II.Этап подготовительный Цель: подготовить органы артикуляции к работе над звуком. 1.Мимические упражнения 2.Дыхательная гимнастика 3. Упражнения для развития силы голоса 4.Упражнения для развития мелкой моторики 5.Упражнения артикуляционной гимнастики | Наглядный, словесный, практический. Прием-игра. Наглядный, практический. Наглядный, практический, словесный Наглядный, словесный, практический. Практический, словесный. Практический, наглядный, словесный. | Организует подготовительный этап занятия: -Ребята, у меня в руках очеь необычный конверт. Давайте откроем и посмотрим, что там внутри. Подводит микроитог: -Какие упражнения выполняли? -Чему учились, выполняя мимические упражнения? Организует дыхательную гимнастику(«Тучки»): - Ребята, а какое сейчас время года? - А как вы догадались? - А какая осенью погода? -У вас на столах «тучки». Будем учиться правильно дышать. -А давайте с вами разгоним все капельки дождя этой тучки На столах у каждого лежит тучка. Контролирует правильность дыхания. - Ребята, какие молодцы, разогнали все капельки у тучки, и теперь дождик будет идти намного реже. Подводит микроитог: Какое упражнение выполняли? Чему учились выполняя упражнение? -Ребята, посмотрите какая большая гора, давайте попробуем через нее перебраться при помощи голоса. а у Объясняет правильность выполнения упражнения: у подножья горы вы произносите тихо букву «а», а у вершины громко -Чему учились выполняя упражнение? - Молодцы, ребята, мы перебрались через гору и идем дальше. Организует работу с упражнениями для мелкой моторики: "Пальцы здороваются" Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д. - Какое упражнение выполняли? - Что мы с вами тренировали сейчас? -Выполним артикуляционную гимнастику. Организует артикуляционную гимнастику: Упражнение «Качели»: Улыбнитесь, открой рот, как при звуке [а]. Опустите широкий кончик языка за нижние зубки (с внутренней стороны) и подержите под счет «раз». Подними широкий язык за верхние зубы и подержи пол счет «два». Повторите еще и еще раз! Молодцы! Упражнение «Маляр»; Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба, иначе «потолок окажется не прокрашенным»! И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя! Закончив покраску потолка-нёба, язык –кисточка красит и двери-зубки, и двери-губки с наружной и внутренней стороны. (Упражнение выполняется с широко открытым ртом, 5-6 раз) Упражнение “Улыбочка-трубочка”; Губы ребёнка растянуты в естественной улыбке. Зубы сжаты. Все передние зубы, клыки и часть коренных зубов хорошо видны. Удерживать это положение под счёт максимально долго (не менее 10 секунд). Упражнение «Грибочек». А сейчас вместе с язычком отправимся «по грибы». Впрочем, язычок и сам не прочь выполнить роль «гриба». Вся его широкая поверхность присасывается к нёбу, - это будет шляпка. А вот и ножка, – растянувшаяся подъязычная связка-уздечка. Удерживать это положение под счёт максимально долго. ВАЖНО! При выполнении упражнения губы не должны напрягаться. Рот широко раскрыт. Язык в форме гриба должен быть абсолютно симметричным! Он именно прилипает, присасывается к нёбу, а не просто поднимается вверх. Подъязычная связка максимально натянута. (5-7раз). Упражнение «Чистим зубы»: Чищу зубы, Чищу зубы. И снаружи… И внутри. Не болели, не темнели, Не желтели, чтоб они. - Какие упражнение выполняли? | Активно взаимодействую с учителем Учащиеся по очереди достают смайлики и показывают мимикой лица изображенный смайлик. - Мы выполняли мимические упражнения - Тренировали мышцы лица Осень Листья опадают, меняю цвет и птицы улетают на юг: Дождливая. Работают над дыханием: Делают вдох через нос, выдох через рот; Губы трубочкой, плечи расслаблены, спиной опираются на спинку стула; Осуществляют выдох целенаправленный, не надувая щек. Дыхательную гимнастику - Учились правильно дышать Обращают внимание на доску, слушают учителя. Внимательно слушают учителя и работают над силой голоса -Учились говорить громко и тихо Слушают правило выполнения упражнения -Мы выполняли упражнение для мелкой моторика - Тренировали пальцы рук Работают с зеркалами. - Артикуляционную гимнастику. |
III.Основной этап. Цель: автоматизация звука «р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. 1.Работа с профилем. 2.Характеристика звука 3.Развитие фонематического слуха. 4.Чтение слогов. 5.Работа с картинками. 6.Физминутка 7. Звукобуквенный анализ слова. 8.Составление словосочетаний. | Словесный, наглядный, практический, прием-игра. Наглядный, словесный, практический. Наглядный, словесный. Практический, наглядный, словесный. Наглядный, словесный, практический. Наглядный, словесный, игровой. Практический, словесный. Практический, словесный. Словесный, наглядный, практический. | - Сегодня на занятии мы будем работать над звуком, а над каким ты узнаешь, прослушав стихотворение. Слушайте внимательно, я дам вам подсказку: Вот Валюшка, вот Варюшка, вот ворона, вот ватрушка, Вот вагончик, вот варенье, Вот про "В" стихотворенье!
- Какой звук я выделила голосом? - Сегодня на занятии дежурным звуком будет [в]. Осуществляет контроль при работе с профилем: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [В]; Скажи, как расположены губы при произнесении звука [В]? Как расположены челюсти? Голосовые связки? Подводит микроитог: произносит звук с вместе с детьми, осуществляет коррекционную работу, если это необходимо. - Дадим характеристику дежурному звуку: Какой это звук согласный/ гласный? Какой звук мягкий / твердый? Звонкий или глухой? Какому звуку давали характеристику? - Будем учиться выделять звук «В» среди других звуков. Л, К, В, Ш, В, Ц, В, М, В, С. - Выделим звук «В» среди слогов. Если услышите звук «В» покажите сигнал – синюю карточку. Если нет – сидите спокойно. ЖА, ВА, ШО, ЖО, ВУ, ЦА, ВЫ, ВО… - Среди чего мы выделяли звук «В»? А, сейчас я буду читать вам слова, в которых где есть звук «В» шапка, ваза, слон, стул, волна,дом,волк, вода. На доске цепочка слогов: ВА – ВО – ВУ – ВЫ - Ребята, прочитайте цепочку вместе со мной. - А теперь прочитаем наоборот, с конца. Показывает картинки на доске Ребята, к нам в гости пришли сказочные животные, посмотрите на картинки и назовите их: - Кто из них лишний и почему? - Давайте всех наших героев распределим в домики т.к. они заблудились. - Ребята, чему мы с вами учились выполняя задание. Проводит физминутку, используя презентацию «Тетя Весельчак» - А сейчас мы с вами проведем звукобуквенный анализ слова, а какого, узнаем отгадав загадку: Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый …
- Кто это? - Где в этом слове наш дежурный звук? - Сколько слогов в слове «волк »? Давайте посчитаем. 1. Приготовьте руки, произносим слово и делим по слогам - Сколько слогов в слове? - Какой слог ударный? вОлк - Дадим характеристику первому слогу: в | — | [в] | —согл., зв., тв. | о | — | [о] | —гл., ударн. | л | — | [л] | —согл., зв. непарн. (сонорный), тв. | к | — | [к] | —согл., глух., тв. | | | | |
- Ребята, какие задания выполняли? - Будем составлять словосочетания со словами из домиков: ВОРОНА (какая?) – ВЕРБЛЮД (какой?) – И т.д. | Воспринимают информацию учителя на слух. Повторяют за учителем. - звук «В». Работают вместе с учителем перед зеркалом: Смотрят в зеркало и произносят дежурный звук; нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята; мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; Повторно произносят звук «В» Дают характеристику дежурному звуку: Согласный Твердый (кулачок). Звонкий - Звук «В» - согласный, твердый, звонкий. Выделяют звук «В» среди других звуков. Выделяют звук с в слогах. - Среди звуков и слогов Читают цепочку. Ворона, волк, верблюд, сова, корова, ваза - Лишняя картинка «ваза», потому что все картинки с живыми предметами , а ваза не живая. - Определяли, где в слове стоит звук «в» Выполняют физминутку вместе с учителем. - волк -3 слога Делят слово на слоги, с помощью хлопков, - 3 слога. - Ударный второй слог. - Мы давали характеристику звукам. Составляют словосочетания со словами из домиков. |