Тема: Звуковой анализ одно, двух, трехсложных слов разной слоговой структуры. Цели: 1) закрепление навыка деления слов на слоги; 2) воспитание положительной мотивации к ученью; 3) развитие фонематического восприятия, навыков звуко- слогового анализа и синтеза, мелкой и артикуляционной моторики; формирование пространственно- временных представлений; обогащение и активизация словаря через расширение семантического поля слова «мышь». ОБОРУДОВАНИЕ: слоговые линейки, кассы схем, игра «Пирамида», зеркало, игра «Электронная муха», слова к семантическому полю слова «мышь» на карточках, вопросы на доске для составления рассказа. Ход занятия 1) Организационный момент. 2)Пальчиковая гимнастика: Игра « Строим дом». Строим , строим , строим дом (дети стучат кулачком о кулачок) Дом с высоким потолком (поднять руки вверх) С треугольной крышей (соединяют подушечки пальцев рук, изображая крышу) Вот с такой? (показывают пологую крышу) Нет – выше. (показывают более высокую крышу) Окон в доме три и три, (показывает указательным, безымянным и средним пальцем одной руки, затем другой) Поскорей в них загляни ( изображают, как заглядывают в окно) Там увидишь печку, (соединяют большие и указательные пальцы рук) На печке человечка (берут себя за уши, « дразнятся» язычком) Стены деревянные, (сгибают руки в локтях) Окна в нем стеклянные. (пальцами двух рук делают прямоугольник) Есть труба кирпичная, (соединяют ладони вместе) Работа отличная. (показывают большие пальцы, подняты кверху). 3) Упражнения дыхательной гимнастики (по Стрельниковой): Упражнение 1 « Ладошки». И.П.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить. Упражнение 2 « Поясок». И.П.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в И.П. 4) Артикуляционная гимнастика. - Приоткрыл язык окно, (рот раскрыть) А на улице тепло. (Высунуть язык изо рта) Язычок наш потянулся, (иголочка) Широко нам улыбнулся. (Улыбка) - А потом пошел гулять, (язык вправо- влево), По ступенечкам шагать. (язык вверх- вниз) - Затем увидел маляра: Красить потолок пора. (Маляр) - Вот и банка с краской рядом, Обновить заборчик надо. (Заборчик) - Индюшата болботали, Болботать они устали. (Болтушка). - Барабанщик идет, Собирайся народ, В барабан он стучит, « Д-д-д» - говорит. (Барабанщики) - Язычок наш погулял, Много нового узнал. Он немного притомился – К себе в домик воротился. 5) Игра «Электронная муха». (Для усвоения понятий: вверх, вниз, вправо, влево). - Впиши в перфокарту пропущенные дни недели. 6) Работа со слоговой линейкой (показать на линейке количество слогов): Дом, лисенок, калина, рисунок, вода, росинка, лимон, утка, кулон, сад, конь. 7). Покажи схему слова у себя в кассе схем: ком раки ложка сынок хоровод фантик машина сом вата кусты тазик водолаз мостик сорока рак пара санки пирог рисунок кувшин паруса 8) Физминутка: - упражнение для глаз. - А сейчас все по порядку Встаньте дружно на зарядку! Руки в стороны, согнули, Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их и оглянулись: Через правое плечо, через левое еще. Дружно присели, пяточки задели, На носочки поднялись, Опустили руки вниз. 9) Работа с семантическим полем слова «мышь»: Загадка: Маленький шарик под полом шарит. ( Мышь). - анализ слова « мышь» ( слоги, звуки, буквы, гласные и согласные). - повторить родственные слова: мышь, мышонок, мышеловка, мышиная. - слова - действия: шумит, шуршит, шелестит, шныряет, шалит, шарит - слова - признаки: ( какая? ) пушистая, серая, белая, маленькая, большая, шаловливая, шустрая, крошечная, ушастая, летучая. - Составление связного рассказа по вопросам: Где сидела кошка? (окошко) Откуда вышла мышка? (из-под шкафа) Чем шуршала мышка? (бумажка) Кто увидел мышку и зашипел? (кошка) Где спряталась шустрая мышка? (шкаф) - Озаглавливание (« Мышка»). - Запись в тетрадь одного или двух предложений. Схема последнего предложения. 10) Игра « Пирамида» ( построить пирамиду, разложив картинки в каждом ряду соответственно количеству слогов). 11) Итог занятия. - Понравилось ли вам сегодня занятие? - Что больше всего понравилось? - Оцените свое настроение( положите зеленый квадрат к тому лицу, которое соответствует вашему настроению). |