Направление деятельности | Коррекционно-речевое развитие |
Возраст детей | 5 лет |
Тема НОД | «Звуки [З, З']» |
Цель | Создание условий для знакомства детей со звуками [З, З'] |
Задачи | Коррекционно-образовательная: - научить детей характеризовать звуки [З, З'] с опорой на различные виды контроля. Коррекционно-развивающие: - уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков; - продолжать упражнять детей в анализе слогов, слов; - развивать общую и мелкую моторику. Коррекционно-воспитательная: - воспитывать положительную мотивацию к занятиям; - самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга. |
Материал | ПК, проектор, экран, кукла инопланетянин Зумик, шкатулка-звезда, звездочки для дыхательной гимнастики, зеркала по количеству детей, листы к заданию «Звуковые схемы», кружочки красного, синего, зеленого цветов для звуковых схем, камешки, вата, картинки с изображением |
Предполагаемый результат | Правильная артикуляция звуков [З, З'] в речи различных фонетических позициях (слогах, словах, предложениях) |
Учитель-логопед | Магрычева М.А. |
Этапы | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в игровую ситуацию | Игра на знакомство Здравствуйте, ребята! Встаньте дети, встаньте в круг, Здравствуй, здравствуй, юный друг! Будем весело играть, Звуки изучать. Я очень рада встрече с вами, давайте с вами познакомимся. Я, Мария Александровна…Сейчас по цепочке мы с вами познакомимся. Введение в игровую ситуацию Что за странный звук… (появился гость – инопланетянин) Кто же это такой? Ребята, посмотрите наш гость очень необычный. Он разговаривает силой мысли – он телепат. Я буду ему помогать общаться с вами. Загадка Инопланетянин: Здравствуйте, я сквозь космические пробки, Мимо звезд и прочих тел на летающей тарелке Все планеты облетел. Кто же я землянин. Я-… Правильно. Инопланетянин Зумик говорит, что его звездолет потерпел крушенье. Как вы выдумаете, как мы можем помочь нашему гостю улететь назад на свою планету? Правильно ребята. Но посмотрите у него с собой волшебная звезда. Как вы думаете, а что внутри у нее? Посмотри, что это? А планеты необычные, выполнив их задания мы сможем построить звездолет для Зумика. Дыхательная гимнастики Какое интересное задание. Ребята, вот и звездное небо. Давайте с вами устроим звездопад. Сядьте удобно перед небом, возьмите по звездочке, положите на ладошку. Спинку выпрямите, делаем глубокий вдох носом и выдыхаем ртом на наши звезды. Щеки не надуваем! Раз, два, три – звездочка лети! | Слушают музыку и загадку, включаются в игровую ситуацию | Настрой на предстоящую деятельность | Приветствие, диалог, введение в игровую ситуацию |
Актуализация знаний | Вот еще интересная планета. Послушайте стихотворение, какой звук вы чаше будете слышать. Звездолёт Зажглась зелёная звезда... Запустят звездолёт туда. Е. Благинина Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [З, З'] Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите, как вы его произносите. Что происходит с губами, зубами, языком, когда вы произносите звук [З]? Произнесите звук [З'] и посмотрите, как вы его произносите. Что происходит с губами, зубами, языком, когда вы произносите звук [З']? | Включаются в активную познавательно-речевую деятельность | Умение удерживать учебную задачу | Ответы детей |
Затруднение в ситуации | Развитие фонематического слуха Логопед: Следующее задание от планет. Они предлагают вам поиграть в игру «Камень – вата». Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [З], поднимите камешек, звук [З'] – вату. за, зё, зы, зо, зя, зу, зи, зэ, зе, зю Смотрите, еще один элемент звездолёта построен. Физминутка. Произношение чистоговорок со звуками [З, З'] с нейроигрой «Колечки» Логопед: Интересное задание от планеты. Нам надо с вами произнести четко чистоговорки, выделяя звуки [З, З'] и выполнять движения. За-за –за- во дворе стоит коза Зу-зу-зу- накормлю травой козу Зы-зы-зы- отойдите от козы. Зи-зи-зи- сено козе отвези Зе-зе-зе- сено я даю козе Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя! Следующая часть звездолета на месте. | Выполняют задание, основываясь на имеющемся опыте | Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения | Ответы детей |
Открытие нового знания или способа действия | Игра «Ракеты» Задание от пятой планеты. Какие красивые ракеты, но они отличаются. Чем? Нам надо расселить картинки в эти ракеты. Как вы думаете, что отправится в полет на ракете с синим корпусом? А в ракете с зеленым корпусом? Молодцы Пятая часть звездолета на своем месте. Работа над звуковым анализом слов Следующее задание Планеты. Надо составить схему слова ЗИМА. Перед вами лист и цветные кружочки. З – согласный, мягкий, зелёным цветом И – гласный, красным цветом М – согласный, твердый, синим цветом А – гласный, красным цветом В слове ЗИМА 2 слога, ударение на второй слог. Шестая часть звездолета построена. | Активизируют мыслительные процессы | Умение выбирать способы преодоления затруднения | Слушают, отвечают на вопросы |
Введение новых знаний в систему знаний | Закончи предложение Для вас Зумик приготовил задание на внимание. Слушайте внимательно и закончите предложение. Извиваясь и шипя по земле ползёт ...ЗМЕЯ Зайку бросила хозяйка, на скамейке мокнет ...ЗАЙКА Нам попалась на глаза очень злющая ...КОЗА Вот и следующая часть звездолета появилась. Игра «Один – много» Я говорю один предмет, а вы много… Зуб - зубы Заяц - зайцы Ваза – вазы Магазин – магазины Газета – газеты Музей – музеи | | Умение слушать и понимать | Анализ достижений, фиксация результатов |
Осмысление (итог) | Рефлексия Ребята, смотрите, наш звездолет построен. Мы выполнили все задания планет из волшебной звезды и построили звездолет. Все были молодцы. Дружно работали. Ребята, а вы бы хотели, что Зумик еще к вам пришел в гости? Почему? Зумик для вас приготовил красивые звезды, которые будут вам помогать сегодня. Встаньте дети, встаньте в круг, До свидания, юный друг! Было весело играть, Звуки изучать. | Дают оценку своей работе, высказывают свое отношение о совместной деятельности, учатся анализировать свою работу | Умение подвести итоги проделанной работы | Ответы детей |