Оборудование: игрушка сова, картинки с изображением птиц, картина ( птицеландия),
буквы.
Ход занятия:
Логопед : Здравствуй, небо! ( дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, Земля!(дети опускают руки вниз)
Здравствуйте, мои друзья! ( дети протягивают руки вперёд)
1,2,3,4,5( дети загибают пальцы под счёт)
Крепко за руки возьм1мся и друг другу улыбнёмся
Логопед: Дети, пытаюсь догадаться, какое у вас настроение.
Дети: Весёлое, хорошее, радостное
Логопед: Мне очень радостно за вас. Мяч передавай, что находится в кабинете, называй: внизу, вверху, впереди, сзади, слева, справа. У нас в гостях мудрая Сова, она сообщила, что есть сказочное волшебное, замечательная птичья страна, под названием – Птицеландия. Мудрой Сове хотелось бы в ней побывать. Дети, а вы хотите вместе с Мудрой Совой отправиться в Птицеландию?
Дети: да, хотим!
Логопед: Чтобы отправиться в Птицеландию надо превратиться в птиц. Встаньте. Налево повернитесь, направо повернитесь, один раз покружитесь – в любую птичку превратитесь. Отберите картинки с изображение своей птички. Мудрой Сове, интересно, узнать кто ты?
Ребёнок: я – ласточка
Логопед: Ласточка, расскажи о себе.
Ребёнок: Ласточка. Остроклювая, быстрокрылая. Прыгаю, летаю, ловлю мошек. Я ловлю на лету мошек. Перелётная птица.
Логопед: Мудрая Сова спрашивает, сколько слогов в слове ласточка?
Ребёнок: 3 слога
Логопед: а как ты догадался, что три слога?
Ребёнок: в слове ласточка три гласных звука, значит три слога
Логопед: есть ли в слове ласточка звук «р» или «л»
Ребёнок: в слове ласточка есть звук л
Логопед: А тебя, птичка, как зовут?
Ребёнок: Я- цапля
Логопед: сколько слогов в слове цапля?
Ребёнок: в слове цапля 2 слога
Логопед: правильно. Назови 1 и 2 слог в этом слове
Ребёнок: 1 слог цап, а второй ля
Логопед: Мудрая Сова сказала, что ты Чапля. Правильно она сказала?
Ребёнок: нет, я не чапля, а цапля.
Логопед: птичка. А ты кто?
Ребёнок: я- сорока
Логопед: Сорока, ты какая птица?
Ребёнок: я белобокая. Чернокрылая, остроклювая, любопытная, большая, красивая птица
Логопед: сколько слогов в слове сорока?
Ребёнок: 3 слога
Логопед: верно, назови 2 слог в слове сорока?
Ребёнок: ро
Логопед: верно, птичка как тебя зовут?
Ребёнок: я- грач
Логопед: какой первый звук в слове грач?
Ребёнок: г
Логопед: какой последний звук в слове грач?
Ребёнок: ч
Логопед: сколько слогов в слове грач?
Ребёнок: 1
Логопед: какой звук помог тебе сосчитать количество слогов?
Ребёнок: звук а
Логопед: дети, какое слово длиннее ласточка или грач?
Дети: Ласточка
Логопед: Дети, какое слово самое короткое? Ласточка, Цапля или Грач?
Дети: Грач
Логопед: Птичка, ты кто?
Ребёнок: я-кукушка
Логопед: Назови слог, который повторяется два раза в слове кукушка?
Ребёнок: ку
Логопед: а ты кто?
Ребёнок: я- утка
Логопед: сколько слогов в слове утка?
Ребёнок: 2 слога
Логопед: какой по счёту слог ут?
Ребёнок: 1 слог
Логопед: Дети, угадайте, название какой птицы я отхлопаю, ласточка или цапля. Слушайте внимательно!
( Логопед отхлопывает название птиц: I I I ( лас-точ-ка), I I ( цапля )
Логопед: а кто из вас хочет сам отхлопать название птиц? А мы постараемся угадать.
( Выходит ребёнок и прохлопывает название птиц: цапля, грач)
Логопед: молодцы, а теперь птица, летим в Птицеландию
Игра: всё быстрее мы летим ( в быстром темпе)
в Птицеландию хотим. ( в быстром темпе)
Прилетели, сели.( замедляя темп)
Весело запели ( спокойно, в среднем темпе)
Логопед: ( вывешивает картину «Птицеландия») Посмотрите, птицы вот и Птицеландия. Скажите, – это какая страна Птицеландия?
Дидактическое упражнение «Какая страна?» ( Логопед задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку )
Дети: Это страна замечательная, необыкновенная, красивая, выдуманная, сказочная, волшебная, чудесная, прекрасная, восхитительная.
Логопед: Птицы, споём Мудрой Сове песенку о зимующих и перелётных птицах. ( Дети поют и отстукивают деревянными ложками ритмический рисунок слова)
Чай-ка, Чай-ка. Во-ро-бей, ( 11 11 111)
Гал-ка, гал-ка, со-ло-вей, ( 11 11 111)
Ут-ка, ут-ка, сви-ри-стель, ( 11 11 111)
Го-лубь, го-лубь. Гусь. ( 11 11 1)
Дети кладут ложки на пол и бегут по кругу под звон бубна, затем снова подняв ложки, поют короткую песенку.
Упражнение: «Чей? Чья? Чьи?»
Логопед: В сказочной стране появилась чудо-птица. Посмотрите, у неё части тела разных птиц.
У чудо- птицы чья голова?
Дети: утиная голова
Логопед: у чудо-птицы чья грудка?
Дети: кукушечья грудка
Логопед: У чудо-птицы чьи крылья и хвост?
Дети: ласточкины крылья и хвост
Логопед: у чудо-птицы чьи ноги?
Дети: у чудо-птицы цаплины ноги
Логопед: молодцы, расскажем. Что делала птичка перед полётом
Пальчиковая гимнастика « Птичка»
Птичка крылышки сложила, Дети сцепляют руки в замочек
Птичка пёрышки помыла,
Птичка клювом повела, Руки в замочек опускают вниз.
Птичка зёрнышки нашла, Мизинцы соединяются в клювик.
Птичка зёрнышки поела, Стучат мизинцами по колену.
Птичка песенку запела, Мизинцы раздвигаю в разные стороны
Птичка крылышки раскрыла,
Полетела, полетела!!! Машут скрещенными ладонями.
Логопед: Птицы, зачем вам летать?
Дети: Чтобы спасаться от врагов. Чтобы ловить насекомых в воздухе, чтобы высоко строить гнёзда.
Логопед: Для вас игра «Живые звуки и буквы» со словом птицы.