«В гостях у Дракоши» (занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе)
«В гостях у Дракоши» (занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе)
Задачи: обеспечить практическое усвоение навыков изменения существительных ед. и мн. ч. Тв.п.с предлогами с, за и без предлогов на основе лексических тем «прукты питания», «Посуда».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««В гостях у Дракоши» (занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе)»
« В гостях у Дракоши»
(занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе)
Задачи:
обеспечить практическое усвоение навыков изменения существительных ед. и мн. ч. Тв.п.с предлогами с, за и без предлогов на основе лексических тем «прукты питания», «Посуда»;
упражнять в умении составлять предложения с опорой на образец предлога;
закреплять правильное произношение звуков р, рь;
развивать мелкую моторику рук;
воспитывать умение сопереживать сказочным героям и своим товарищам.
Оборудование: рисунок с изображением Дракоши, письмо-приглашение, разноцветные шары, предметные картинки (лук, капуста, гриб, клубника, яблоко), муляжи фруктов и овощей, кукла Красная шапочка, коллаж-загадка «Винни-Пух», настольно-печатные игры «Посуда Федоры» и «собери торт», схема предложения, фонограммы пения овсянки и шума моторчика, заготовки для рисования- банки для варенья, цветные карандаши, спортивный инвентарь (различные дорожки для массажа ступней), посуда для чаепития и сладости.
Предварительная работа:
Чтение литературных произведений: Ш. Перро «Красная шапочка», К. Чуковский «Федорино горе», Л. Толстой «Три медведя», А. Линдгрен «Малыш и карлсон, который живет на крыше», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».
Изготовление дидактических игр «Посуда Федоры», «Собери торт».
Ход занятия:
Логопед. Ребята! Я получила письмо от Дракоши. (Вскрывает красивый конверт. Читает). Он приглашает нас на день рождения. Подумайте, с чем вы пойдете на праздник к Дракоше? Я, например, пойду с цветами.
Дети. Я пойду с игрушкой (рисунком, поделкой, книжкой, конфетами).
Логопед. Теперь, когда мы определились с подарками, можно идти в гости. ( Выставляет рисунок Дракоши.)
Дети. Здравствуй, Дракоша! Мы пришли поздравить тебя с днем рождения и принесли тебе подарки! ( Видят шары темных цветов).
Логопед. Но что это такое!? Почему Дракоша надул такие шары? Ребята, как вы думаете, какое у него настроение?
Дети. У Дракоши плохое (печальное, грустное, мрачное, унылое) настроение.
Логопед. Дракоша говорит, что Баба га похитила все продукты, который он выбрал для приготовления торта и разбросала их по сказкам. Что же ему теперь делать? Куда идти?
Дети. Давайте поможем Дракоше!
Логопед. Дракоша, мы пойдем в сказочный лес и вернемся с продуктами для торта. (Обращается к ребятам). Идти нам надо вот по этой дорожке. (Указывает на массажную дорожку, в конце которой стоит кукла Красная шапочка).
С кем встретились?
Дети. Мы встретились с Красной Шапочкой. Здравствуй, Красная Шапочка!
Логопед. Что это за сказка?
Дети. Это сказка Шарля Перро «Красная Шапочка».
Логопед. С чем идет Красная Шапочка к бабушке?
Дети. Красная Шапочка идет с корзиной.
Логопед. А что в корзине у девочки?
Дети. В Корзине у Красной Шапочки пирожки.
Логопед. Правильно. Подумайте, с какой начинкой могут быть пирожки в корзинке у Красной Шапочки?
Дети. Пирожки могут быть с мясом (рисом, творогом, картофелем, яйцом).
Логопед. Скажите, а какая еще начинка может быть в пирожках Красной Шапочки (показывает картинки: лук, капуста, гриб, клубника, яблоко).
Дети. В пирожках может быть луковая (капустная, грибная, клубничная, яблочная) начинка.
Логопед. А вот в первый конверт с картинкой продуктов для торта Дракоши! Возьмем его и пойдем дальше. Переходим мостик ( массажная дорожка) и оказываемся в другой сказке. Нас никто не встречает. Но что это! Видите, вон там далеко-далеко, бегает старушка за грязной перебитой посудой!
Дети. Это же Федора из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе».
Логопед. Поможем Федоре, ребята? Составим предложение по этой схеме и посуда к ней вернется. Вот Федора бежит за самоваром.
Дети. Теперь Федора бежит за вилкой (сковородой, тарелкой, блюдцами, кастрюлей).
Логопед. Наконец-то вся посуда вернулась к Федоре. Счастливая хозяйка обещает нам впредь ухаживать за ней. Чем будет мыть посуду Федора?
Дети. Федора будет мыть посуду мылом и порошком.
Логопед. А чем она будет вытирать посуду?
Дети. Федора будет вытирать посуду полотенцем.
Логопед. Вот уже и второй конверт у нас! ( Кладет конверт рядом с первым). Посмотрите-ка, ребята, в самой гуще леса стоит избушка! Шагаем с вами по кочкам (массажная дорожка) и… уже можем заглянуть в окошко. Что же мы с вами видим?
Дети. Мы видим стол и вокруг него три стула – большой, поменьше и совсем маленький.
Логопед. Вы уже догадались, в какой мы сказке?
Дети. В сказке «Три медведя».
Логопед. Вот медвежья семья села обедать. Мишутка все еще есть первое блюдо, Настасья Петровна – второе, а Михайло Потапыч – уже третье.
Как вы считаете, почему Мишутка ест так медленно?
Дети. Мишутка маленький, часто отвлекается, смотрит по сторонам, разговаривает.
Логопед. Перед Мишуткой стоит тарелка с грибным супом. С чем еще может быть Мишуткина тарелка?
Дети. Мишуткина тарелка может быть с куриным супом (борщом, ухой, рассольником, свекольником).
Логопед. Перед Настасьей Петровной стоит тарелка с макаронами и сыром. С чем еще может быть тарелка Настасьи Петровны?
Дети. Тарелка Настасьи Петровны может быть с картофельным пюре и котлетами (рисом и рыбой, пловом, гречневой кашей, яичницей и колбасой).
Логопед. У Михайло Потапыча стакан с чаем. Что еще может быть налито в стакан?
Дети. В стакан может быть налито (т) какао (кофе, молоко, лимонад, компот).
Логопед. Но папа Мишутки больше всего любит соки. Какой сок может быть налит в стакан Михайло Потапыча? (Взрослый показывает муляжи фруктов и овощей).
Дети. В стакан может быть налит апельсиновый (сливовый, томатный, вишневый, лимонный) сок.
Логопед. ( получает от медведей третий конверт). Спасибо, медведи, за конверт с продуктами! (Обращается к детям). По этой тропинке пойдем (массажная дорожка), на полянку попадем. Садитесь поудобнее, ребята, отдохните. Скажите, что такое овсянка?
Дети. Овсянка – это каша из овса.
Логопед. Совершенно верно. (Показывает картинку). Но овсянкой называют еще и птицу. Вот ее изображение. (показывает картинку). А сейчас мы послушаем ее песню.
Логопед. (удивленно). Это что, тоже пение овсянки?
Дети. Нет.
Логопед. (вглядываясь вперед). Как вы думаете, ребята, какой сказочный герой летит к нам на поляну?
Дети. Это Карлсон, который живет на крыше.
Логопед. Здравствуй, Карлсон! Посмотрите, он летит с пустыми банками. Представляете, он съел все варенье и просит нарисовать на пустых банках фрукты, чтобы оно опять появилось.
На столах разложены трафареты банок с контурами фруктов и цветные карандаши. Дети приступают к работе.
Логопед наблюдает за работой детей, помогает советом и периодически спрашивает у них: «Это банка с каким вареньем?»
Дети(отвечают, дорисовывая фрукты). Это банк с виноградным (малиновым, смородиновым, грушевым) вареньем.
Логопед. Замечательно! Карлсон получил любимое варенье, а мы – еще один конверт с продуктами. Идеи по тропинке дальше (массажная дорожка). Посмотрите на рисунок и догадайтесь, кто нас встретит в конце пути?
Показывает коллаж-загадку «Винни-Пух».
Дети. Это Винни-Пух.
Логопед. Винни-Пух в кладовке наводит порядок. Послушайте, что он говорит: «На верхняя полка поставим бутылка со сливочным соком». Правильно?
Дети. Нет.
Логопед. Если мы не поправим Винни-Пуха, он никогда не найдет своих запасов.
Дети. На верхнюю полку поставим бутылку со сливовым соком.
Логопед. «На средний полку поставим ящики с фруктам».
Дети. На среднюю полку поставим ящики с фруктами.
Логопед. На верхнее полку поставим ящики с овощи.
Дети. На верхнюю полку поставим ящики с овощами.
Логопед. Молодцы, ребята. Вы очень помогли Винни-Пуху! У нас в руках последний конверт. Возвращаемся по тропинке (массажная дорожка) назад к Дракоше.
Посмотрим, Дракоша, что ты приготовил для торта.
Вскрывает конверты и достает картинки – части разрезной картины «Торт».
Дети (рассматривают картинки из конвертов и отвечают). Дракоша приготовил бутылку с молоком (баночку со сметаной, масленку с маслом, блюдечко с яйцами, вазочку с сахаром).
Логопед. Что забыл приготовить Дракоша?(показывает часть рисунка).
Дети. Дракоша забыл приготовить мешочек с мукой.
Логопед. Что лишнее приготовил Дракоша?
Дети. Не нужная миска с мясом, тарелка с рыбой.
Логопед. Давайте сложим из частей целиковую картинку «Торт», затем отнесем ее на кухню и попросим повара испечь точно такой же торт, как на картинке.
Дети складывают картинку на подносе. Две «лишние» части откладываются в сторону.
Ребята, посмотрите на Дракошу. Скажите, какое у него сейчас настроение?