kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние развития мелкой моторики на формирование артикуляционного праксиса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлем практический материал развивающего характера для обучающихся 1-4 классов ОВЗ. Актуальность материала применима к учащимся с дизартрией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние развития мелкой моторики на формирование артикуляционного праксиса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7

город Нижний Тагил











«Влияние развития мелкой моторики на формирование артикуляционного праксиса.»















Уровень образования:

Начальное общее 1 - 4 класс

Учитель-логопед:

Минаева Ольга Алексеевна



"Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев..."

В.А. Сухомлинский


Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Речь является функцией произвольной и в процессе онтогенеза развивается от простых форм устной речи до сложных видов речевой деятельности как устной, так и письменной. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

Исследования, посвященные изучению проблемы Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Кольцова М.М. пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач, вместо книг появились гаджеты, вместо сказок на ночь мультфильмы, вместо подвижных игр на свежем воздухе игры на планшетах и телефонах, речь приобрела сокращенную форму в виде смайликов, предложения сократились до первых слогов, фраза: «Пойдем гулять?» приобрела новую форму: «Погу». Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, дети не умеют завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, шить, рисовать, стирать белье, вязать, вышивать.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 

Актуальность педагогического опыта.

Проблемы с нарушением фонематического слуха, с низкой сформированностью артикуляционного праксиса к началу обучения в школе приобретают более сложный характер. Растет количество детей с диагнозом дизартрия. По состоянию на 2020/2021 учебный год среди первоклассников, детей с диагнозом дизартрия было около 37%, на 2021/2022 учебный год 41%. Основными проявлениями дизартрии являются: повышанная саливация, синкинезии, истощаемость движений органов артикуляции, снижение амплитуды, объема и качества движений губ, щек и языка.

В работу отобран материал развивающего характера: счетные палочки, массажные мячи, счетный материал в виде геометрических фигур, карандаши, дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно.

В работе по данному направлению использую следующие принципы:

  • Систематичность. Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный.

  • Доступность. Обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, наблюдения, счет, чтение литературы, рисование и т.д.

  • Последовательность (от простого к сложному).

  • Индивидуальный и дифференцированный подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.

Работу с детьми проводила по следующим направлениям:

  • пальчиковые игры,

  • игры с предметами,

  • дидактические игры.



Результативность педагогического опыта.


Работая над развитием мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму, движения кистей рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, о чем говорит скрининг графомоторных проб вначале и в конце года.

Включая в артикуляционную гимнастику (в статические упражнения удержание языка в позе «Блинчик», «Грибочек» и т.д. упражнение «Пальчики здороваются») счет на пальцах можно сократить сроки формирования артикуляционных укладов. По сравнению с группой первоклассников 2020/2021 учебного года, у учеников первых классов 2021/2022 учебного года саливация и синкинезиии снизались гораздо раньше.

Вывод: У детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, развивать творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей. Дети стали более общительными. В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, пространственной ориентации, овладению счетной грамотностью, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Библиографический список.

  1. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика-М.,АСТ,2004.

  2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.-М.,АСТ,2004

  3. Мальцева И.В. Упражнения для пальчиков - Издательский дом «Карапуз»2002

  4. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторику рук у детей раннего возраста-«МОЗАЙКАСИНТЕЗ» 2007

  5. Цвынтарий В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- Санкт- Петербург, 1999

  6. Галянт. И., Галянт М. Пальчиковые игры//Дошкольное воспитание2003№1

  7. Синицина Е.Умные пальчики. МЛ999

  8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. -М.2007

  9. Мебельская Н.Г. Физкульт-минутки на логопедических занятиях . «СЕРА»2008

  10. Никитини Л.В. Пальчиковые игры и упражнения на координацию слово с движением КАРО 2009

  11. Лыкова И.А. Рисуем пальчиками МГП- Санкт- Петербург 2009





Пальчиковые игры

ПАЛЬЧИКИ

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.


ПАЛЬЧИКИ – СОЛДАТИКИ

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!»

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.



ВСТРЕЧА

На правой ручке – пальчики.

На левой ручке – пальчики.

Пришла пора им встретиться

– Готовьте чемоданчики!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.


ВОЛНА

Светит полная луна

– За волной бежит волна,

Ветер веет на просторе,

И всю ночь волнует море

Волн спокойных мерный шум

Усыпляет праздный ум...

Но так долго вредно спать

– Нам давно пора вставать.

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.


ЗАМОК

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не мог.

Пустим только белочку,

Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов: «Пустим только...» – ладони разводить в стороны, затем быстро соединять.


ИГРА В ПРЯТКИ

Прячься, Петенька,

Прячься, Анечка,

Прячься, Зиночка,

Прячься, Манечка!

Не найдет вас

Веселый мальчик,

Хоть и самый

Большой он пальчик.

Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.


МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«– Здравствуй, рыжая лисичка,

– Здравствуй, белочка-сестричка!

– Здравствуй, серенький волчонок!

– Здравствуй, беленький зайчонок!»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.


ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ

Здравствуй, Петенька!

Здравствуй, Анечка!

Здравствуй, Зиночка!

Здравствуй, Манечка!

Ах, и дружные ребятки,

Поиграем вместе в прятки.

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.


ЩЕЛЧОК

Один щелчок,

Другой щелчок

– Я так смогла,

И ты так смог!

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.




ЛАПКИ

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

ЖУК

Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».


КОМАРИК

Комарик летит,

Комарик пищит,

Не нравится нам

Его аппетит!

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».


ЩЕНОК

Крутит хвостиком щенок

– Увидал в саду цветок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.


ВЕРТОЛЕТ

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути.

Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).


Ножки

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке

Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.


Барабанщики

Твои пальчики-барабанщики

Там-там-там

Тук-тук-тук

Раздаётся звонкий звук

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.


КОЗА

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

– Кто кашу не ест?

Молоко не пьет?

Забодаю, забодаю...

Бородатая коза

Крутит серые глаза.

Рогами качает

– Сейчас забодает.

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» – «коза» начинает двигаться вперед.


Зайчик

Зайка серый, что дрожишь?

От лисы ты убежишь.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.


УЛИТКА

Выставив крутые рожки,

Ползет улитка по дорожке.

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

КОЛЬЦО

Выйди, Оля, на крылечко

Подарю тебе Колечко.

Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

Складываем пальчики -

Получились зайчики

Ещё раз сложили -

Колечко получили.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

1) пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

2) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.


Солнышко

Солнышко в глазки

Светит ребяткам

Мы поиграем

С солнышком в прятки

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.


СТУЛ

Без молотка,

И без гвоздей,

Стул смастерим мы

Для гостей!

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз»-«два».


ФЛАЖОК

Сложи-ка, дружок,

Из пальцев флажок!

Флажок мы возьмем,

На праздник пойдем.

Четыре прямых пальца правой руки, кроме большого, плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой

палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.


ДОМ

Мы построим новый дом

Дружно в доме заживём

В нашем домике-окошко

Загляни туда Антошка.

Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.


ФОНАРИК – ШАРИК

Взяли в руки мы фонарик,

А потом – воздушный шарик.

Светит, светит нам фонарик,

Запускаем в небо шарик.

Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу ладошками образовать маленькую, а затем большую окружность.


МИЗИНЧИК

Наш мизинчик

Утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать,

– Братьев в садик провожать.

Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.


ПАЛЬЧИКИ

Сел на диванчик

Маленький мальчик.

Сел рядом с ним

Безымянный пальчик.

Средний сел и указательный,

А большой

следит внимательно.

– Пальчик-мальчик,

Где ты был?

– С этим братцем

– В лес ходил.

С этим братцем – Щи варил.

С этим братцем – Кашу ел.

С этим братцем – Песни пел!

(Народная песенка)

Поочередно сгибать и разгибать цы, начиная с мизинца.

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.


УТРО

Светит солнышко в окошко

Под окошком дремлет кошка.

Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики».


ДЕРЕВЬЯ

Появились мы из почки

По утру дрожат листочки.

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы


ПИОН

Распускается бутон

– Превращается в пион.

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается «цветок».


БАБОЧКА

Бабочка-капустница

Над цветком летала,

Весело порхала

– Пыльцу собирала.

Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.


ПТЕНЧИКИ

Приносила пташка

Птенчикам букашек.

Птенчики ждали

– Рты разевали,

Громко кричали.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.


ПО БРЕВНЫШКУ

По бревну, по бревнышку

Проползла бoкашечка,

Пролетела бабочка,

Пропорхала пташечка.

(Народная потешка)

Передвигать пальцы левой и правой руки по поверхности стола, имитируя перемещение букашки. Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки и пташечки.


ДОМ

Мы с тобою красим дом

Дружно в нём мы заживём

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.




ЦВЕТЫ

Расцвели в саду цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.


ПТИЧКА

На ладонь посадим птичку,

Кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет,

Деткам песенку поет:

«Тень, тень, потетень,

Я летаю целый день».

Ждёт синичку пять птенцов —

Голосистых молодцов.

Детки в гнездышке сидят

И, конечно, есть хотят.

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка клюет зернышки.


ЛОДОЧКА

Мила в лодочке плывет,

Песни весело поет.

Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно совершать качающие движения руки влево-вправо.


ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР

Дали мы Антошке

Веселую гармошку.

Взял наш Петя барабан,

Коле нравится баян.

На трубе дудит Егор

– Веселится весь наш двор!

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.


СЧИТАЛОЧКА

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет!

Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», а остальные – в кулачок.




БРАТЦЫ

Ходили по два братца

К морю прогуляться.

Ну а старший не гулял,

Он за столик всех сажал,

Вкусной кашей угощал.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.


ВЯЖЕМ ШАРФИК

То крючок, то петелька,

Вяжем шарфик Петеньке.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.


КРЕСТИКИ – НОЛИКИ

Крестики и нолики

– У ребят на столике.

А попробуйте, друзья,

Девочки и мальчики,

Крестики и нолики

Складывать из пальчиков!

Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол:

1) крестики – зацепить безымянный палец за мизинец или средний за указательный. Удержать это положение пальцев как можно дольше;

2) нолики – соединить подушечками большой палец с указательным, затем – со средним, безымянным пальцами и с мизинцем.


КРУЖОК

Постарайся-ка, дружок, Сложить пальчики в кружок!

Раз – кружок, два – кружок, Теперь три, четыре, пять – Начинаем все опять.

А вот эти пальчики – Два драчливых мальчика.

Соединить подушечками большой палец с указательным, затем со средним, безымянным пальцами и с мизинцем.


КУЛАЧОК

Сжали ручку в кулачок,

Положили на бочок:

Чок– чок, кулачок,

Чок– чок, на бочок!



Руки положить на стол:

– ладони прижать к столу;

– одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» – «кулак»);

– разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» – «кулак»);

Для усложнения увеличить темп движения.


ЕЖИК

Шел по лесу Хмурый ежик. Не жалел Коротких ножек.

Нес детишкам Он грибочки. Растерял их Возле кочки.

Пальцы правой и левой руки как будто шагают по парте. Затем пальцами обеих рук «собирать» потерянные грибочки.

БУСИНКИ

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки.

Их соберем в коробочку,

Наденем на веревочку.

«Собирать» бусинки в коробочку. Затем «надевать» бусинки на веревочку.


Солнечные зайчики

Задрожали пальчики,

Как солнечные зайчики.

Пляшут, пляшут зайчики,

И трепещут пальчики.

Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко. Энергично пошевелить пальцами.


ВАТРУШКИ

Мы для милого Ванюшки

Испекли бы три ватрушки.

Только нет у нас пока

Ни муки и ни песка,

Ни яиц, ни соли,

Ни дрожжей, ни молока.

Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно. Начиная со слов: «Только нет у нас пока...» – поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.


РУБИМ ДРОВА

Чтобы печку истопить,

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки —

Пусть тепло будет детишкам.

Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее.



ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

А этот пальчик все съел,

Оттого и растолстел.

(Народная потешка)

Поочередно сгибать пальцы правой, а тем левой руки, начиная с мизинца.


МЫШКА

Дети пили молоко,

Ели с медом пышку

И не знали, что под стол

Забралась к ним мышка.

Нет в стакане молока,

На тарелке – пышки,

Ну а крошки на столе

Доедает мышка.

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.



В ЦИРКЕ

На арене цирка – вышка,

А на вышке – две мартышки.

И они взлетают ловко,

Вверх под купол

– На веревке. Вниз скользят

Как акробаты, Очень ловкие ребята!

Сложить руки в кулачки. Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз.


КИСКА

Как проснется

Наша киска,

Суп не станет

Есть из миски,

А зарядку потихоньку

Будет делать Кошка Пронька.

То прогнет, То выгнет спинку.

Ножку вытянет вперед.

За ушком себя почешет,

Помурлычет и зевнет.



Одной, затем другой рукой сделать рас слабляющие движения для пальцев. Имити ровать ладошками движения кошечки.



КОЛЕСА

Стучат колеса:

Тук-тук-тук,

И под веселый

Этот стук,

Мы едем

К бабушке своей,

Везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог

И вкусный вынесет пирог.

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.


ТАНЮША

У нашей Танюшки

Живые игрушки:

Котенок – миленок,

Щенок – лопоушка,

И мышка смешная

По кличке Норушка.

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно раз гибать их, начиная с большого.

Гладит Танюшка Щенка-лопоушку,

Щекочет миленка За ушком.

А мышка-норушка,

Грустит за подушкой.

Одной, затем другой рукой сделать рас слабляющие движения для пальцев.

Не видит хозяйка,

Что мышка Норушка

Давно уж доела ватрушку.

И ждет, когда крошки от пышки

Достанутся маленькой мышке.

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.






28



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние развития мелкой моторики на формирование артикуляционного праксиса

Автор: Минаева Ольга Алексеевна

Дата: 25.04.2022

Номер свидетельства: 605670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства