- развивать навыки слогового анализа и синтеза на уровне слога, слова, словосочетания и на уровне текста;
-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах;
- воспитывать доброжелательность и дружелюбность.
- преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики.
- постановка (в сотрудничестве с учителем-логопедом) цели и осуществление действий для реализации замысла;
- адекватное оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск причин и способов их преодоления.
- применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный) и использование в процессе решения проблемной ситуации;
- построение несложных рассуждений, умение делать выводы и формулировать их.
- совершенствование умения сотрудничать в коллективе: слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выполняя принятые правила речевого поведения;
- формирование толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап. Организационный этап (2 мин) Цель - настроить детей в работу с первых минут занятия. | Здравствуйте, ребята!(6слайд). -Поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями: для чего вы пришли на занятие? Я желаю Вам удачи. Пожелайте удачи друг другу. Хлопают соседа по ладони для того, чтобы пожелать удачи. - Ребята, за каждое правильно выполненное задание, вам будет нужно оценить себя на лесенке успеха. Сейчас вы в начале пути. Если вы справились с заданием, поднимитесь на одну ступеньку вверх. А если вы посчитаете, что не справились с заданием, то оставайтесь на той ступени, где вы были ранее. В конце занятия мы должны оказаться на самой высокой лесенке. (7слайд) | Слушают учителя-логопеда. Делятся своими мыслями. Желают удачи друг другу. |
Результаты деятельности учащихся Включение обучающихся в учебную деятельность через активизацию внимания, мышления и речи. Мотивация на активную и качественную работу на занятии. |
II этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся, актуализация знаний (4 мин) Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение. | Артикуляционная гимнастика. (8слайд) - Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и помогайте мне. Ж-Ж-Ж-Ж запел рогатый жук; Вот так громко я жужжу! Ж-Ж-Ж-Ж…(дети повторяют звук) Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ж]. Прикрепляет к доске картинку с изображением жука. -Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего? - Какой буквой на письме обозначается этот звук? Послушайте ещё одно стихотворение. Мы увидели букашку ш-ш-ш-ш, (дети повторяют звук) В середине на ромашке. ш-ш-ш-ш. (дети повторяют звук) Что букашка делала? Может быть обедала? Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ш]. Прикрепляет к доске картинку с изображением букашки. -Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего? - Какой буквой на письме обозначается этот звук? Сравнительная характеристика звуков [Ж] и [Ш]. (9слайд) - Что вы знаете про звук [Ж]? -Этот звук согласный, твердый, звонкий. - Что вы знаете про звук [Ш]? -Этот звук согласный, твердый, глухой. Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха. | Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением жука. Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением жука. Делают сравнительную характеристику со звуком [Ж] и [Ш]. Оценивают себя на лесенке успеха. |
Результаты деятельности учащихся Привлечение внимания к звуковой стороне речи, воображения, монологической речи. |
III. Постановка цели и задач занятия Цель и тему занятия обучающиеся формулируют самостоятельно. | - Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (10слайд) - Зачем нам нужны знания о звуках [Ж] и [Ш]? - Что значит правильно говорить, писать и читать? Цель нашего занятия - применение знаний и умений о согласных звуках [Ж] и [Ш]; способе их обозначения на письме в словах, словосочетаниях и в предложениях, в различных ситуациях (то есть на практике). | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя-логопеда, подводящие к формулированию темы и цели занятия. Ответы обучающихся: - Знания о согласных звуках [Ж] и [Ш].нужны нам, чтобы правильно говорить, писать и читать. - Правильно – это значит без ошибок. |
Результаты деятельности учащихся Самоопределение, мотивация учения, целеполагание. |
IV. Первичное закрепление Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач. | 4.1 Решение лингвистической задачи «Необычные насекомые». (11слайд) Учитель-логопед создаёт ситуацию интриги, предлагая выполнить необычное задание: -Ребята, вы уже обратили внимание, что сегодня вместе с нами на занятии жук и букашка. - Как вы думаете, эти насекомые больно кусаются? - Но наши насекомые добрые и хотят с нами подружиться. Составить имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и подчеркните буквы [Ж] и [Ш]. Ряды картинок: (12слайд) - жук, оса, ракушка, аист (Жора); - мак, арбуз, шар, абрикос (Маша). -Вам удалось узнать, как зовут наших героев? Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха. | Обучающиеся слушают, наблюдают за словами, воображают, как выглядят необычные насекомые, делают выводы. Ответы обучающихся: - Это насекомые, которых мы видели, просто имена у них интересные и необычные. - Насекомые больно кусаются. Составляют имена героев по первым буквам слов-картинок. Оценивают себя на лесенке успеха. |
4.2 Послушайте сказку и запомните слова со звуками [Ж] и [Ш]. Игра называется «Хлопни, топни». Если услышите звук [Ж], то топните, если услышите звук [Ш], то хлопните. (15слайд) «Жили – были Жук Жора и букашка Маша. Один раз Жора упал с дерева – ушиб лапку и повредил крылышко. Маша полетела за доктором – желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Маша выполнила все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку Жоре стало лучше». Учитель-логопед: Перечислите по памяти 5 слов со звуком Ж для Жоры и со звуком Ш для Маши. (16слайд) Учитель-логопед вместе с детьми проговаривает слова и обращает внимание на произношение звуков [Ж] и [Ш], которые запомнили дети. 4.3 Учитель-логопед: Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное крылышко все ещё напоминало о себе. Букашка решила слетать за новыми листочками. Помогите букашке добраться до кустов шиповника и жасмина. Пройдите по дорожкам – составьте и запишите слоги со звуками [Ж] и [Ш]. (16слайд) Дети составляют слоги с гласными А, У, И, О, Е. (17слайд) ЖА-ЖУ-ЖИ-ЖО-ЖЕ, ША-ШУ-ШИ-ШО-ШЕ. Мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения и повторяем слоги под музыку (Видео) (18слайд) | Внимательно слушают сказку и стараются запомнить слова со звуками [Ж] и [Ш]. А потом хлопают, если услышат звук [Ж] и топают, если услышат звук [Ш]. Перечисляют по памяти 5 слов со звуком [Ж] и 5 слов со звуком [Ш]. Ребята проходят по дорожкам, составляют и записывают слоги со звуками [Ж] и [Ш]. Потом мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности и творчески проявлять себя. |
Результаты деятельности учащихся Привлечение внимания к звуковой стороне речи, развитие лингвистического мышления, воображения, монологической речи. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания. |
V. Творческое применение знаний в новой ситуации. Применение знаний в новой для детей ситуации. | 5. 5 Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова. (18слайд) А теперь помогите Маше сорвать листочки с кустов. Прочитанные записанные на листочках слоги. Составьте из них слова. Ребята выкладывают на доске слова в два столбика. На листочках по слогам записаны следующие слова: кры-лыш-ко, бу-каш-ка, до-рож-ка, лу-жок. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания. Маша и Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж-Ш. (21слайд) шов карандаши кожа штанишки шорох | змеиная грубый цветные тихий короткие | Физминутка «Далёкий путь». (22слайд) Учитель-логопед: после тяжёлой работы насекомые решили немного отдохнуть и выполнить несколько упражнений. По дороге мы идём Путь далёк, далек наш дом Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим. Мы под дубом полежим, Полежим, отдохнем, А потом дальше пойдем. Ну что ребята, отдохнули??? А теперь снова за работу. Учитель-логопед: Маша и Жора побежали дальше и увидели на полянке много красивых цветов, на лепестках которых были написаны предложения. Прочитайте предложения. Можно ли назвать прочитанное связным текстом? Почему? Составьте из данных предложений связанный рассказ. (23слайд) Жора и Маша. Ползла Маша на лужок. Она увидела на дороге Жору. Он лежал животом вверх и не мог улететь. Ей стало жалко жука. Букашка Маша помогла Жоре улететь. Составляют связанный рассказ. Обнаруживают, что он не закончен. Придумывают последнее предложение и записывают его в тетради. Вам нужно снова себя оценить на лесенке успеха. | Составляют и выкладывают на доске слова из слогов в два столбика. Ребята составляют из слов левого и правого столбиков словосочетания. Записывают и выделяют буквы Ж и Ш. Мы с ребятами решили передохнуть и выполнить несколько упражнений. Ребятам нужно прочитать предложения, составить из данных предложений связный текст. Потом придумывают последнее предложение и записывают его в тетради. И все вместе его проверяем. |
Результаты деятельности обучающихся Развитие психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности: устойчивости внимания, наблюдательности, познавательной активности, способности к переключению. Применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный). Обучение умению формулировать проблему и искать пути её решения, делать выводы. Осознанность выполнения заданий. Умение общаться с ровесниками, высказывать своё мнение, а также слушать и уважать мнение других. Преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики. Преобладание положительных эмоций в учении. Умение слушать и различать согласные звуки [Ж] и [Ш], видеть и исправлять ошибки на письме с данными звуками и буквами. |
VI этап. Рефлексивная деятельность (5 мин) Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы. | Наш урок подошёл к концу. Ребята, чему мы учились сегодня на занятии? - Как вы думаете, у Вас всё получилось? Посмотрите на лесенку успеха. Продолжите предложение, выбрав начало словами: Я научился … Я узнал… Мне понравилось…(24слайд) В конце занятия учитель-логопед обращается к обучающимся: (26слайд) Мы много вспомнили, друзья, Без этого никак нельзя. Правила мы повторили, На практике их применили Задачи, находя решенье, Развивают мышленье, Память и внимание, Закрепляли знания. А теперь, внимание, Домашнее задание. | Дети соотносят результаты с поставленной целью, оценивают результаты своей деятельности. Самостоятельно оценивают свою активность на занятии, правильность ответов. Ответы ребят: учились слышать и различать согласные звуки [Ж] и [Ш], правильно обозначать согласные звуки на письме, исправлять ошибки. |
Домашнее задание. |
| Вставить пропущенные буквы ж и ш в предложениях. (27слайд) Ребяти…ки побе…али к ма…ине. …еня вя…ет деду…ке …акет. Ко…ка ле…ит на ле…анке. В …ивом уголке …ивут мыши. …ура …ивёт около …колы. По…арные поту…или по…ар. Ма…ина бабу…ка …ивёт на втором эта…е. Ребяти…ки бегали по лу…айке. Спасибо за работу! | Выполняют домашнее задание. |
Результаты деятельности учащихся Умение самостоятельно анализировать и оценивать успешность своей деятельности, овладевать критериями оценивания. |
Использованная литература: Развивающие технологии в логопедии /Акименко А.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2011; Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – Издательство «Гном и Д», 2006; Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфии, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М., Аквариум, 2006. |