Узнавание (различение) графического образа буквы И
Узнавание (различение) графического образа буквы И
Конспект логопедического занятия на тему "Узнавание (различение) графического образа буквы И". Способствует развитию зрительного и слухового внимания, фонематического слуха, мелкой моторики, графических навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Узнавание (различение) графического образа буквы И»
Конспект логопедического занятия на тему: «Узнавание (различение) графического образа буквы И»
В 3 «Б» классе.
Дата проведения
Цель: закрепление графического образа буквы и звука «И»,
Задачи: развитие зрительного и слухового внимания, фонематического слуха, мелкой моторики; развитие речи и графических навыков.
Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с буквами играть.
С ними весело дружить,
Рисовать их и лепить.
Если буквы все узнать,
Мы научимся читать!
Создание игровой ситуации. Игра «АУ», «ИА»
Цель: закрепить ранее изученные буквы и звуки, развитие моторной и зрительной памяти, устойчивости и произвольности внимания, закрепление графического образа букв У, И, А.
Материалы: карточки с буквами «У», «И», «А».
Педагог берёт в руки куклу Би-Ба-Бо – Дедушку и озвучивает его:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут дядя Ваня. Я пришёл сегодня рассказать вам одну историю, которая со мной недавно приключилась.
- Пошёл я как-то на базар за арбузами и взял с собой своего Ослика Иашку, чтоб помог мне арбузы назад донести.
- Шли мы через лес. И вдруг мой Иашка отстал – увидел сочную травку и стал её щипать, а я и не заметил, как ушёл вперёд по тропинке один.
Гляжу - а ослика моего нет! Ох, я и заволновался! И закричал ему «АУ-АУ», как и положено, когда кого-то потеряешь!
Вы уже знаете, как пишется слово «АУ»? (Да!) Давайте, чтобы Ослик быстрее нашёлся, выложим слово «АУ» из букв.
(Дедушка даёт детям карточки с буквами «А» и «У».) Встаньте так, чтобы получилось слово «АУ». Кто должен встать первым? А кто вторым? Молодцы, Верно!
Дети составляют слово «АУ», остальные его читают вслух и обводят в рабочих листах.
- Отлично. Дедушка, что же было дальше?
- Ослик услышал мои крики «АУ», и стал мне отвечать. Но у него вместо «АУ» получалось совсем другое слово. Догадались, какое? (Варианты ответов.)
- Конечно, «ИА»! Ведь все ослики кричат «ИА».
Сейчас Ваня станет буквой «И», а Таня – буквой «А». Составьте, пожалуйста, слово «ИА». Кто должен встать первым? (Ваня.) Кто вторым? (Таня.)
Дети составляют слово «ИА», остальные его читают и обводят в рабочих листах.
- Молодцы!
- Так мы и нашли друг друга! Я ему – АУ, он мне – ИА! Как же я обрадовался, увидев своего Ослика целым и невредимым! Ведь в этом лесу рыскало полно голодных волков!
- Так мы с Осликом выбрались из леса, купили на базаре арбузы и вернулись домой!
После дедушкиной сказки дети работают в рабочем листе. Обводят по пунктиру слова «АУ», «ИА» (кто не успел). Дорисовывают ослику ушки и хвостик и раскрашивают ослика.
Аппликация «Наряд для буквы «И»
Цели: продолжаем закреплять образ буквы «И», развитие мелкой моторики, умения работать с клеем и бумагой.
Материалы: рабочий лист, детали аппликации (цветочки, звёздочки, сделанные из цветной бумаги с помощью фигурного дырокола), клей.Карточка с буквой «И».
- Ребята, нашу знакомую букву «И» пригласили в гости на чай её новые подруги – буква «А» и буква «О». Но вот незадача: у буквы «И» нет ни одного нарядного костюма, чтобы пойти в гости. Давайте её выручим и сделаем ей красивый наряд.
Берите по одному цветочку или звездочке, намазывайте их клеем и приклеивайте на большую букву «И» в середине рабочего листа.
Дети делают аппликацию, педагог показывает всей группе готовые работы.
Самомассаж пальцев.
Материал: карандаши и массажные мячики.
- А теперь вспомним историю про слона. Повторяйте движения за мной:
Слон по Африке шагает, Ладони сжать в кулачки, постучать ими по столу,
Людям там он помогает! изображая, как идёт слон.
Брёвна толстые берёт, Взять карандаш, поставить вертикально,
Крепко в хоботе несёт! Зажать между ладоней.
Также любит слон играть, Покатать палочки по столу
Брёвна по земле катать: то правой, то левой рукой.
Сильно хоботом сожмёт Сжимать каждой рукой по очереди,
И обратно отдаёт. Перекладывая из руки в руку.
Игра «Закрась кружки»
Материалы: Рабочий лист, в котором нарисовано в ряд 5 кружков. Цветные карандаши.
- А теперь выполним задание, которое приготовила для нас буква «И».
Педагог вешает на доске букву «У».
- «И» хочет проверить, хорошо ли вы её запомнили. Она приготовила карточки с картинками и ряд пустых кружочков на рабочих листах. Покажите мне эти кружочки. (дети показывают.)
- Наша игра состоит в том, что я буду показывать вам картинки. Если вы увидите предмет на «И», берите красный карандаш и закрашивайте один пустой кружок. Сколько слов на «У» я покажу, столько кружков нужно закрасить.
- Готовы? (Да.)
Карточки для демонстрации: игрушки, индюк, изюм,) + карточки на другие буквы.
Физминутка. «Прогулка»
Материалы: три веревочки (скакалки), корзина, грибы (счетный материал).
По тропинке, по дорожке,
Раз-два, раз-два,
Маршируют наши ножки,
Раз-два, раз-два. (Шагаем на месте.)
Степь кругом широоокая,
(Руки в стороны.)
В ней трава высооокая!
(Руки вверх.)
Ноги выше поднимай,
Переша-ги-вай! (Шагаем, максимально высоко поднимая колени.)
Перед нами – дикий лес,
В нём деревья до небес!
(Руки вверх, показываем деревья.)
Не спеша вперёд шагай,
Ветки смело раздвигай.
(Руками «раздвигаем ветки деревьев».)
Ах как жалко – здесь одна
Подломилась уж сосна.
(Руки вверх, затем резко вниз на слово «подломилась».)
Под сосной мы не пройдём,
А по травке проползём.
(Ползут на четвереньках.)
Наконец мы, раз-два-три,
На полянку набрели.
(Встали.)
Поскорей помогай,
Все грибы собирай!
(Дети имитируют сбор в корзину грибов.)
Артикуляционная гимнастика «В зоопарке»
Цель: развитие артикуляции.
Материалы: резиновые животные (или картинки:) бегемот, павлин, волк и жеребёнок.
1. – А теперь наши язычки снова отправятся гулять по Зоопарку. Вот им встретился Бегемотик. (Педагог вешает на доске картину с бегемотом.) Бегемот широко открывал рот и говорил «А-а-а». Все вместе: «А-а-а!»
(Дети широко открывают рот, говорят «А-а-а-а», закрывают рот. Повторить 3-4
раза.)
2. - А теперь Язычки увидели павлина и удивились:
«О-о-о-о, какой красивый!» Губки круглые, как колёсико: о-о-о-о!
3. - Молодцы! А теперь Язычки подошли к клетке с волком, а он решил с ними поздороваться и завыл:
«У-у-у-у!» Что по-волчьи значит «Здравствуйте!» Вот какой воспитанный волк живёт в зоопарке!
Давайте тоже с ним поздороваемся, чтобы он понял:
- У-у-у-у! Губки вытягиваем вперёд: у-у-у-у!
Отлично!
4. А вот и жеребёнок с мамой-лошадкой. Жеребёнок её зовёт тихо: И-и-и-и! Все вместе: и-и-и-и! Лошадка громко отвечает: И-и-и-и!! И-и-и-и!
- Молодцы!
Игра «Соедини предметы»
Материалы: карточки с буквой «И», пуговицы. Разные предметы: книга, ручка, кукла и мишка.
- Ребята, у вас на столе лежат пуговицы – давайте выложим из них портрет буквы «И». Помните, как она выглядит?
Две палочки прямые, Меж ними ремешок. Он снизу вверх направо Идёт наискосок.
(Педагог читает стишок и показывает элементы буквы «И» на карточке.)
А теперь выложите букву «И» из пуговиц. Старайтесь, чтобы пуговицы были примерно одного размера.
Дети работают.
- Отличная буква получилась! Молодцы! «И» очень довольна! Знаете, чем особенно знаменита эта буква? Она всех соединяет! Например, лежит на столе книга, а рядом с ней - ручка (кладет на стол книгу и ручку). Между ними обязательно встанет наша буква «И» (педагог ставит карточку с буквой «И» между книгой и ручкой). Глядите, что получилось (указывая на предметы):
- Книга «И» ручка!
- Буква «И» их соединила, и теперь книга и ручка лежат не сами по себе, а вместе.
(Затем взрослый меняет предметы: убирает книгу и ручку, кладет куклу и плюшевого мишку. Карточка с «И» осталась на месте.)
- А теперь какие предметы соединила буква «И»? Давайте скажем вместе: Кукла «И» мишка!
(Меняет предметы: кладет машину и кубик)
- А теперь? Машина «И» кубик! Молодцы! Вот как буква «И» любит всех соединять!
- А теперь она хочет соединить Веру и Сашу.
Дети выходят к педагогу, встают рядом, держа между друг другом карточку с буквой «И». Остальные дети читают: «Вера – И – Саша».
Так можно поиграть несколько раз, соединяя разных детей в группе.
Подвижная игра «Поезд»
Цель: Учить соотносить слова с действием.
Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи или пояс впередистоящего, образуя «поезд». Впереди стоит педагог и направляет движение.
На слова педагога:
Чух, чух, пых-чу,
Пых-чу, вор-чу,
Стоять на месте не хочу!
«поезд» начинает медленно двигаться по кругу. На слова:
Ко-ле-са-ми
Стучу, стучу, - дети топают ногами.
Ко-ле-са-ми
Верчу, верчу, - круговые движения руками, вытянутыми вперед.
Садись скорее,
Про-ка-чу!
Чу! Чу! – поезд останавливается.
Повторить игру 2-3 раза.
Лепка «Иголочка и ниточка»
Материалы: Пластилин, доска для пластилина. Цветные карандаши, шнурочек.
- Поезд наш приехал на станцию, и мы увидели куклу Иру.
Сажает на столе куклу Иру.
- Ира сегодня немного грустная… Знаете, почему? - Оказывается, у Иры немного порвался красный фартук, она хотела его зашить, но не нашла иголочки и ниточки.
Давайте вместе скажем слово «Иииголочка». На какую букву оно начинается? (На «И».) Правильно. Поискала Ира иголочку, но нигде не нашла. Как же ей зашить фартук?
Наша с вами кукла Ира
Фартук где-то порвала,
Чтоб найти иголку с ниткой,
Нас на помощь позвала.
1, 2, 3, 4, 5,
Будем Ире помогать!
- Давайте сделаем для неё иголочку из пластилина.
Дети берут серый пластилин, скатывают максимально тонкую колбаску и прикрепляют к ней шнурочек.
Молодцы, ребята!
Пальчиковая гимнастика. «Пальцы вышли поиграть»
1, 2, 3, 4, 5,
(Трём ладонь о ладонь.)
Пальцы вышли поиграть!
(Сжимаем и разжимаем кисти.)
То все вместе соберутся,
(Соединяем пальцы «пучком».)
То обратно разбегутся.
(Растопыриваем пальцы, ладони напряжены.)
Есть один у них герой
По прозванию «Большой».
(Пальцы в кулачках, выставляем только большие.)
С каждым может повстречаться,
С каждым может пообщаться.
(Большим пальцем по очереди касаемся всех остальных в ладони.)
Встали пальцы по порядку,
Начинают физзарядку.
(И.П. пальцы сжаты в кулачок. Разгибаем по одному пальцу.)
Раз наклон, два наклон,
(Сгибаем ладони вперёд.)
Влево, вправо – с двух сторон.
(Наклоны кистей влево-вправо.)
Затем можно предложить ребятам построить из пальцев букву «И»: Указательные пальцы Словно столбики застыли. Средний левой чуть нагнулся, Пальца правой дотянулся.
Игра с мячом «Угадай слово»
Материалы: Мяч.
Дети садятся в круг, педагог - в центр круга с мячом.
- Давайте поиграем в игру «Отгадай слово». Я бросаю (качу) мяч одному из вас. Кто мяч поймал, произносит звук «И», а я буду договаривать слово.
Вам нужно догадаться, какое слово получилось, произнести его и вернуть мне мяч.
Закрепление букв «О», «И» и «У». Игра «Цветочки-веночки»
Материалы: 3 куклы, три картонных кольца, 15 бумажных цветов: 5 цветов с буквой «О» в середине, 5 цветов – с буквой «У» и 5 цветов с буквой «И».
На столе сидят три куклы с буквами на груди: Ира («И»), Оля («О») и Ульяна («У»). Куклы недавно ходили в поле и насобирали цветов. Все цветы (15 шт.) лежат на соседнем столе. А теперь куколки хотят сплести из цветов венки.
Пока вместо венков перед ними лежат пустые картонные кольца.
- Ребята, давайте поможем кукле Оле, Ире и Ульяне сплести венки из цветов, которые они собрали. Венок для каждой куклы можно делать только из тех цветов, в которых написана её буква. У Оли это буква «О», у Иры – буква «И», у Ульяны – буква «У».
Ребята помогают куклам сплести венки: они по очереди подходят к столу с цветами, берут любой понравившийся цветок, смотрят, какая буква написана в середине цветка и кладут цветок на кольцо той куклы, имя которой начинается на ту же букву, что написала на цветке.
- У меня цветок с буквой «И», это буква куклы Иры, поэтому я кладу этот цветок на венок куклы Иры.
Так постепенно все три картонных кольца превращаются в цветочные венки кукол.