kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по развитию лексико -грамматической стороны речи "Ранняя осень. Деревья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по развитию речи способствует увеличению словарного запаса у детей имеющих речевые расстройства. В игровой, доступной для детей форме происходит узнавание нового. Дети учатся строить фразу, выстраивать диалог между собой. Они припоминают  явления происходящие в природе, учатся находить и исправлять ошибки.

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию лексико -грамматической стороны речи "Ранняя осень. Деревья"»



Черявко С.М. учитель-логопед

МОУ средняя общеобразовательная школа № 35 г. Томска


Урок развития речи

Тема: Ранняя осень. Деревья.


Цель:

Развивать у детей диалогическую речь.

Задачи:

  1. Обучающая: Обучить образованию и практическому употреблению в речи прилагательных со значениями соотнесенности с растениями (деревьями); составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

  2. Коррекционная: Развитие словообразовательной функции речи; закрепление правильного употребления в речи существительных Р.п. мн.ч.

  3. Развивающая: Развивать зрительное, слуховое внимание и память.


Оборудование: Картинки с изображениями деревьев (клена, березы, дуба, осины, сосны, рябины). Листочки этих деревьев, сосновые иголки и шишки. Серия сюжетных картинок.

Ширма ,наперсточные куклы, иллюстрация к сказке Ш. Перро «Красная шапочка».


Ход урока


  1. Организационный момент.


Фрагмент драматизации сказки Ш Перро «Красная шапочка», с использованием наперсточной куклы.

Шла по лесу Красная шапочка, несла пирожки бабушке. А на встречу ей серый волк.

Волк: -«Что в корзинке несешь? Отдай мне!»

К.Ш. –«Отдам волчок -серый бочёк, если отгадаешь загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья».

Волк; -«Лиса! У неё хвост как кисточка. Она им машет. Сама пляшет!»

К.Ш.: -«Нет, не угадал. Сядь зубастый на пенек, да послушай мой урок.»

К.Ш.:-( Чтение стихотворения Э. Федоровской «Осень»)

«Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены

В пурпуре осеннем только дуб зеленный

Утишает осень:

-Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!»

Волк: -«Осень это! Ах какой я умный стал, я про осень все узнал! Побегу скорей к лисице, я хочу ей, похвалиться. Нет, сначала провожу быстро к бабушке тебя. Я тебя не дам в обиду. Коль медведя я увижу, пригрожу ему, скажу, чтоб тебя не обижал, у-у-уважал!»



Слова сложные по семантике


  1. Зарделись – способ семантизации смешанный, т.е. предметный и словесно контекстный

(Детям даются для рассмотрения листья клена: желтые и начинающие краснеть).


Инструкция: «Зарделись – значит покраснели. Мы говорим «зарделись клены – значит на кленах среди желтых лепесточков появились красные или только начинающие краснеть».
  1. Пурпур – способ семантизации смешанный, т.е. предметный и словесно-контекстный.


(Детям даются лепесточки зеленого и темно красного-цвета).

Инструкция: «Пурпур это темно или ярко-красный цвет.

Листочки дуба осенью из зеленых становятся темно-красными или коричневыми».





2).Повторение пройденного.

Инструкция: «Вспомните нашу экскурсию в осенний лес и ответьте на мои вопросы».


    • Чего много в лесу? (деревьев)

    • Как нужно сказать полным ответом? (В лесу много деревьев)

    • А какие деревья вы видели в лесу? (Березы, клены).

    • Как можно еще сказать? Каких деревьев много в лесу? (В лесу много берез, кленов).

    • Чего много на каждом дереве? (На дереве много веток. На ветках много листьев).


(Отвечая на вопросы, дети закрепляют употребление в речи существительных в Им.п. и Р.п. мн.числа и построение предложений со словом «много»).


Игра на развитие зрительного внимания.

Раскладываются картинки деревьев: клен, береза, дуб, осина, сосна, рябина.


Дети смотрят 1мин., затем закрывают глаза.

Убирается одна картинка (потом –2,3).


Вопрос: «Какого дерева не стало?»

(«Не стало березы, дуба, клена»)


  1. Введение в тему.


Загадка: Сидит-зеленеет, падает-желтеет, ляжет, чернеет.

(Лист)


4)Образование прилагательных в значении соотнесенности с растениями (деревьями).

На столе раскладываются листья и картинки с изображением деревьев.

Инструкция: «Подберите к каждому дереву листочки».

  • От какого дерева этот лист? (от березы)

  • Как можно про него сказать?

Какой этот лист? (березовый)

  • и т.д. (рябиновый, кленовый, сосновые иголки).


5)Физкультминутка.


Дети сопровождают текст имитацией движений.

«Листочки, листочки по ветру летят.

У деток под ножками тихо шуршат.

И плавно качаясь, ведут хоровод,

А ветер осенний им песню поет».


  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Инструкция: Внимательно послушайте мой рассказ и рассмотрите картинки, а затем вы сами попробуйте расставить картинки и составить свой рассказ.


Читается, и выставляются картинки на наборном полотне. Затем они снимаются. Детям предлагается самостоятельно разложить картинки и составить рассказ в случае затруднений можно задавать наводящие вопросы:


«Наступила осень. Таня и Саша пришли в лес. В лесу они собирали букет из осенних листьев. У Тани в руках листья клена и рябины. У Саши – листья березы и дуба. Дети вернулись домой. Они поставили в вазу кленовые, березовые, дубовые и рябиновые листья. Букет получится очень красивый».


  1. Итог занятия.

«Чем занимались сегодня на уроке?»

Оценка работы каждого.


Домашнее задание: Нарисовать листья различных деревьев.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок по развитию лексико -грамматической стороны речи "Ранняя осень. Деревья"

Автор: Черявко Светлана Михайловна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210255

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства