Анджела , педагог-психолог, КППК № 15 с. Астраханка.
Конспект занятия «изготовление украшение по представлению», рассчитан на старших детей. Знакомит детей с ювелирным творчеством казахского народа. Позволяет обогатить знания детей в областях «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Ребята в процессе рассматривания закрепляют знание казахского языка; изготавливают по представлению.
Тема занятии: Шаш теңге (лента с монетами)
Цель:
Задачи:
Образовательные- развивать представления детей о народном ювелирном промысле. Учить украшать форму лентой. Побуждать детей к рассматриванию предметов декоративно-прикладного, ювелирного искусства. Расширять кругозор детей.
Коррекционные - развивать зрительно-сенсорный опыт, вырабатывать зрительно-двигательный контроль при выполнении предметно-практических действий.
Воспитательные- научить понимать и ценить красоту казахских национальных предметов, красочность орнаментального оформления. Воспитывать чувство любви к своей стране, почтительное отношение к старшим. Развивать самостоятельность, желание сделать красивый подарок.
Материал:иллюстрации ювелирных изделий, различные ювелирные украшения, силуэты нагрудных украшений алқа, бусины разных цветов и размера, манеты.
Ход занятия.
Педагог-психолог:
Вот опять наступила весна.
Снова праздник она принесла,
Праздник радостный, светлый и теплый
Праздник всех дорогих наших мам.
По обычаю, люди в праздники одаривали друг друга подарками. Делились друг с другом своей теплотой и добротой. Давайте и мы поделимся своей теплотой друг с другом. (Дети обнимают и приветствуют друг друга.)
(раздается стук в дверь, входит Весна).
Весна: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй Весна!
Педагог-психолог: Здравствуй, Весна. Какая ты красивая и нарядная. Что ты так опечалена? Что привело тебя к нам?
Весна: Скоро праздник мам и бабушек, а я не знаю, что же мне им подарить.
Педагог-психолог: Но это не беда, я знаю, как помочь тебе, Весна. Всех вас, я приглашаю в ювелирный салон, на выставку ювелирных изделий. Здесь вы видите национальные украшения казахов. Казахские женщины и девушки носили в ушах– «сырға» (серьги), в волосы вплетали -«шолпы» (лента с украшениями), на запястия одевали «білезік» (браслет), а на пальцы — «жүзік» (перстни), которые мастера делали из серебра и золота. А еще большой популярностью пользовались разнобразные красивые «тумар» (амулеты), «қапсырма» (застежки), «шаш тенге» (лента с монетами) для кос. Изготавливают эти изделия ювелирные мастера.
Какие национальные украшения вы видели? Ответы детей.
Весна: Знаете, бабушка мне рассказывала, что в старину ювелирных мастеров называли – зергер. Народ их умения и труд уважал и ценил. Чтобы стать достойным ювелиром, нужно было обладать особым даром от природы. Секреты ювелирного искусства передавались из поколения в поколения: от отца к сыну, от учителя к ученику. Так с давних времен дошли до нас старинные украшения, которые любят одевать наши бабушки, мамы и девочки.
Воспитатель: — Из какого металла сделаны украшения? Чем они украшены? Назовите элементы казахского орнамента. Как можно эти предметы назвать, одним словом? (Украшения)
— Ребята, а как вы думаете, можно подарить такие украшения нашим мамам?
Эти украшения не обязательно покупать, можно сделать самому, своими руками.
Предлагаю вам и для Айсулу сделать вот такие нагрудные украшения – алқа. Они бывают разной формы (рассматривание).
На силуэты нагрудных украшений – алқа расплющиваем пластилин. Сглаживаем поверхность. И украшаем поделку элементами казахского орнамента – выкладывая его из бусин.
Во время практической работы звучит народная мелодия. Педагог помогает советом, оказывает индивидуальную помощь, проводит физминутку.
Физминутка.
Мамам дружно помогаем
Сами в тазике стираем
И рубашки и носочки
Для сыночка и для дочки
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки
Светит солнышко – ромашка
Скоро высохнут рубашки.
В конце занятия выставка детских работ.
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, какие красивые украшения у нас получились. Полюбуйтесь ими. Мамам они очень понравятся.
- А сейчас, ребята, покажите, как вы любите свою маму. Дети с помощью жестов и мимики показывают свои чувства.
Весна: Всем вам рахмет (спасибо), сау болыңыздар (до свидания) друзья. С вами увидеться была рада я.