Коррекция внимания на основе упражнения «Письмо по памяти», подбор аналогий, слушание музыкального текста.
Коррекция зрительной памяти на основе использования наглядных пособий, таблиц.
Коррекция мелкой и общей моторики (пальчиковая гимнастика и музыкальная разминка).
Коррекция устной связной речи и письменной речи.
3. Воспитательная
Воспитывать интерес к учебному процессу.
Ход урока.
1. Громко прозвенел звонок,
Начинается урок!
Прежде, чем его начать, я хотела бы познакомить вас с замечательным стихотворением, которое подскажет тему занятия.
Вслушайтесь внимательно в каждую строчку и выделите слова, которые похожи друг на друга по звучанию.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, родная улица,
Толстый тополь у ворот.
Вся родня моя любимая,
Родственники здесь и там!
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
2. Какие слова вы выделили?
(на доске Родина, родная, родня, родственники)
Что в них общего? (корень выделяют уч-ся)
Как вы понимаете смысл каждого слова?
Эти слова имеют общую главную часть слова – корень «род» и общее лексическое значение.
Родственниками могут быть не только люди, но и …
Вы догадались, какая будет тема?
3. Тема урока «Родственные слова».
На занятии мы вспомним состав слова, изученные части речи, продолжим развивать мелкую моторику пальцев рук и общую моторику, устную и письменную речь, мышление, память, внимание, и будем учиться выделять и образовывать группы родственных слов.
4. А сейчас давайте вспомним самых близких людей – нашу родню, родственников, семью и выполним пальчиковую гимнастику «Здравствуй Родина моя».
Я, ты, он, она
Вместе целая страна
Вместе дружная семья
В слове МЫ –
Сто тысяч – Я
Вот какая должна быть семья «Замочек» - крепкая дружба. Пальчики размяли, а теперь:
Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
5. Родственные слова – очень интересно знать, как они появляются, откуда берут свое начало? Мы отправляемся в необычное путешествие
Как – то много лет назад
Посадили странный сад,
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово, слово корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам …
Рассада (читают дети)
Как образовалось это слово?
- с помощью приставки
Запишите его в тетради и выделите приставку, корень и окончание
Вот еще … посадки рядом
А это слово с помощью каких частей образовалось?
А вот … садовод
Это слово сложное – из двух корней.
С ним … садовник идет.
Запишите и выделите корень, два суффикса и окончание.
Вам очень интересно
Гулять в саду словесном!
Какое слово было первым?
- С помощью каких частей образовываются родственные слова?
приставок
суффиксов
сложение корней
6. Игра «Образуй новое слово»
По образцу образуйте однокоренные слова, отвечающие на вопросы
какой?, что делать?
На доске
какой? Что делать?
двор – дворовый дым – дымит (образец)
зуб – гудок -
зима – шум -
дерево – свист -
холод - мороз –
Родственные (однокоренные) слова
Могут быть разными частями речи.
Из слов какой части речи мы образовывали родственные слова?
А слова, какой части речи получились?
(прилагательные и глаголы)
Составьте предложение с одним из слов.
Сейчас мы учились образовывать от существительных родственные слова прилагательные и глаголы
7. Физминутка Настало время отдохнуть!
8. На логопедических занятиях мы заучиваем скороговорки. Для чего?
Мы развиваем устную речь, учимся четкой, правильной дикции, тренируем память. Вспомните их.
Шепотом
Громче
Хором
Индивидуально
В какой скороговорке встречались родственные слова? Какой корень в них?
9. А сейчас каждый поработает самостоятельно (на карточках задание: «Найди лишние слова»)
- возьмите карандаши и подчеркните лишние слова в рядах родственных слов.
10. На следующем (заключительном) этапе урока потренируем свою память, вспомним «Письмо на память». На прошлых занятиях мы работали над четверостишием «Снежный карнавал». Вспомним его.