kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Звуки [Ж] и [Ш]. Звукобуквенный анализ слов» с обучающимися 2 класса по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие с обучающимися 2 классов.  Цель – помочь обучающимся осознать практическую и личностную значимость знаний о согласных звуках и способе их обозначения на письме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Звуки [Ж] и [Ш]. Звукобуквенный анализ слов» с обучающимися 2 класса по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.»

Логопедическое занятие по теме

«Звуки [Ж] и [Ш]. Звукобуквенный анализ слов» с обучающимися 2 класса

по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза.



Форма обучения: подгрупповое занятие

Наполняемость группы: 3 человек

Контингент обучающихся: подгруппа обучающихся 2 класса, имеющих нарушения на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Тип занятия: занятие практического применения знаний и умений

Продолжительность: 40 минут

Цель – помочь обучающимся осознать практическую и личностную значимость знаний о согласных звуках и способе их обозначения на письме.

Задачи:

коррекционно – образовательные: 

- учить выделять звуки [Ж] и [Ш]. в словах, словосочетаниях и предложениях;

- закрепить знания норм орфографии;

- ознакомить детей со сравнительной характеристикой звуков [Ж] и [Ш].

коррекционно – развивающие: 

- развивать зрительное восприятие;

- развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику;

-развивать фонематическое восприятие;

- развивать слуховое внимание;

- развивать навыки слогового анализа и синтеза на уровне слога, слова, словосочетания и на уровне текста; 

-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах;

- развивать память и внимание;


коррекционно – воспитательные: 

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- сформировать интерес к занятиям;

- воспитывать доброжелательность и дружелюбность.

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, презентация к занятию, интерактивная доска, бланки с заданиями.


Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, игровое и личностно-ориентированное обучение. Также использовались методы креативного речевого развития (лингвистическая задача).

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы:

- совершенствование умения различать на слух согласные звуки [Ж] и [Ш] и учиться выделять звуки [Ж] и [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях;

- совершенствование фонематического слуха; произвольного внимания и самоконтроля.

Личностные результаты:

- представление о русском языке как языке нашей страны;

- понимание значимости хорошего владения русским языком;

- преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики.

Регулятивные:

- понимание и сохранение учебной задачи;

- постановка (в сотрудничестве с учителем-логопедом) цели и осуществление действий для реализации замысла;

- адекватное оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск причин и способов их преодоления.

Познавательные:

- применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный) и использование в процессе решения проблемной ситуации;

- формирование лингвистического мышления;

- построение несложных рассуждений, умение делать выводы и формулировать их.

Коммуникативные:

- совершенствование умения сотрудничать в коллективе: слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выполняя принятые правила речевого поведения;

- построение небольших монологических высказываний с учётом ситуации общения;

- формирование толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап.

Организационный этап (2 мин)

Цель - настроить детей в работу с первых минут занятия.

Здравствуйте, ребята!(6слайд).

-Поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями: для чего вы пришли на занятие?

Я желаю Вам удачи. Пожелайте удачи друг другу.

Хлопают соседа по ладони для того, чтобы пожелать удачи.

- Ребята, за каждое правильно выполненное задание, вам будет нужно оценить себя на лесенке успеха. Сейчас вы в начале пути. Если вы справились с заданием, поднимитесь на одну ступеньку вверх. А если вы посчитаете, что не справились с заданием, то оставайтесь на той ступени, где вы были ранее. В конце занятия мы должны оказаться на самой высокой лесенке. (7слайд)

Слушают учителя-логопеда.

Делятся своими мыслями.

Желают удачи друг другу.

Результаты деятельности учащихся

Включение обучающихся в учебную деятельность через активизацию внимания, мышления и речи. Мотивация на активную и качественную работу на занятии.

II этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся, актуализация знаний

(4 мин)

Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение.

Артикуляционная гимнастика. (8слайд)

- Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и помогайте мне.

Ж-Ж-Ж-Ж

запел рогатый жук;

Вот так громко я жужжу!

Ж-Ж-Ж-Ж…(дети повторяют звук)

Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ж]. Прикрепляет к доске картинку с изображением жука.


-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?

- Какой буквой на письме обозначается этот звук?


Послушайте ещё одно стихотворение.

Мы увидели букашку

ш-ш-ш-ш, (дети повторяют звук)

В середине на ромашке.

ш-ш-ш-ш. (дети повторяют звук)

Что букашка делала?

Может быть обедала?

Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ш]. Прикрепляет к доске картинку с изображением букашки.


-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?

- Какой буквой на письме обозначается этот звук?

Сравнительная характеристика звуков [Ж] и [Ш]. (9слайд)

- Что вы знаете про звук [Ж]?

-Этот звук согласный, твердый, звонкий.


- Что вы знаете про звук [Ш]?

-Этот звук согласный, твердый, глухой.

Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.

Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением жука.




















Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением жука.





Делают сравнительную характеристику со звуком [Ж] и [Ш].






Оценивают себя на лесенке успеха.

Результаты деятельности учащихся

Привлечение внимания к звуковой стороне речи, воображения, монологической речи.

III. Постановка цели и задач занятия

Цель и тему занятия обучающиеся формулируют самостоятельно.

- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (10слайд)

- Зачем нам нужны знания о звуках [Ж] и [Ш]?

- Что значит правильно говорить, писать и читать?


Цель нашего занятия - применение знаний и умений о согласных звуках [Ж] и [Ш]; способе их обозначения на письме в словах, словосочетаниях и в предложениях, в различных ситуациях (то есть на практике).


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя-логопеда, подводящие к формулированию темы и цели занятия.

Ответы обучающихся:

- Знания о согласных звуках [Ж] и [Ш].нужны нам, чтобы правильно говорить, писать и читать.

- Правильно – это значит без ошибок.

Результаты деятельности учащихся

Самоопределение, мотивация учения, целеполагание.

IV. Первичное закрепление

Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.

4.1 Решение лингвистической задачи «Необычные насекомые». (11слайд)

Учитель-логопед создаёт ситуацию интриги, предлагая выполнить необычное задание:

-Ребята, вы уже обратили внимание, что сегодня вместе с нами на занятии жук и букашка.

- Как вы думаете, эти насекомые больно кусаются?

- Но наши насекомые добрые и хотят с нами подружиться.

Составить имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и подчеркните буквы [Ж] и [Ш].

Ряды картинок: (12слайд)

- жук, оса, ракушка, аист (Жора);

- мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).

-Вам удалось узнать, как зовут наших героев?

Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.

Обучающиеся слушают, наблюдают за словами, воображают, как выглядят необычные насекомые, делают выводы. Ответы обучающихся:

- Это насекомые, которых мы видели, просто имена у них интересные и необычные.

- Насекомые больно кусаются.




Составляют имена героев по первым буквам слов-картинок.



Оценивают себя на лесенке успеха.

4.2 Послушайте сказку и запомните слова со звуками [Ж] и [Ш]. Игра называется «Хлопни, топни». Если услышите звук [Ж], то топните, если услышите звук [Ш], то хлопните. (15слайд)


«Жили – были Жук Жора и букашка Маша. Один раз Жора упал с дерева – ушиб лапку и повредил крылышко. Маша полетела за доктором – желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Маша выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку Жоре стало лучше».

Учитель-логопед: Перечислите по памяти 5 слов со звуком Ж для Жоры и со звуком Ш для Маши. (16слайд)

Учитель-логопед вместе с детьми проговаривает слова и обращает внимание на произношение звуков [Ж] и [Ш], которые запомнили дети.

4.3 Учитель-логопед: Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все ещё напоминало о себе. Букашка решила слетать за новыми листочками. Помогите букашке добраться до кустов шиповника и жасмина. Пройдите по дорожкам – составьте и запишите слоги со звуками [Ж] и [Ш]. (16слайд)

Дети составляют слоги с гласными А, У, И, О, Е. (17слайд)

ЖА-ЖУ-ЖИ-ЖО-ЖЕ,

ША-ШУ-ШИ-ШО-ШЕ.

Мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения и повторяем слоги под музыку (Видео) (18слайд)

Внимательно слушают сказку и стараются запомнить слова со звуками [Ж] и [Ш]. А потом хлопают, если услышат звук [Ж] и топают, если услышат звук [Ш].






Перечисляют по памяти 5 слов со звуком [Ж] и 5 слов со звуком [Ш].





Ребята проходят по дорожкам, составляют и записывают слоги со звуками [Ж] и [Ш].

Потом мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности и творчески проявлять себя.

Результаты деятельности учащихся

Привлечение внимания к звуковой стороне речи, развитие лингвистического мышления, воображения, монологической речи. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

V. Творческое применение знаний в новой ситуации.

Применение знаний в новой для детей ситуации.

5. 5 Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова. (18слайд)

А теперь помогите Маше сорвать листочки с кустов. Прочитанные записанные на листочках слоги. Составьте из них слова. Ребята выкладывают на доске слова в два столбика.

На листочках по слогам записаны следующие слова: кры-лыш-ко, бу-каш-ка, до-рож-ка, лу-жок.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.

Маша и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж-Ш. (21слайд)

шов

карандаши

кожа

штанишки

шорох


змеиная

грубый цветные тихий короткие


Физминутка «Далёкий путь». (22слайд)

Учитель-логопед: после тяжёлой работы насекомые решили немного отдохнуть и выполнить несколько упражнений.

По дороге мы идём

Путь далёк, далек наш дом

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим.

Мы под дубом полежим,

Полежим, отдохнем,

А потом дальше пойдем.


Ну что ребята, отдохнули??? А теперь снова за работу.

Учитель-логопед: Маша и Жора побежали дальше и увидели на полянке много красивых цветов, на лепестках которых были написаны предложения.

Прочитайте предложения. Можно ли назвать прочитанное связным текстом? Почему? Составьте из данных предложений связанный рассказ. (23слайд)

Жора и Маша.

Ползла Маша на лужок. Она увидела на дороге Жору. Он лежал животом вверх и не мог улететь. Ей стало жалко жука. Букашка Маша помогла Жоре улететь.

Составляют связанный рассказ. Обнаруживают, что он не закончен. Придумывают последнее предложение и записывают его в тетради.


Вам нужно снова себя оценить на лесенке успеха.

Составляют и выкладывают на доске слова из слогов в два столбика.








Ребята составляют из слов левого и правого столбиков словосочетания. Записывают и выделяют буквы Ж и Ш.












Мы с ребятами решили передохнуть и выполнить несколько упражнений.













Ребятам нужно прочитать предложения, составить из данных предложений связный текст. Потом придумывают последнее предложение и записывают его в тетради. И все вместе его проверяем.


Результаты деятельности обучающихся

Развитие психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности: устойчивости внимания, наблюдательности, познавательной активности, способности к переключению. Применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный). Обучение умению формулировать проблему и искать пути её решения, делать выводы. Осознанность выполнения заданий. Умение общаться с ровесниками, высказывать своё мнение, а также слушать и уважать мнение других. Преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики. Преобладание положительных эмоций в учении. Умение слушать и различать согласные звуки [Ж] и [Ш], видеть и исправлять ошибки на письме с данными звуками и буквами.

VI этап. Рефлексивная деятельность (5 мин)

Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы.

Наш урок подошёл к концу. Ребята, чему мы учились сегодня на занятии?

- Как вы думаете, у Вас всё получилось? Посмотрите на лесенку успеха.

Продолжите предложение, выбрав начало словами:

Я научился …

Я узнал…

Мне понравилось…(24слайд)


В конце занятия учитель-логопед обращается к обучающимся: (26слайд)


Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили

Задачи, находя решенье,

Развивают мышленье,

Память и внимание,

Закрепляли знания.

А теперь, внимание,

Домашнее задание.

Дети соотносят результаты с поставленной целью, оценивают результаты своей деятельности.


Самостоятельно оценивают свою активность на занятии, правильность ответов.

Ответы ребят: учились слышать и различать согласные звуки [Ж] и [Ш], правильно обозначать согласные звуки на письме, исправлять ошибки.





Домашнее задание.


Вставить пропущенные буквы ж и ш в предложениях. (27слайд)

Ребяти…ки побе…али к ма…ине. …еня вя…ет деду…ке …акет. Ко…ка ле…ит на ле…анке. В …ивом уголке …ивут мыши. …ура …ивёт около …колы. По…арные поту…или по…ар. Ма…ина бабу…ка …ивёт на втором эта…е. Ребяти…ки бегали по лу…айке.


Спасибо за работу!

Выполняют домашнее задание.

Результаты деятельности учащихся

Умение самостоятельно анализировать и оценивать успешность своей деятельности, овладевать критериями оценивания.

Использованная литература: Развивающие технологии в логопедии /Акименко А.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2011; Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – Издательство «Гном и Д», 2006; Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфии, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М., Аквариум, 2006.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бурдак Алёна Степановна

Дата: 04.12.2020

Номер свидетельства: 565420


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства