I Мотивационно-побудительный этап I I проблемно-поисковый этап I I I Рефлексивно-коррегирующий этап. | Здравствуй, друг! Здравствуй, брат! Я тебя увидеть рад! Здравствуй всем вокруг скажу! Потому что всех люблю! Здравствуй – слово дорогое, Такое доброе и все родное! (автор Большебратская Э.Э.) На мольберте выставляется 4 картинки с изображением времен года, где лишней каждый раз оказывается зима. Речь сегодня пойдет о зиме, а как зима на казахском языке? К нам в гости пришел снеговик. Скажем как будет снеговик на казахском языке. Но он очень грустный, оказывается его только недавно слепили и теперь, чтобы он весной не растаял, а остался в царстве Зимы, ему надо сдать экзамен: рассказать всё – всё что он знает о Зиме. А Снеговик не умеет составлять рассказы. Поможем ему ребята? Появляется Снеговик. Ну что, ребята, для того чтобы помочь Снеговику рассказать о Зиме нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог красиво рассказывать. Сказка: жил-был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром, потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выпрыгнул в окно. (язычок тянется к носу, к подбородку, к левой щеке, к правой щеке). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать – с двери, с крыши (упр. «Маляр», «Вкусное варенье»). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы). Выпил он дома чашку чая (упр. «Чашечка»), скушал бублик и лег отдыхать (упр. «Накажи непослушный язычок»). Ну что, Снеговик, ребята готовы тебе помочь. Ты задавай им задания, а они постараются справиться. Снеговик: Хорошо, ребята, я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать: среди картинок найдите отгадки. Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасила витрины? (зима) Он черной тучей был сначала, Он белым пухом лег на лес. Покрыл всю землю одеялом, А по весне совсем исчез. (снег). Меня не растили – Из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. (снежная баба) Снеговик: Молодцы, отгадали все загадки. Ребята, вот вам следующее задание, послушайте внимательно. Закончите предложение, поясняя причину события. Дидактическое упражнение «Закончи предложение». 1)Дети приготовили коньки, потому что… 2)Утром кругом было всё белым-бело, потому что… 3)Люди зимой в теплой, меховой одежде, потому что… 4)Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что … 5)Дети любят зиму, потому что… Физминутка «Снеговик» Давай, дружок, смелей дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, и станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка – Ува! – и нет снеговика. - Ну что , Снеговик, ребята выполнили все твои задания, а теперь они покажут тебе, как они умеют составлять рассказ о зиме. Вначале мы, как настоящие художники, нарисуем зимнюю картину, а потом составим рассказ. - Картина у нас получилась великолепная. Давайте мы с вами немного поиграем. Игра «Снежинки и ветерок» - А теперь, чтобы нам было легче составить рассказ, я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать. - Какое время года изображено на картине? - Какой ветер дует зимой? -Какую одежду люди носят зимой? - В какие игры дети играют зимой? - Что делает зимой медведь? - Какую шубу носит зимой заяц? - Почему птицам нужно помогать зимой? А теперь давайте посмотрим, как можно с помощью схемы составить рассказ по этой картине. Погода зимой Зимняя одежда Развлечения детей Лес Дикие животные Зимующие птицы Хорошо зимой - А теперь послушайте какой рассказ у нас получился. «Наступила зима. На улице стало морозно, подул сильный, холодный ветер. Люди достали теплые шубы, куртки, шапки, надели рукавицы, обули валенки. Обрадовались детишки, взяли санки, лыжи, коньки и побежали на улицу. Слепили снеговика, катались на лыжах, санках и коньках. А в лесу тихо и спокойно. Снегом укутаны деревья, реки и озера скованы льдом. Сладко спит медведь в своей берлоге. Скачет зайчик по снегу. Свою серую шубу он сменил на белую. Снегири и синички сидят на дереве. Хорошо зимой! Давайте перескажем рассказ по схеме. Снеговик говорит, что он все запомнил. Ему очень понравился ваш рассказ. Он прощается с вами и на память дарит маленького игрушечного снеговика. | Дети определяют лишнюю картинку. Дети называют зиму на казахском языке – қыс. Дети называют: снеговик – аққала Дети соглашаются помочь снеговику. Дети выполняют артикуляционную гимнастику для языка. Дети отгадывают загадки, ищут картинки. Называют отгадки на казахском и русском языке: снег – қар, снеговик – аққала, зима – қыс. Дети заканчивают предложения поясняя причину. ...на реке замерз лед. ... выпал снег. ... на улице холодно. … заяц белый. … можно кататься на санках, коньках, лепить снеговика и т.д. Идут по кругу, изображая будто катят перед собой снежный ком. «Рисуют» руками большой круг. «Рисуют» снеговика из трех комков. Широко улыбаются. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу. Медленно приседаю. Разводят руками, пожимают плечами . В.Егоров. Дети по очереди рисуют на фланелеграфе картину из разрезного материала. Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружатся, бегают на носочках; ветерок в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш» и снежинки прячутся от ветра и оседают. Игра продолжается 3-4 раза, после чего дети в командах меняются ролями. Дети отвечают на вопросы. Дети рассматривают схему, называют последовательность составления рассказа по схеме. Дети внимательно слушают рассказ. Дети по цепочки с помощью схемы пересказывают рассказ. Дети благодарят Снеговика за подарок. Прощаются. Рассматриваю игрушечного снеговика. |