- развитие мелкой моторики.
-подбор материала с учетом возрастных особенностей ребёнка и его утомляемости.
-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
речевые высказывания в устной и письменной форме.
заданиями.
карандаши синего, красного, зеленого цвета, тетрадь в крупную клетку, простой карандаш, ластик.
Этапы урока | Планируемые результаты | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающегося |
Организация начала урока | Психолого-эмоциональный настрой на урок. Подготовка обучающегося к учебно-речевой деятельности | На экране слайд с фотогафией осеннего леса. Музыкальный фон. Звучит фонограмма звуки леса, пения птиц, шум ветра: Приветствует обучающегося. -Добрый день! Сегодня нас встречают чудесные звуки. Задаёт вопросы: -Посмотри как красиво вокруг, куда мы попали? Где все эти звуки можно услышать? Давай представим, что мы очутились в лесу. Какой чудесный воздух в лесу! Свежий, ароматный. Смолистые запахи ели и сосны, очень полезны для человека. Чтобы почувствовать аромат, вдохни носом поглубже, спокойно выдохни. Хорошо в лесу дышится! Дыхательное упражнение. Инструкция: Поднимаем руки вверх к солнцу – задерживаем дыхание. Сделаем медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержи дыхание. Медленно вдох через нос, выпрямляясь. Снова задержи дыхание. Наклоняясь влево, медленно выдыхаем воздух через рот. Снова задержи дыхание. Выпрямляемся, вдох через нос. Опускаем руки выдох через рот. Дышим спокойно. | Слушает запись Приветствует учителя-логопеда. Отвечает на вопросы учителя-логопеда. Выполняет инструкции учителя-логопеда. |
Актуализация знаний | Обеспечение готовности обучающегося к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний | Даёт инструкцию по работе в тетради, задаёт вопросы: Открой тетрадь, возьми синюю ручку. Отступи две строчки от предыдущей работы, запиши число. Какое сегодня число? | Выполняет инструкции учителя- логопеда. Записывает число в тетради. Отвечает на вопросы. |
Графический диктант | Развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивость | Обучающемуся предлагает образец геометрического рисунка и просит его повторить точно такой же рисунок в тетради в крупную клетку. | Выполняет работу. |
Постановка цели занятия | Обеспечение мотивации и принятия обучащимся цели | Закрой глаза, а теперь открой. Посмотри какие красивые листья к нам прилетели! Это лист какого дерева? Значит это какой лист? На дубовом листе есть вопросы. Читает вопросы: Из чего состоят слова? А на какие группы делятся звуки? Что ты знаешь про согласные? А есть ли согласные, которые всегда твёрдые или всегда мягкие? Как ты думаешь, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии? Обобщает цели занятия: Мы на этом занятии будем тренироваться выделять твёрдые и мягкие согласные в словах. | Выполняет инструкции учителя- логопеда. Отвечает на вопросы. -Лист дуба.Дубовый -Из звуков Гласные и согласные. Согласные могут быть твердыми и мягкими. Ж,ш,ц –всегда твёрдые. Ч,щ,й –всегда мягкие. Мы будем говорить о твёрдых и мягких согласных. |
Закрепление знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний о твёрдых и мягких согласных звуках | Работа с загадкой. А этот лист какого дерева? Значит это какой лист? На кленовом листе есть загадка. Читает загадку. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? Задаёт вопросы: А как назвать, когда таких предметов будет несколько? Предлагает записать слово белки в тетрадь. Предлагает проанализировать слово белки. -Какие гласные есть в этом слове? Просит выделить гласные красным цветом. Предлагает проанализировать согласные звуки и обозначить твёрдые согласные синим цветом, мягкие зелёным цветом. | Отвечает на вопросы. -Лист клена.Кленовый. Слушает загадку, отгадывает, отвечает на вопросы учителя-логопеда. Записывает слово с проговариванием. Находит удар Отвечает на вопрос. -Е,и. Выполняет задание. Называет согласные звуки, обозначая согласные соответсвующим цветом. |
| Закрепление прочных знаний по заданной теме Совместная деятельность | Игровое упражнение «Художник» -А этот лист какого дерева? Значит это какой лист? На липовом листе записаны слова: пень мох куст дуб тень волк -Распредели слова с твердыми и мягкими согласными, напротив каждого слова закрась синим или зелёным цветом. Задаёт вопросы: -Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук? -Твёрдый? - Сколько согласных в первом слове? Назови их. Произнеси каждый согласный звук несколько раз. Какие они? Твердые или мягкие? -Каким цветом обозначим слово? Аналогичная работа проводится с остальными словами. Сколько предметов обозначает каждое слово? А как назвать, когда таких предметов будет несколько? Какое из этих слов является названием растения которое встречается обычно в сырых местах? Предлагает записать слова мох –мхи в тетрадь. Просит выделить гласные красным цветом. Предлагает проанализировать согласные звуки и обозначить соответствующим цветом. | Отвечает на вопросы. -Лист липы. -Липовый. Выполняет задание. Отвечает на вопросы. -Два: [п́ ],[[н́ ] -Мягкие -Зеленым. Слово обозначает один предмет. Пни. Дубы. Мхи. Тени. Дубы.Кусты.Волки. Мох. Записывает слова с проговариванием. Выполняет задание, называет согласные звуки, обозначая твёрдые согласные синим цветом, мягкие зелёным. |
Самостоятельное применение полученных знаний на практике, уточнение словаря | Исправь ошибки в предложении. -А это лист какого дерева? Значит это какой лист? На березовом листе записано стихотворение: Задание: Прочитай, исправь ошибки. Дождык, дождичек грибной, Не беги ты стёроной. К нам спеши не мешкяй С груздем, сироежкой Консультирует, создает ситуацию успеха. Предлагает проверить ошибки. - Проверь, все ли ты нашел ошибки. На обратной стороне листа правильный текст. -Название каких грибов встретились в стихотворении? Покажи их на картинке. Раздели слова груздь, сыроежка на слоги. Напиши эти слова в тетрадь. Подчеркни согласные. | Отвечает на вопросы. -Березы. -Березовый. Читает стихотворение, исправляет ошибки. Проверяет ошибки Отвечает на вопрос -Груздь, сыроежка Выполняет задание. |
Правильно образует форму слов и согласовывает имена прилагательные с именами существительными | Работа по образованию уменьшительно-ласкательных форм имен существительных Предлагает обучающемуся выйти из-за парты и подойти к доске: -Предлагаю тебе прогуляться по лесной полянке. Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у тебя, давай назовём ласково все, что ты увидишь в лесу. На доске картинки: дерево, ветка, сук, лиса, пень, куст, трава, сосна. | Выходит из-за парты, подходит к доске. Называет слова ласково. -Деревце, веточка, сучок, лисонька, пенёк, кустик, травка, сосенка. |
Физкультминутка | Снятие мышечного напряжения, повышение работоспособности, стимулирование мозговой деятельности ребёнка посредством развития мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастика. Предлагаю тебе немного отдохнуть. Повторяй за мной. Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы, начиная с большого пальца) Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки) Листья березы, листья рябины, Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберем, (Загибать пальцы, начиная с большого пальца) Маме осенний букет отнесем. | Повторяет движения. |
Самостоятельная работа | Осуществляет самоконтроль | Работа с предложением -А это лист какого дерева? Значит это какой лист? На рябиновом листе задание: Отдели слова друг от друга, чтобы получилось предложение. Внашемлесурастутгрибы. Предлагает записать в тетрадь предложение, уточняя правила написания: Запиши это предложение к себе в тетрадь. Какие правила написания предложения нужно помнить? | Отвечает на вопросы. -Лист рябины. -Рябиновый. Выполняет задание. Первое слово с заглавной буквы, в конце нужно поставить точку. Самостоятельно записывает предложение. |
Подведение итогов занятия | Умение обобщать и систематизировать свои знания | Просит проанализировать состав слова и выделить гласные, твёрдые и мягкие согласные самостоятельно. Задаёт вопросы: | Ребёнок выполняет задание. Отвечает на вопросы. |
Рефлексивно-оценочный этап | Учится анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее | Предлагает обучающемуся рассказать о своём впечатлении от занятия и оценить свою работу: Тебе понравилось наше занятие? - Какое у тебя настроение? Покажи картинку. Оцени свою работу на занятии. Необходимо выбрать листья: Жёлтые листья – «На занятии мне было всё понятно» Красные листья – «Не всё получалось сразу, но я старался» Зелёные листочки - «Мне многое непонятно. Мне нужна помощь» Положительно оценивает работу учащегося. | Высказывает мнение о занятии и о своей работе Выбирает лист |
1. Карточки с заданиями.
Приложение 2.
Приложение 3.