Урок по развитию лексико -грамматической стороны речи "Ранняя осень. Деревья"
Урок по развитию лексико -грамматической стороны речи "Ранняя осень. Деревья"
Урок по развитию речи способствует увеличению словарного запаса у детей имеющих речевые расстройства. В игровой, доступной для детей форме происходит узнавание нового. Дети учатся строить фразу, выстраивать диалог между собой. Они припоминают явления происходящие в природе, учатся находить и исправлять ошибки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию лексико -грамматической стороны речи "Ранняя осень. Деревья"»
Черявко С.М. учитель-логопед
МОУ средняя общеобразовательная школа № 35 г. Томска
Урок развития речи
Тема: Ранняя осень. Деревья.
Цель:
Развивать у детей диалогическую речь.
Задачи:
Обучающая: Обучить образованию и практическому употреблению в речи прилагательных со значениями соотнесенности с растениями (деревьями); составлению рассказа по серии сюжетных картинок.
Коррекционная: Развитие словообразовательной функции речи; закрепление правильного употребления в речи существительных Р.п. мн.ч.
Развивающая: Развивать зрительное, слуховое внимание и память.
Оборудование: Картинки с изображениями деревьев (клена, березы, дуба, осины, сосны, рябины). Листочки этих деревьев, сосновые иголки и шишки. Серия сюжетных картинок.
Ширма ,наперсточные куклы, иллюстрация к сказке Ш. Перро «Красная шапочка».
Ход урока
Организационный момент.
Фрагмент драматизации сказки Ш Перро «Красная шапочка», с использованием наперсточной куклы.
Шла по лесу Красная шапочка, несла пирожки бабушке. А на встречу ей серый волк.
Волк: -«Что в корзинке несешь? Отдай мне!»
К.Ш. –«Отдам волчок -серый бочёк, если отгадаешь загадку.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья».
Волк; -«Лиса! У неё хвост как кисточка. Она им машет. Сама пляшет!»
К.Ш.: -«Нет, не угадал. Сядь зубастый на пенек, да послушай мой урок.»
К.Ш.:-( Чтение стихотворения Э. Федоровской «Осень»)
«Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены
В пурпуре осеннем только дуб зеленный
Утишает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!»
Волк: -«Осень это! Ах какой я умный стал, я про осень все узнал! Побегу скорей к лисице, я хочу ей, похвалиться. Нет, сначала провожу быстро к бабушке тебя. Я тебя не дам в обиду. Коль медведя я увижу, пригрожу ему, скажу, чтоб тебя не обижал, у-у-уважал!»
Слова сложные по семантике
Зарделись – способ семантизации смешанный, т.е. предметный и словесно контекстный
(Детям даются для рассмотрения листья клена: желтые и начинающие краснеть).
Инструкция: «Зарделись – значит покраснели. Мы говорим «зарделись клены – значит на кленах среди желтых лепесточков появились красные или только начинающие краснеть».
Пурпур – способ семантизации смешанный, т.е. предметный и словесно-контекстный.
(Детям даются лепесточки зеленого и темно красного-цвета).
Инструкция: «Пурпур это темно или ярко-красный цвет.
Листочки дуба осенью из зеленых становятся темно-красными или коричневыми».
2).Повторение пройденного.
Инструкция: «Вспомните нашу экскурсию в осенний лес и ответьте на мои вопросы».
Чего много в лесу? (деревьев)
Как нужно сказать полным ответом? (В лесу много деревьев)
А какие деревья вы видели в лесу? (Березы, клены).
Как можно еще сказать? Каких деревьев много в лесу? (В лесу много берез, кленов).
Чего много на каждом дереве? (На дереве много веток. На ветках много листьев).
(Отвечая на вопросы, дети закрепляют употребление в речи существительных в Им.п. и Р.п. мн.числа и построение предложений со словом «много»).
4)Образование прилагательных в значении соотнесенности с растениями (деревьями).
На столе раскладываются листья и картинки с изображением деревьев.
Инструкция: «Подберите к каждому дереву листочки».
От какого дерева этот лист? (от березы)
Как можно про него сказать?
Какой этот лист? (березовый)
и т.д. (рябиновый, кленовый, сосновые иголки).
5)Физкультминутка.
Дети сопровождают текст имитацией движений.
«Листочки, листочки по ветру летят.
У деток под ножками тихо шуршат.
И плавно качаясь, ведут хоровод,
А ветер осенний им песню поет».
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Инструкция: Внимательно послушайте мой рассказ и рассмотрите картинки, а затем вы сами попробуйте расставить картинки и составить свой рассказ.
Читается, и выставляются картинки на наборном полотне. Затем они снимаются. Детям предлагается самостоятельно разложить картинки и составить рассказ в случае затруднений можно задавать наводящие вопросы:
«Наступила осень. Таня и Саша пришли в лес. В лесу они собирали букет из осенних листьев. У Тани в руках листья клена и рябины. У Саши – листья березы и дуба. Дети вернулись домой. Они поставили в вазу кленовые, березовые, дубовые и рябиновые листья. Букет получится очень красивый».
Итог занятия.
«Чем занимались сегодня на уроке?»
Оценка работы каждого.
Домашнее задание: Нарисовать листья различных деревьев.