kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по логопедии в 5 кл. "Составление рассказа по сюжетной картине "Весна. Природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать связную речь, обогащать активный словарь, учить учащихся точно употреблять слова в речи; формировать умения наблюдать, делать выводы, развивать психические процессы,  рече-слуховую память, расширять знания об окружающем мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по логопедии в 5 кл. "Составление рассказа по сюжетной картине "Весна. Природа"»

Открытое занятие по логопедии (развитие речи, 5 класс).


Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке « Весна. Природа».

Цель: развивать связную речь, обогащать активный словарь, учить учащихся точно употреблять слова в речи; формировать умения наблюдать, делать выводы, развивать психические процессы, рече-слуховую память, расширять знания об окружающем мире.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки; карточки; презентация, тест-карта.


ХОД ЗАНЯТИЯ. 1.Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на занятие.

2. Подготовка к восприятию темы занятия. Ребята, проведем конкурс чтецов, внимательно слушаем друг друга и назовём лучшего чтеца ( у учащихся на парте разложены карточки со стихами о весне, учащиеся читают, потом называют лучшего чтеца, почему?). 1.Алексей Плещеев ВЕСНА Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою 2. Фёдор Глинка ВЕСНА Уже душистей стали ели, И пахнет в воздухе смолой; Уже луга зазеленели, И мох кудрится над скалой 3.Весна К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны. Видно очень тёплые Ноги у весны.
(И. Токмакова) 4.Весна и Ручей
Я под снегом долго спал,
От молчания устал.
Я проснулся и помчался,
и с Весною повстречался…
(В. Ланцетти) 5.Шепчет солнышко
Шепчет солнышко листочку:
– Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.
(В. Орлов) 6.Наконец пришла весна
Наконец пришла весна.
Ель, берёза и сосна,
Сбросив белые пижамы, Пробудились ото сна. (Игорь Шандра)



3.Новый материал.


  • УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: Ребята, а как Вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? (Дети: О весне). Конечно же, о весне (на доске слайд «Весна»).





О весне говорят и пишут поэты, писатели, художники. Они восхищаются ею, воспевают её. Понравились Вам стихи? Поговорим о весне мы с Вами и составим свой рассказ о ней.

Назовите самое главное явление, происходящее в природе с наступлением весны?

(Это её пробуждение. Краткая беседа по рассказу Г.А.Скребицкого «Весна» -о животном мире.

Г.А. Скребицкий

Весна.

Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой — и его уже вовсе не осталось.

С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек, наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.

Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда.

Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже — и бултых прямо в воду.

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завози­лось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошен­ный. На иголках — сухая трава, листья. Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать.

Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать.

Помылся, почистился ежик, да и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.

Ожил под теплым весенним солнцем и огромный лес­ной дом — муравейник. С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.

Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые — весенние. Прилетели к старому пню две малень­кие серые птички. Стали все кругом оглядывать. Потом одна из них слетела вниз на землю, схватила в клюв сухую травинку и положила в ямочку возле пня. И другая птичка тоже к ней подлетела, и стали они вместе строить гнездо.



УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: А ПРИРОДА ОЖИВАЕТ? В чем это проявляется? Учащиеся вспоминают приметы из прочитанных ими стихов. Логопед инструктирует о выполнении ЗАДАНИЯ №1 по тест –карте.


Тест - карта

Задание 1. Прочти, вставь пропущенные предлоги и заверши рассказ.


природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первые грачи и ласточки. И есть пора году, когда земля надевает самые яркие наряды. Кажется, что она даже начинает светиться. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Набрать словарь.

Слова-предметы

Слова-признаки

Слова-действия





























Доп. задание. Запиши предложения, заменяя глаголы близкими по значению.


  • Дует тёплый ветер.

  • Исчезает последний снег в лесу.

  • Звери ощущают приближение весны.

  • Высоко в небе парит орёл.

  • По камешкам зажурчали весёлые ручейки.

Слова для справок: 1)веять, тянуть; 2)растаять, испаряться; 3)чувствовать, предугадывать; 4)летать, порхать, виться; 5)петь, звенеть.


Задание 3. Составить рассказ по сюжетной картинке «Весна. Природа».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Подчеркнуть слова, которые выражают весеннее чувства, настроение, придумать предложение.

-сожаление, очарование, тоска; -беззаботность, возмущение, восторг; -странное, чудное, грустное; -тревожное, тяжкое, оживленное.



Ученик читает задание №1, остальные слушают. Затем по памяти из предложенных картинок (ледоход, первая зелень, грачи и ласточки, яркая картинка весны) выбирают и вывешивают на доску соответствующие по рассказу: ледоход, первая зелень, грачи, ласточки, оставшаяся картинка вывешивается логопедом – наряд весны)



















ЛОГОПЕД: О какой поре идет речь? (картинку на доску).




















(О весне). Завершим рассказ по этой картинке. Вам надо придумать 2-3 предложения; дописать в карточку. (Деревья цветут. Небо голубое, чистое. Это пришла весна.)

ЛОГОПЕД: Ребята, вы видите какие яркие краски используют, описывая весну, всегда много света, приход весны – это рождение нового, и как мы уже говорили - пробуждение природы. Придумайте, пожалуйста, предложение о пробуждении природы весной, от чего она просыпается. (Весной природа просыпается ото сна. – записать первым предложением в задании №3)


  • ЛОГОПЕД читает стих. А. Жемчужникова «С гор потоки»

Весна, весна — по всем приметам, Куда теперь я ни взгляну; Весна с улыбкой и приветом... Затем жить стоит в мире этом, Чтоб видеть русскую весну


Весна – по всем приметам, а какие приметы весны вы можете назвать, какие явления происходят весной в природе (дети должны вспомнить стихи, которые они читали).

Слайд «Весна. Природа»




Давайте внимательно рассмотрим картинку и по сюжетной картинке назовем несколько предметов главных, на ваш взгляд, при описании весны (задание №2 – заполняем таблицу):


1) Дети по очереди называют главные предметы, выбирают из предложенных предметных картинок нужную и выставляют на доске в раздел таблицы «слова-предметы» в столбик, остальные – записывают в соответствующий раздел в тест -карте:


Весна – это солнце, проталинки, ручейки, первые цветы, первые птицы, трава, почки, листья, и другие картинки по всем временам года (исключить).


























2) Раздел «Слова-признаки» - чтобы ярче увидеть приметы, какие слова нужно подобрать к словам-предметам? (дети: слова - признаки, прилагательные). Записывают в тесте (на доске запись не ведется).


3) Раздел «слова- действия» - как выразить проявления весны, движение, действие предметов (дети: подобрать глаголы. Записывают в тесте (на доске запись не ведется).


Слова-предметы

Слова- признаки

Слова-действия

солнце

Весеннее, яркое

Светит, греет, пригревает

снег

последний

Тает, исчезает

проталинки

первые

появились

ручейки

Говорливые, быстрые, звонкие, веселые

Бегут, журчат, звенят

птицы

Перелетные, первые, вестники весны

Возвращаются, открывают весну, прилетают

Цветы, трава

Первые, весенние, зеленая, мягкая

Зацвели, пробиваются, появляются

почки,листья

Зеленые, молодые

Набухают, распускаются

люди


Радуются, восхищаются


. ФИЗМИНУТКА

А теперь ребята встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

  • ЛОГОПЕД: Ребята, как Вы хорошо поработали, сколько слов подобрали. Как Вы думаете, справились мы с задачей сегодняшнего занятия, составили рассказ о весне. (Предполагаемый ответ: Нет, потому что рассказ-это текст, который состоит из предложений, связанных по смыслу). Молодцы, но у Вас всё есть для того, чтобы составить рассказ: и сюжетная картинка, и необходимые слова (обратить внимание учащихся на слова-синонимы). Уточнить название текста (каждый рассказ должен иметь название).

  • ЗАДАНИЕ. С помощью этих опор придумать предложения и записать на заготовленных полосках крупными буквами (каждому определить слова). Затем проверить и выставить на доске рядом с соответствующим словом (существительным) в таблице. Если предметные картинки и предложения расположены вразброс, то обратить внимание учащихся на последовательность предложений в получившемся тексте. Распределить в нужной последовательности, прочитать и дописать задание №3 теста)..

  • ЛОГОПЕД: Весна – это праздник. Какие чувства у людей вызывает приход весны? (предполагаемый ответ – Чувство радости). Завершим наш рассказ, чему радуются люди? (Все радуются теплому солнышку. Весна пришла!- дописать, один- читает).


  • ИТОГ. Весна воодушевляет, восхищает, еще какие чувства, настроение она вызывает. Задание №4

  • Оценить работу учащихся. Спасибо за занятие.

Предполагаемый рассказ.

Весной природа пробуждается ото сна. Стало пригревать весеннее солнце. Тает снег. Появились первые проталинки, зажурчали звонкие ручейки. Вернулись первые птицы-вестники весны. Пробиваются сквозь снег первые цветы. Это подснежники. Зеленеет нежная травка. Набухают почки на деревьях, распускаются листья. Все радуются теплому солнышку. Весна пришла!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Занятие по логопедии в 5 кл. "Составление рассказа по сюжетной картине "Весна. Природа"

Автор: Каспарян Нина Апровна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 183852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства