение предмета «Геометрия» в 8 классе отводится 2 часа в неделю – 68 часов в год.
Для обучения алгебре на дому выделено 2 часа в неделю – 68 часов в год.
1.3. Достижения обучающимися планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) освоения программы
Изучение алгебры и геометрии в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Для детей с ЗПР
1) в личностном направлении:
1.1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
1.2) формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;
1.3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
1.4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного взаимодействия;
1.5) формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;
1.6) формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дорогах;
1.7) формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических ситуациях;
1.8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
1.9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, формирование основ практической деятельности эстетического характера.
2) в метапредметном направлении:
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования предполагают овладение обучающимися с ЗПР межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями:
а) регулятивными:
действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий);
действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);
б) познавательными (конспектировать заданный учебный материал; подбирать необходимый справочный материал из доступных источников; проводить наблюдение, на основе задания педагога;
использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации;
выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале;
проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам;
устанавливать аналогии на изученном материале;
адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);
в) коммуникативными (аргументировать свою точку зрения; организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебно- воспитательных задач; понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);
г) практическими (способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике,
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками), владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий).
3) в предметном направлении:
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР умениями, специфическими для данной предметной области, видами деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его применению в учебных и социальных ситуациях, владение терминологией, ключевыми понятиями.
Предметные результаты освоения учебных предметов обучающимися с ЗПР ориентированы на овладение ими общеобразовательной и общекультурной подготовкой, соответствующей образовательной программе основного образования
Изучение предметной области «Математика» должно обеспечить:
осознание значения математики в повседневной жизни человека;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
В результате изучения дисциплины «Математика» обучающиеся с ЗПР развивают логическое мышление, получают представление о математических моделях; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах.
Предметные результаты изучения предметной области «Математика» отражают:
Математика. Алгебра. Геометрия.
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, анализировать необходимую информацию),
- выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений на уровне необходимом для успешного прохождения итоговой аттестации;
- овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умениями интерпретировать полученный результат;
- овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения математических задач;
- овладение геометрическими понятиями; развитие умения использовать их для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
- формирование знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений решения геометрических задач;
- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик;
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера; .
Коррекционная работа.
Основные аспекты построения и реализации рабочих программ по предметам в условиях обучения детей с задержкой психического развития
• опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов);
• соблюдение в определение объёма изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности;
• введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностно-ориентированного обучения;
• практико-ориентированная направленность учебного процесса;
• связь предметного содержания с жизнью;
• проектирование жизненных компетенций обучающегося;
• включение всего класса в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;
• привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства).
2. Увеличение времени, планируемого на повторение и пропедевтическую работу
Учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам, ориентируясь на используемый УМК, с учётом особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
Проектирование наряду с основными образовательными задачами индивидуальных образовательных задач для детей с ЗПР
В пояснительной записке определяются цель и задачи изучаемого предмета и описываются коррекционные возможности предмета.
Обязательным разделом рабочей программы в части календарно-тематического планирования является планирование коррекционной работы по предмету, которая предусматривает:
• восполнение пробелов в знаниях; • подготовку к усвоению и отработку наиболее сложных разделов программы;
•развитие высших психических функций и речи обучающихся.
4. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
• наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
• поэтапное формирование умственных действий;
• опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
• безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
• обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
В рабочей программе отмечаются требования к уровню подготовки учащихся по предмету в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Для детей с задержкой психического развития может быть разработана дифференцированная оценка результатов деятельности. Учебные достижения ребёнка с ЗПР сопоставляются с его предшествующими достижениями.
Так как оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР образовательной программы осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС ООО, адаптированные рабочие программы для детей с ЗПР составлены на основе рабочих программ ООП ООО, но предусматривают определенные особенности адаптации учебного материала по предметам.
Особенности адаптации рабочей программы по предмету «Алгебра и геометрия»
Основанием для выбора содержания являются планируемые результаты из блока «выпускник научится», то есть материал, обеспечивающий результаты из блока «выпускник получит возможность научиться», изучается ознакомительно или не изучается вовсе. Учитель должен четко понимать, какие дидактические единицы относятся к основному объему, а какие – к дополнительному. Обучающимся предлагается система разноуровневых задач. Вариант полного исключения дидактических единиц возможен в случае, если класс состоит исключительно из обучающихся с ЗПР, имеющих затруднения с их освоением, соответствующие рекомендациям специалистов. Здесь возможно и перераспределение содержания по классам. Высвободившийся резерв учебного времени целесообразно использовать для ликвидации пробелов в предметных образовательных результатах, для систематического повторения изученного, для пропедевтики наиболее трудных тем.
При организации урока в отборе содержания важными являются вопросы о методах введения теоретического материала и принципах отбора практических заданий.
Содержание математики для обучающихся с ЗПР имеет практическую направленность. Желателен поэтапный переход от практического обучения к практико-теоретическому. При введении теоретического материала, особенно в начале изучения курса математики, алгебры и геометрии, предпочтительным является конкретно-индуктивный способ введения материала, при котором обучающиеся приходят к осознанию теоретических положений на основе конкретных примеров, в результате выполнения практических заданий. Важно опираться на субъективный опыт обучающихся, подавать материал на наглядно-интуитивном уровне. Самые значимые действия обучающихся должны быть максимально алгоритмизированы, а сами алгоритмы представлены в виде наглядных схем, опорных карточек, таблиц и проч.
Большая часть учебного времени при обучении математике должна быть отведена решению задач. При подборе заданий для обучающихся с ЗПР следует формировать особую систему задач, не ограничиваясь представленной в используемом УМК. На выбор задач влияет их трудность, сложность, практико-ориентированность. В случае необходимости, продиктованной особенностями обучающихся, система задач может дополняться задачами, приведенными в пособиях и УМК для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
В отдельных случаях не требуется или невозможна корректировка образовательных результатов, содержания, календарно-тематического планирования. В этом случае особое внимание уделяется подбору задачного материала, а также использованию педагогических средств. Их выбор является тем более значимым в случае корректировки результатов и содержания. Педагогические средства, позволяющие учитывать индивидуальные особенности обучающихся, также целесообразно отмечать в адаптированной рабочей программе. Реализация ФГОС и системно-деятельностного подхода влияет на отбор этих средств: важно обеспечить не только предметные образовательные результаты, но и формирование УУД, учесть индивидуальные образовательные потребности обучающихся.
Среди педагогических технологий следует обратить внимание на технологии, позволяющие реализовывать дифференциацию, индивидуализацию процесса обучения:
разноуровневого обучения (В. В. Гузеев и др.),
индивидуализированного обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков и проч.),
электронного обучения.
Системно-деятельностный подход предопределяет выбор методов обучения, направленных на активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Соотношение методов обучения для обучающихся с ЗПР будет несколько иным. В обучении математике по ФГОС приоритет за частично-поисковыми и исследовательскими методами. Однако для обучающихся с ЗПР не менее значимо применение проблемного изложения ирепродуктивных методов. Образцы математических записей, объяснения, направленные на раскрытие и объяснение алгоритма деятельности, формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, – все это оказывает значительное влияние на результаты коррекционно-развивающей работы.
Среди форм организации познавательной деятельности обучающихся следует отдавать предпочтение индивидуальным, парным, по возможности – групповым. Для достижения необходимых образовательных результатов фронтальная работа сводится к минимуму.
Среди педагогических приемов при обучении математике следует отметить использование упражнений, развивающих память, внимание, мышление. Важно применять приемы мотивации учебной деятельности (творческое домашнее задание, «придумай правило», «сочини кроссворд», «сделай рекламу темы» и проч.).
Отметим, что на уроке математики для обучающихся с ЗПР еще более значима смена видов деятельности: устный счет, проблемный диалог, письменное выполнение заданий, работа в парах и проч.
Реализация ФГОС требует особого подхода к оцениванию образовательных результатов. Основным ориентиром для выбора заданий по оценке предметных результатов при необходимости могут стать лишь задания базового уровня. Особое внимание следует уделять систематичности и своевременности контроля (не просто по каждой теме, а на каждом этапе урока). Значимое место в обучении математике занимает профилактика типичных ошибок. Важно максимально подключать обучающихся к взаимному оцениванию и самооценке.
1.4. Содержание учебного предмета «Алгебра»
№
п/п
Наименование раздела
Содержание
Материал учебника
Кол-во часов
по общеобразовательной программе
для детей с ЗПР
по общеобразователь ной программе
для детей с ЗПР
Рациональные дроби
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей, возведение дроби в степень с натуральным показателем.
Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств.
Глава 1. Рациональные дроби.
П. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Глава 1. Рациональные дроби.
П. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
20ч
14ч
Квадратные корни
Понятие об иррациональных числах. Действительные числа. Арифметический квадратный корень и его свойства. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Глава I I. Квадратные корни.
П. 10, 11, 12, 16, 17, 18, 19.
Глава I I. Квадратные корни.
П. 10, 11, 12, 16, 17, 18, 19.
15ч
9ч
Решение квадратных уравнений
Неполные квадратные уравнения. Исследование квадратного уравнения. Теорема Виета.
Глава III. Квадратные уравнения.
П. 21, 22, 24.
Глава III. Квадратные уравнения.
П. 21, 22, 24.
7ч
6ч
Решение дробно-рациональных уравнений
Решение дробных рациональных уравнений. Решение задач с помощью квадратных и рациональных уравнений.
Глава III. Квадратные уравнения.
П. 25, 23, 26.
Глава III. Квадратные уравнения.
П. 25, 23, 26.
19ч
11ч
Числовые неравенства и их свойства
Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Почленное сложение и умножение числовых неравенств.
Глава IV. Неравенства.
П. 28, 29, 30.
Глава IV. Неравенства.
П. 28, 29, 30.
7ч
6ч
Неравенства и системы неравенств с одной переменной
Понятие о числовых промежутках. Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной.
Глава IV. Неравенства.
П. 33, 34, 35.
Глава IV. Неравенства.
П. 33, 34, 35.
10ч
7ч
Функции y= k/x, y=. Их свойства и графики.
Глава 1. Рациональные дроби. Глава II. Квадратные корни.
П. 8, 15.
Глава 1. Рациональные дроби. Глава II. Квадратные корни.
П. 8, 15.
5ч
4ч
Степень с целым показателем.
Степень с целым показателем, ее свойства. Стандартный вид числа.
Глава V. Степень с целым показателем. Элементы статистики.
П. 37,38,39.
Глава V. Степень с целым показателем. Элементы статистики.
П. 37,38,39.
5ч
4ч
Элементы статистики.
Начальные сведения об организации статистических исследований. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации.
Глава V. Степень с целым показателем. Элементы статистики.
П. 40,41.
Глава V. Степень с целым показателем. Элементы статистики.
П. 40,41.
4ч
2ч
Повторение.
10ч
5ч
Итого
102ч
68 ч
Содержание учебного предмета «Геометрия»
№
п/п
Наименование раздела
Содержание
Материал учебника
Кол-во часов
по общеобразовательной программе
для детей с ЗПР
по общеобразовательной программе
для детей с ЗПР
Четырехугольники
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Глава V. Четырехугольники.
П. 39-47
Глава V. Четырехугольники.
П. 39-47
14 ч
14 ч
Площади фигур
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Глава V I. Площади фигур.
П. 48-55
Глава V I. Площади фигур.
П. 48-55
14 ч
14 ч
Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Глава V II. Подобные треугольники.
П. 56-67
Глава V II. Подобные треугольники.
П. 56-67
19 ч
19 ч
Окружность
Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Глава V III. Окружность.
П. 68-76
Глава V III. Окружность.
П. 68-76
17 ч
17 ч
Повторение. Решение задач
Четырехугольники, площади четырехугольников, подобные треугольники, окружность. Теорема Пифагора.
4 ч
4 ч
Итого
68 ч
68 ч
1.5 Учебно-тематическое планирование по «Алгебре»
№
п/п
Кол-во уроков
Дата проведения
Форма проведения
Тема урока
Рациональные дроби – 14ч
1-3
3
Диалогическая лекция с ИКТ
Рациональные выражения. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями, умножение и деление дробей, возведение дроби в степень. Преобразование рациональных выражений.
4
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Преобразование рациональных выражений»
5-11
7
Урок-практикум
Практикум по теме: «Преобразование рациональных выражений»
Рациональные и иррациональные числа. Арифметический квадратный корень. Квадратный корень из произведения, дроби, степени. Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
17-18
2
Урок-семинар
Семинар по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»
19-20
2
Урок-практикум
Практикум по теме: « Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»
Семинар по теме: «Решение дробных рациональных уравнений»
32-33
2
Урок-практикум
Практикум по теме: «Решение дробных рациональных уравнений»
34
1
Урок -семинар
Решение задач с помощью рациональных уравнений
35
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Семинар по теме: «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений»
36
1
Урок-семинар
Практикум по теме: «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений»
37-38
2
Практикум
Практикум по теме: «Дробно-рациональные уравнения»
39
1
Повторно-обобщающий с применением УЛО
Proklass
Обобщающий урок
40
1
Урок контроля
Контрольная работа: «Решение дробных рациональных уравнений»
Числовые неравенства и их свойства – 6 ч
41-42
2
Диалогическая лекция с ИКТ
Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Почленное сложение и умножение числовых неравенств.
43
1
Урок - семинар
Семинар по теме: «Числовые неравенства»
44-45
2
Урок-практикум
Практикум по теме: «Числовые неравенства»
46
1
Урок контроля
Контрольная работа: «Числовые неравенства»
Неравенства и системы неравенств с одной переменной – 7ч
47
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Понятие о числовых промежутках. Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной.
48-49
2
Урок-семинар
Семинар по теме: «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»
50-52
3
Урок-практикум с ИКТ
Практикум по теме: «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»
53
1
Урок контроля
Контрольная работа: «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»
Функции y= k/x, y=. Их свойства и графики – 4ч
54
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Функции y = k/x, y =. Их свойства и графики.
55
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Функции y = k/x,
y =. Их свойства и графики»
56
1
Урок-практикум
Практикум по теме: «Функции y = k/x,
y =. Их свойства и графики»
57
1
Урок контроля
Контрольная работа: «Функции y = k/x, y =. Их свойства и графики»
Степень с целым показателем – 4ч
58
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Степень с целым показателем, ее свойства. Стандартный вид числа.
59
1
Урок-семинар
Семинар по теме: «Степень с целым показателем, ее свойства»
60
1
Урок-практикум
Практикум по теме: «Степень с целым показателем, ее свойства»
61
1
Урок контроля
Контрольная работа: «Степень с целым показателем»
Элементы статистики – 2ч
62
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации.
63
1
Урок-практикум
Практикум по теме: «Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации»
Итоговое повторение – 4ч
64
1
Повторно-обобщающий
Рациональные дроби и их преобразования
65
1
Повторно-обобщающий
Квадратные корни и квадратные уравнения
66
1
Повторно-обобщающий
Неравенства и их системы
67
1
Урок контроля
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
68
1
Повторно-обобщающий
Решение задач
Итого: 68 часа
Учебно-тематическое планирование по «Геометрии»
№
п/п
Кол-во уроков
Дата проведения
Форма проведения
Тема урока
Четырехугольники – 14ч
1-2
2
Диалогическая лекция с ИКТ
Многоугольники.
3-4
2
Комбинированный
Параллелограмм. Свойства параллелограмма.
5-6
2
Традиционный с ИКТ
Признаки параллелограмма.
7-8
2
Урок новых знаний
Трапеция.
9
1
Комбинированный с ИКТ
Прямоугольник.
10-11
2
Комбинированный с ИКТ
Ромб и квадрат.
12
1
Традиционный
Осевая и центральная симметрии.
13
1
Урок-практикум
Решение задач.
14
1
Урок контроля
Контрольная работа №1
Площади фигур – 14ч
15-16
2
Урок новых знаний
Площадь многоугольника.
17 -18
2
Комбинированный с ИКТ
Площадь параллелограмма.
19-20
2
Традиционный
Площадь треугольника.
21-22
2
Комбинированный с ИКТ
Площадь трапеции.
23-25
3
Традиционный
Теорема Пифагора.
26-27
2
Урок-практикум
Решение задач.
28
1
Урок контроля
Контрольная работа №2.
Подобные треугольники – 19ч
29-30
2
Диалогическая лекция с ИКТ
Определение подобных треугольников.
31-32
2
Урок-семинар
Первый признак подобия треугольников.
33-34
2
Урок-практикум
Второй признак подобия треугольников.
35
1
Комбинированный с ИКТ
Третий признак подобия треугольников.
36
1
Урок контроля
Контрольная работа №3.
37-39
3
Комбинированный с ИКТ
Средняя линия треугольника.
40-41
2
Комбинированный с ИКТ
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
42-43
2
Урок-практикум
Практические приложения подобия треугольников.
44
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
45-46
2
Комбинированный с ИКТ
Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.
47
1
Урок контроля
Контрольная работа №4.
Окружность – 17ч
48
1
Диалогическая лекция с ИКТ
Взаимное расположение прямой и окружности.
49-50
2
Урок-семинар
Касательная к окружности.
51-52
2
Урок-практикум
Центральный угол.
53-54
2
Комбинированный с ИКТ
Вписанный угол.
55-57
3
Диалогическая лекция с ИКТ
Четыре замечательные точки треугольника.
58-59
2
Урок-семинар
Вписанная окружность.
60-61
2
Комбинированный с ИКТ
Описанная окружность.
62-63
2
Урок-практикум с ИКТ
Решение задач.
64
1
Урок контроля
Контрольная работа №5.
Повторение. Решение задач – 4 ч
65-67
3
Урок-практикум
Четырехугольники, площади четырехугольников, подобные треугольники, окружность. Теорема Пифагора.
68
1
Урок контроля
Итоговая административная контрольная работа.
Итого: 68 часов
1.6. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа
Для детей с ЗПР
Алгебра
Обучающийся научится:
определять область допустимых значений рациональных выражений;
выполнять действия с алгебраическими дробями: сокращать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми и разными знаменателями, умножать, делить, возводить в степень с натуральным показателем;
преобразовывать дробно- рациональные выражения;
доказывать тождества.
извлекатьквадратные корни из числа а, а также из произведения чисел, дроби и степени;
преобразовывать выражения, содержащие квадратные корни: вносить множитель под знак корня, выносить множитель из-под знака корня, избавляться от иррациональности в знаменателе дроби.
решать неполные квадратные уравнения любого вида;
решать полные квадратные уравнения с использованием формулы корней;
исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам.
решать дробно-рациональные уравнения;
решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления квадратного или дробно-рационального уравнения;
интерпретировать полученный результат.
сравнивать числовые и буквенные выражения;
доказывать тождества;
складывать и умножать почленно числовые неравенства.
решать неравенства с одной переменной;
решать системы неравенств с одной переменной;
изображать множество решений неравенства и их систем на координатной прямой.
решать неравенства с одной переменной;
решать системы неравенств с одной переменной;
изображать множество решений неравенства и их систем на координатной прямой.
извлекать информацию из таблиц и диаграмм;
выполнять вычисления по табличным данным;
организовывать информацию в виде таблиц, столбчатых и круговых диаграмм
Геометрия
Обучающиеся научатся:
различать виды четырехугольников, применять их признаки и свойства в решении простых задач.
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира,
вычислять значения площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
применять формулы вычисления геометрических фигур, теорему Пифагора при решении задач.
выполнять чертежи по условию задач.
применять подобие треугольников при решении несложных задач, пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира, распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач.
применять признаки подобия треугольников для решения практических задач.
находить синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника.
вычислять значения геометрических величин.
использовать свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. Решать задачи на построение.
1.7. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
Наименование пособий
и технических средств обучения
Выходные данные
(автор, издательство, год издания)
I
Печатные пособия:
Учебная программа.
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5—9 классы : проект. — 3-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2011. 64 с.
Авторская программа учебного курса по алгебре для 7-9 классов Т.А. Бурмистровой -М.:Просвещение,2011
Учебники.
Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков. С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского.– 4 –е изд., стеор. –М.: Просвещение, 2014
Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.– 5 –е изд., стеор. –М.: Просвещение, 2015
Методическое пособие для учителя.
Уроки по курсу «Математика» к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда. -3-е изд. – М.:5 за знания, 2009.- 160с.