Тексты описательно-повествовательного типа речи (художественный, научный стили речи).
Тексты описательно-повествовательного типа речи (художественный, научный стили речи).
развивать внимание, наблюдательность, языковой анализ и синтез слов, слуховое внимание, память, связную речь через использование научной и художественной стилей речи; уметь различать тексты научные и художественные, знать эпитеты, сравнения, акростихи;уметь их находить и применять; учить грамотно писать, подбирать слова. Прививать любовь и уважение к языку, бережному отношению к Родине, родной природе, к её обитателям; прививать чувство прекрасного через классическую музыку.
Обрудование:раздаточный материал, карточки со словами, текстами, запись с классической музыкой, щебет птиц, фотоиллюстрации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тексты описательно-повествовательного типа речи (художественный, научный стили речи). »
7 класс.
Тема: Тексты описательно-повествовательного типа речи (художественный, научный стили речи).
Интегрированный урок (логопедия, биология).
Цели: развивать внимание, наблюдательность, языковой анализ, синтез слов, слуховое внимание, память, связную речь через использование научного и художественного стиля речи; уметь различать тексты научного и художественного стиля речи, знать эпитеты, сравнения, уметь их находить и применять; учить грамотно писать, грамотно подбирать слова; прививать любовь и уважение к языку, бережное отношение к Родине, родной природе, к ее обитателям, прививать чувство прекрасного через классическую музыку.
Оборудование: раздаточный материал, карточки с текстами, словами, запись с классической музыкой, щебет птиц, фотоиллюстрации.
Опережающее задание:
Мини- доклад «Пернатые друзья».
Чтение стихотворения В. Шефнера «Миг».
Ход занятия.
Оргмомент. Приветствие, активизация внимания.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, но я уверена, что оно пройдет на «отлично»! Примите удобную позу, расслабьтесь.
Валеологическая минутка: Внимание мое растет, Память моя крепка, голова моя мыслит ясно, я хочу хорошо учиться, с каждым днем я узнаю все больше и больше!
Приглядывайтесь к облакам, прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам- ничто не повториться.
За мигом миг, за шагом шаг впадайте в изумленье:
Все будет так и все не так через одно мгновенье!
Беседа.
Чему учит это стихотворение? (надо быть внимательным ко всему происходящему. Приглядываться, радоваться, впадать в изумление- синоним: удивляться, восхищаться, раскрывать чудеса, потому что в нашей жизни всё- миг!
Прикладываться к родникам – это...(соприкасаться к истокам, к истории Родины, синоним- родник, источник).
Слово учителя: Итак, сегодня мы продолжим работу с текстами, будем учиться различать научные и художественные стили речи.
Последуем совету казахского народа (плакат): «Три дела человеку делают честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги».
Эпиграфом нашего урока будут мудрые казахские слова: (плакат) «Человеком быть легко, человечным быть трудно»).
Проверим ваше внимание. Акростих. Логопед: Бывают особые стихи, в которых первые буквы каждой строчки или первые буквы всех слов первой строчки образуют задуманные автором ключевое слово- это акростих. О каком лесном подарке говорит автор? О каком зимнем явлении природы рассказывает автор?
Утро доброе. Синяя волна! Умный удод – он наелся на год.
Новенькая яхта, а вон там в горах-то Наелся удод- и песни поет
Ясная звездочка все еще видна! ( Дуня) Ясные летние дни напролёт! (Дуня)
Б) Проверим вашу наблюдательность. Разгадайте секрет загадочных стихов и обратим внимание на повадки животных, место их обитания.
Жили в доМЕ ДВЕ ДИкие кошки. Стемнело вдруг. Гроза идет.
А кто еще? Ты подумай немножко! К земле коЛОСЬя ветер гнет.
ВдаЛИ САрай, за ним забор. ЗнаКОМА Рыбам тень моя.
Он охраняет птичий двор. Над гладью рек танцую я.
Сбегу скорее под отКОС, Меня пронырой соВЫ ДРАзнят.
УЛЯгусь спать в тени берез. Нырять и плавать плохо разве?
КрасИВО ЛГАть умеют лисы. ЗарниЦА ПЛЯшет в той дали,
А после – шасть! – и за кулисы! Куда уходят корабли!
Вывод: Мы с вами нашли в стихах названия птиц, животных. Сегодня мы будем говорить о том, что надо беречь природу и их обитателей.
Перед нами стоит такая проблема (запись в тетрадях): Охранять природу- охранять Родину? Задание: какой знак препинания поставим- ! ? (В конце урока мы должны верно поставить знак препинания).
Сравните тексты. Дети читают тексты. Определите стиль. Что они описывают и как? По каким признакам ты их относишь?
А) Растение имеет органы: корни и побеги. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками. Корень располагается под землей и питает растение, добывая из почвы необходимые для его роста ресурсы.
Б) Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем. Найти корень слова – значит выделить в слове самое главное, понять его смысл.
В) В неше время так важно, чтобы человек знал свои корни, не порывал связи с родными местами, изучал свой край, свою родословную, представлял прошлое, жизнь своих предков и родителей. В этом залог здоровья общества, в котором живем мы и в котором растут наши дети.
Г) - Как дуб, говоришь стоит? Крепко говоришь, стоит? А ты проверял? – отец почти кричал.- Не верю я, что крепко на земле можно стоять человеку без корней своих! Я долгую жизнь прожил и знаю, что Демидовы сильны были тем, что держались за семью, за старших по роду...
- Где и когда уместнее прочитать каждый их этих текстов?
- Бруснику бело- алую в боярышни пожалую,
Покуда молода. Черника мне поклонится.
Как тихая затворница застенчива всегда.
А клюква запоздалая- листом короткопалая,
И говорит народ: пройдет три зимних месяца
И клюква вся засветится- под снегом отойдет! ( С. Марков)
- Различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть. Ягода – сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плода находятся мелкие семена. Плоды смородины, клюквы, черники, брусники, томатов- ягоды. (учебник биологии).
Мини- доклад. Информация к размышлению. (Ученица)
Пернатые друзья.
Синица съедает за день столько насекомых, сколько весит сама. Пара поселившихся в саду синиц может очистить от вредных насекомых сорок больших яблонь.
Семья скворцов уничтожает за лето до восьми тысяч майских жуков и их личинок, а стриж за один день ловит шесть- семь тысяч комаров.
Сова вылавливает за лето до тысячи мышей, а каждая мышь съедает килограмм зерна. За это время ласточка уничтожает от полумиллиона до миллиона мелких мошек и тлей.
Пустельга приносит своим птенцам до десяти сусликов или мышей в день, а каждый суслик за лето уничтожает до пятнадцати килограммов зерна и молодых всходов.
Сто гусениц в час- норма кукушкиной еды. Кукушонок в день съедает восемнадцать живых мальков ящериц, тридцать девять больших зеленых кузнечиков, три куколки бабочки, сорок три капустных червя, пять личинок майского жука, четыре паука- крестовика, пятьдесят мучных червей да еще без счета муравьиных яиц- куколок.
Доклад учителя- биолога о Наурзумском заповеднике, о его обитателях ( птицы).
Задание: каким стилем говорит учитель?
Итак, чем отличаются научное описание от художественного?
В научном тексте есть обязательно: определение, форма, рост, повадки.
В художественном- много сравнений, эпитетов, переносные слова, отношение автора, уменьшительно- ласкательные суффиксы.
Релаксация. Музыка. Расслабьтесь, примите удобную позу, вдохните, выдохните, улыбнитесь, подставьте лицо солнышку, прислушайтесь к звучанию музыки, природы, щебету птиц. Вам легко, вы чувствуете себя свободно и непринужденно. Плохие мысли улетают далеко- далеко. Откройте глаза, выпрямитесь, потянитесь, можно встать.
9. Работа с текстом. Подбери и напиши подходящие по смыслу слова.
Весенняя песня.
Далеко- далеко ( что делала?) ... песня жаворонка по полям, по лугам и даже (по каким?) ... чащобам.
Заслышав эту весеннюю песню, (как?) ... полезли (из чего?).., из..., из..., все, кто скрывался (от какого?) ... ... холода. Жучки, паучки, букашки (что делали?)... на солнышко,(что делали?) ... там, (что делали?) ... крылышки, усики, ножки. ( Г. Скребицкий)
Итог урока, слово учителя.
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Эти сокровища необходимо охранять, беречь. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять наши водоемы! В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина с ее природой, с ее недрами, животными, птицами. Охранять природу- значит охранять Родину! Итак, обратимся к проблеме урока, изменится знак на восклицательный. Дети: мы будем охранять, беречь, природу, ее обитателей. Как мы относимся к природе, а значит мы так относимся к своей Родине, к своей земле!