kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех коррекционно-развивающей работы в группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно-воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе»

ЛГ МА ДОУ ДСКВ № 1 «Теремок»



















МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для подготовительной группы



















учитель-логопед Жежу Валентина Ивановна













г. Лангепас

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ

Принципы и задачи построения коррекционно-образовательного процесса.


Успех коррекционно-развивающей работы в группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Педагогический процесс в группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной работы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится логопедическая работа с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта.


При работе с детьми с ФФНР речи главные задачи:

  1. Постановка и закрепление звуков в речи, по необходимости дифференциация по сходным признакам.

  2. Развитие фонематических процессов и навыков полноценного звукобуквенного анализа и синтеза.

  3. Подготовка к обучению грамоте.


При работе с детьми с ОНР задачи:

  1. Развитие лексико-грамматических средств речи.

  2. Формирование правильного звукопроизношения.

  3. Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.

  4. Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.

  5. Подготовка к обучению грамоте.


Особенности работы воспитателя

Специфика работы воспитателя в группах определяется, имеющимися у каждого такого дошкольника:

  • речевыми недостатками;

  • неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

  • характерологическими особенностями.


Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

  3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

  6. Формирование связной речи.

  7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).


Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:


  • проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

  • повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

  • упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;

  • повторение лексико-грамматических упражнений;

  • упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с лексическими темами программы).

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.


Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения


Цель:

Цель:

Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует

Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке»

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь)

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом



Поэтапная работа логопеда и воспитателя по лексической теме


Этапы

Содержание работы

Исполнитель





1













2

Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков;


Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование), непосредственно связанная с изучаемой темой;


Предметные занятия, беседы; подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов;


Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение двух однородных предметов и – на этой основе – составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.). Целенаправленная работа над предложением.

Воспитатель, Логопед




Воспитатель






Воспитатель







Логопед, Воспитатель под руководством логопеда

3.

Продолжение работы над предложением;

Отработка различных моделей словоизменения;


Разучивание стихотворений, загадок, коротких текстов по изучаемой теме.

Логопед, Воспитатель






Воспитатель

4.

Пересказ тексов по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опыта; описание предметов и др;


Драматизация сказок (рассказов) – «инсценирование», театр кукол, театр «теней» и др.

Логопед, Воспитатель




Воспитатель, Логопед


Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме


Логопед

Воспитатель

  • на занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях;

  • руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время

  • проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и с художественной литературой с учетом изучаемых лексических тем;

  • пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними


Функции логопеда:

  1. Диагностическая

  2. Профилактическая

  3. Коррекционно-педагогическая

  4. Организационно-методическая (учит воспитателей, родителей)

  5. Консультативная

  6. Координирующая (координирует направления работы)

  7. Контрольно-оценивающая (динамику продвижения оценивает только логопед)



Задачи взаимодействия логопеда и воспитателя.

Задачи логопеда:

1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.

  1. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.

  2. Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.

  3. Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.

  4. Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.

  5. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.

  6. Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.


Задачи воспитателей:

  1. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

  2. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:

- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час)

- проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.

- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.

- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.

- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.

3. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.

4. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.


Знание индивидуальных и психических особенностей детей – залог эффективного планирования коррекционной работы воспитателем

Воспитатель, как и логопед, должен знать не только особенности речевой патологии детей, но и особенности психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

- нарушение внимания и памяти

- нарушения пальцевой и артикуляционной моторики

- недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Нарушения внимания и памяти проявляются у детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже из 4-х предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты (простые фигурки, круги и т.д.); хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (продукты и т.д.); собрать в коробочку все предметы из металла (дерева, пластмассы и т.д.).

Характерно, что запоминание на непроизвольном уровне, у детей происходит значительно лучше, чем на произвольном. Так, например, ребенок легко воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения и затрудняется воспроизвести названия 4-5 игрушек, спрятанных на занятии.

Нарушения артикуляционной моторики проявляются в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти.

У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.

Поскольку речь и мышление связано между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети затрудняются в классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения бедны, отрывочны и логически несвязанны друг с другом. Например, «Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега», «Авитобус едет быстрее велосипеда – он больше». К мебели могут отнести и лампу, и телевизор, потому что они стоят в комнате; с трудом решают простейшие математические задачи, не в состоянии отгадать несложные загадки.

Личностные особенности детей заметны любому воспитателю. Так, на занятиях одни из них очень быстро утомляются, начинают вертеться, отвлекаться, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвечают невпопад, не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети слишком подвижны, трудно управляемы, а иные, наоборот вялы, апатичны. Встречаются дети с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости.

Все эти особенности нужно учитывать, планируя коррекционную работу.


Основные направления коррекционной работы воспитателя

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз.

  2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

  3. Корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

  4. Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

  5. Фронтальные занятия по программе ДОУ.

  6. Коррекционная работа вне занятий:

- во время режимных моментов

- коррекционная работа по восполнению пробе-

белов, выявленных в результате обследования,

обязательно планируется и учитывается.

Остановимся подробнее на этих направлениях коррекционной работы.

Комплексы артикуляционной, дыхательной гимнастики подбираются логопедом и предлагаются воспитателям. Воспитатель должен хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей переключаемости. Так, как основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, все упражнения можно объединить в сказки и проводить во вторую половину дня.

Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся во вторую половину дня, после дневного сна. Это так называемые логопедический час.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется еженедельно.

Рекомендуются следующие виды упражнений:

1\ игры на развитие зрительного и слухового восприятия

2\ игры на развитие фонематических представлений

3\ лексика, грамматика

4\ речь с движениями

5\ связная речь

6\ работа по индивидуальным тетрадям.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности мелкой моторики,- ему следует предложить собрать мозаику или нанизывать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью,- сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т.п.

Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь необходимо иметь изобразительный материал для закрепления звуков.

В тетради «Взаимосвязи» в графе «Примечание» или «Отметка о выполнении», воспитатель отмечает, у кого и в связи с чем возникли трудности. Эта информация необходима логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы.

Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В течение года логопед отмечает в таблице «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты коррекционной работы логопеда и воспитателя.

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь в том случае, если ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же о ребенка.

Проведение фронтальных занятий по развитию речи.

Занятия по развитию речи планируются согласно перспективно-тематическому планированию. В течение месяца на занятиях по развитию речи все виды работ в рамках 3-4- лексических тем.

Логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь. Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.

Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т.п.)

Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятия, указать какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии. Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя (особенно работа над предложением), развитие связной речи.

Работа воспитателя над любой темой будет включать обязательно:

1\ Подбор слов по одинаковым вопросам: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?

2\ Образование уменьшительно-ласкательных названий;

3\ Употребление форм существительных во множественном числе;

4\ Образование притяжательных и относительных прилагательных;

5\ Автоматизация поставленных звуков;

6\ Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными, числительными;

7\ Работа над предложением;

Одним из обязательных условий формирование правильной, четкой и внятной речи, как на занятиях логопеда, так и воспитателей, является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, достигнутые для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.

В начале учебного года, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на занятиях используются только «простые» виды работ: чтение, разбор сказок и рассказов, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т.п. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составления рассказов-описаний, придумывания сказок. Т.е. планирую работу по развитию речи нужно опять же учитывать результаты логопедического и педагогического обследования.

Все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Необходима постоянно зрительная опора. Наглядность должна способствовать речевой активности. Каждый ребенок должен 8 раз проявить свою речевую активность, как на логопедическом занятии, так и на занятии воспитателя – это показатель хорошей речевой активности.

Словесные инструкции должны быть четкими, не многословными.

Логопед в течение года обязан периодически присутствовать на занятиях воспитателя, наблюдать режимные процессы с последующим анализом. С целью выявления динамики речевого развития каждого ребенка в режимные моменты, соблюдения комплексного подхода всего педагогического состава группы к речевой коррекционной работе. На любом занятии (по ИЗО, математике, физической культуре и т.д.) должна планироваться коррекционная работа.

По математике:

1.1\ Употребление существительных единственного и множественного числа;

2\ Сочетание существительных с предлогами.

2.Глагол

1\ Изменение по временам, лицам, числам и родам;

3.Прилагательное

1\ Согласование существительного с прилагательным в роде, числа, падеже.

4.Количественные и порядковые числительные;

5.Местоимения (мой, моя, мое, мои, наш, ваш)

6.Предложения.

По изобразительной деятельности:

1.Предложения с предлогами.

2.Временные формы глагола. (я нарисовал, я вырезаю, я буду разукрашивать)

3.Спряжение глагола. (Что делаешь? Что делают?)

4.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

5.Навыки связной речи (Как будешь делать?), спрашивать детей о предстоящей или выполняемой работе.

Физическая культура и музыка.

1.Предлоги (за кем, перед кем);

2.Глаголы прошедшего, будущего времени.

3.Приставочные глаголы (прыгали, перепрыгнули)

4.Падежные формы местоимений (ко мне, к ней и др.)

Может быть, эта коррекционная работа не планируется, но она проводится. И воспитатель, и логопед должны использовать все виды занятий для целенаправленной коррекционной работы.

Коррекционная работа воспитателя в повседневной жизни.

Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Идет обогащение и активизация словаря, упражняется в грамматически правильном оформлении предложений.

Планирование коррекционно-образовательной работы.

В плане воспитатели выделяют специальную графу «Коррекционная работа», можно для облегчения представить в виде таблицы:

Направления работы

Содержание работы

Режимные моменты

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Дыхательная гимнастика

  3. Пальчиковая гимнастика

  4. Формирование фонематического восприятия

  5. Формирование лексико-грамматических представлений

  6. Развитие психических процессов

  7. Связная речь

  8. Формирование навыков звукового анализа

  9. Контроль за звукопроизношением






Указать источник


Игры см. картотеку


Лексические темы 1, 2, 3 и т.д.

Дидактические игры


Игры и упражнения



Игры и упражнения.


Имена детей








Утром

Перед обедом

2-ая половина дня




Индивидуальная коррекционная работа

Планируется на месяц. Может быть представлена в виде таблицы.

Дни недели

Список детей

1-ая неделя


Учет

2-ая неделя


Учет

3-ая неделя


Учет

4-ая неделя


Учет

понедельник









вторник









среда









четверг









пятница









Здесь же указываются подгруппы детей. Состав групп может меняться.

Планируются виды работ по восполнению имеющихся пробелов:

1\ по сенсорике (цвет, форма, величина, количество)

2\ развитию общей моторики

3\ развитию мелкой моторики (шнуровка, мозаика, плетение и т.д.)

4\ развитие графических навыков (обводка, штриховка)

5\ формирование пространственных представлений (право, лево, узкий - широкий…..)

6\ работа по коррекции лексико-грамматических категорий.

Заучивание стихотворение

Особенности:

1\ предварительная словарная работа;

2\ воспитатель читает наизусть с наглядностью;

3\ беседа;

4\ чтение стихотворения;

5\ заучивание по четверостишию и по строчке;

К праздникам отрабатывают вместе с логопедом весь речевой материал. Не должно быть неправильной речи!


В подготовительной группе проводятся занятия по подготовке детей к письму, одно занятие в неделю (с октября месяца по апрель включительно, 30 занятий)

Каждое занятие включает:

- письмо тех или иных элементов;

- зрительный или слуховой диктанты;

- зарисовка каемочек, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или зрительный диктант.

На основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», логопед, еженедельно будет предлагать задания по комплексно-тематическому планированию:

Тема

Период

День знаний

15.08.-10.09

Осень

11.09-30.09

Мой город, моя страна, моя планета

1.10-15.10

День народного единства

16.10-4.11

Мониторинг

5.11-14.11

Новый год

15.11-31.12

Зима

1.01-31.01

День защитника Отечества

1.02-23.02

Международный женский день

24.02-8.03

Народная культура и традиции

9.03-21.03

Мониторинг

22.03-31.03

Весна

1.04-15.04

День победы

16.04-9.05

До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!

10.05-31.05



Будущий школьник на выпуске из детского сада должен владеть ответами на вопросы.

Текстовые вопросы для подготовки детей к школе:

  1. Счет до 10 и обратно

  2. Считать до 20

  3. Знать геометрические фигуры (отличия и кол-во)

  4. Ориентировка в пространстве (лево, право, верхний, нижний угол и сторона, центр)

  5. Ориентировка во времени:

- части суток, признаки

- времена года, предметы, обличия

- месяцы по порядку (какой сейчас месяц)

- дни недели (какой день перед средой и т.д.)

  1. Классификация: домашние, дикие, птицы, африканские животные

  2. Особенности нашего края – природа, местность, коренные жители

  3. Классификация предметов – мебель, транспорт, посуда, одежда, обувь

  4. Цветы, кустарники, деревья

  5. Цвет и оттенки

  6. Логическое мышление (что лишнее? Помидор, яблоко, капуста, огурец)

  7. Профессии

  8. Составление рассказа по картинке

  9. Стихотворение (2 шт.)

  10. Какие сказки знает, какую может рассказать

  11. Назови сказочных героев, самую любимую сказку

  12. Сколько тебе лет, сколько будут через 2, 3 года

  13. Рисование человека, писать буквы, цифры

  14. Край, город страны

  15. Синонимы, антонимы

  16. Один-много (один слон, много слонов)

  17. ФИО ребенка, родителей, братьев, сестер. Дату рождения

  18. Домашний адрес, этаж, телефон

  19. Сейчас утро, день, ночь-почему?

  20. Когда ты ужинаешь? Что раньше обед или ужин?

  21. Кем работают мама, папа? А ты кем хочешь быть?

  22. Когда можно кататься на коньках? Загорать на солнце?

  23. Почему снег бывает зимой, а не летом?

  24. Что делает врач, учитель, почтальон, повар и т.д.?

  25. Зачем в школе звонок, парта, доска?

  26. Ты хочешь в школу, почему?

  27. Для чего нужны глаза, уши и т.д.?

  28. Покажи левый глаз, ухо и т.д.

  29. Назови диких и домашних животных?

  30. Что делает пчеловод, рыболов?

  31. Как зовут детенышей диких животных?

  32. Свойства материалов: почему гвоздь тонет, а палка нет?

  33. Чем старый человек отличается от молодого?

  34. Назови овощи, фрукты

  35. Чем отличается куст от дерева?

  36. Что бывает после дождя?

  37. Я начну, а ты закончи (дерево-высокое, а куст-….)




Логопед предоставляет воспитателям экран звукопроизношения детей, у которых наблюдаются трудности в звукопроизношении. Воспитатель, проводит артикуляционные движения с тем ребенком или подгруппой, детей у которых схожие нарушения.



Вызывание звука.

Артикуляционные движения.

  • «С» - есть мягкий, но нет твердого.

«Ручеек-речка»

Ручеек в лесу поет

И детей играть зовет

Вы за ручейком бегите

«С» тихонько говорите

Ручеек бежал, бежал

А потом рекою стал

Река шире ручейка

Вот какие берега,

Да и песенка другая

Вот она какая «С».

Дети бегут на носочках, дает напряжение, рукой показывают движения змейкой, когда река спокойная-шаг, руки разводим в стороны

  • «З» «Комарики» - указательные пальцы вперед, остальные в кулак. Производить быстрые движения вперед-назад противопоставленные.

  • «Ц» «Тихо, тс» с указательным пальцем сверху вниз, движение быстрое. Затем обратный слог с этим движением.

  • «Ш» «Шарик» ладошки вместе, губы округлены, раздуваем, пальцы округлены.

«Змея» приползла змея и шипит – кончик языка вверху.

  • «Ж» - большой палец и мизинец расставлены в стороны, руки вперед, движения противопоставленные, круговые (широкий язык, напряжен, вибрация).

  • «Щ» «Ящерица» - ладошка на столе, полусогнута, бежим по столу (мелкие движения в стороны с небольшим напряжением).

  • «Ч» «Ключи» поворачиваем в замке влево-вправо, «Чик-чик» (соед. Т+Щ)+ закр. в обратн.слогах.

  • «Л» «Колокол» пальцы в замок, большие внизу, соединяем, двигаем ими вперед-назад «ла-ла», прижать язык к зубам, а потом опускаем. Важно оторвать, чтобы воздух не пошел в нос. Лучше «ла» или «ал», потом «ы», а потом остальное.

  • «Р» «Мотор» Руки согнуты в локтях, движения круговые, вперед перед грудью, вращения перед собой. Произносим многократно с убыстрением «д», затем ведущая рука резко выбрасывается вниз-отрыв.

  • «Заводим мотоцикл» дрынь, пальцы в кулак, рука согнута в локтях, резко вниз, как на педаль.

  • «Тянем ниточку» от одноударного «Р». Если получено сочетание «др», используем упражнение «Поймай звук», используем обратный слог, ловим «Р» а-а-ар+движ.руки – поймали. Не должно быть паузы между звуками, чтобы не вставить лишний «д».

  • «Выпускаем звук». Пальцы в кулачек, потряхивание или «Р»-р-р и выпускаем а-р-р-р-а. звук считается поставленным, если звук введен в слог к автоматизации.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жежу Валентина Ивановна

Дата: 27.03.2018

Номер свидетельства: 463857


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1900 руб.
2380 руб.
2110 руб.
2640 руб.
2220 руб.
2770 руб.
1950 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства