Ф.И.О. учителя-логопеда | Угланова М.А. |
Группа (класс, логопедическое заключение) | 2 класс Логопедическое заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленная ФФНР. |
Тема занятия | Дифференциация гласных А-Я в словосочетании, предложении, в тексте. |
Тип занятия | «Открытие нового знания» |
Используемые технологии | Технология на основе деятельностного подхода. Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникативные технологии Технология поэтапного формирования умственных действий |
Цель занятия | Продолжить формировать навык употребления букв А-Я после твердых и мягких согласных на письме в словосочетании, предложении, в тексте. |
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут: - закреплять знания детей о гласных А – Я; - учить сравнивать согласные по твердости – мягкости на уровне словосочетании, предложении, тексте; - отвечать на вопросы полными предложениями – объяснять лексическое значение новых слов; - выполнять звукобуквенный и слоговой анализ, - дифференцировать слова – предметы и слова- признаки. | Способствовать развитию умений: - развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание; - закрепить правильное написание букв А-Я на письме (в словосочетании, предложении, в тексте); - развивать умения грамотно, точно, четко выражать свои мысли. - развивать связную речь; - развивать психические процессы (память, внимание мышление). | - создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме. - воспитывать умение работать в группе сообща; - формировать у учеников навык самоконтроля; - овладевать необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: |
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом; - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. - совершенствовать УУД через полагание, планирование работы, контроль за ходом деятельности. | - развивать умение слушать и понимать других; - умение работать в паре; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я в словах, словосочетаниях, текстах. - на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам; |
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение | Индивидуальная рабочая тетрадь (дидактическое пособие Е.В. Мазанова), проверочные рабочие тетради, индивидуальные карточки для учащихся. |
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
I Этап Мотивации | - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
1 минута | словесные | Фронтально | Логопед здоровается, проверяет готовность к занятию. Активизирует слуховое внимание учащихся при помощи « Узнай звук». (Просит назвать первую букву в слове) Приложение 1. | Самоконтроль подготовки. - учащиеся выполняют слуховой анализ слов; |
II. Этап Актуализации знаний и фиксирование индивидуаль ного затруднения в пробном действии | - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания); - закреплять полученные знания звукобуквенном и слоговом анализе. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
3 мин | Практические: аналитико-синтетические, | Групповая | Логопед задает вопрос учащимся: - что мы узнали о гласных звуках А-Я на прошлом занятии? | -У чащиеся формулируют выводы: Буква А служит для обозначения твердых согласных звуков; Буква Я служит для обозначения мягкости согласных звуков, может обозначать 2 звука в начале слова и после гласной. - учащиеся формулируют предполагаемую тему урока. |
III. Этап Выявления места и причины затруднений | - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
2 мин | Практические: устные, аналитико-синтетические | Фронтальная | Логопед предлагает учащимся упражнение «Хлопни-топни»: Хлопнуть – если услышат твердый согласный , топнуть, если услышат мягкий согласный звук в слове. Приложение 2. - Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты) Логопед сообщает цели урока: после занятия вы сможете - ответить на вопрос о том какую роль выполняют гласные буквы А – Я; -научитесь выделять и различать гласные А-Я в словосочетании, в предложении; - приводить примеры словосочетаний , предложений, состоящих из слов с гласными А-Я. | - учащиеся учатся определять цель занятия; - овладевают навыками планирования учебной деятельности (ученик в сотрудничестве с логопедом ставит новые учебные задачи) |
IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания) 1. Построение проекта выхода из затруднения 2. Реализация построенного проекта | - Расширять и активизировать словарный запас учащихся; - совершенствовать грамматический стро речи учащихся; - развивать умение правильно и связно высказываться. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации дея-ти уч-ся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
7 мин | Наглядно-демонстрационные: индивидуальная тетрадь, карточки. | Фронтальная | Логопед предлагает учащимся выполнить упражнение «Буква потерялась»: вставить буквы А-Я в слова- предметы. Приложение 3. Проверка выполнения в парах. Задание логопеда: - поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания | -учащиеся анализируют звуковое наполнение слова и определяют недостающий элемент, Учащиеся выполняют задание. -учащиеся выполняют взаимопроверку выполненных работ. |
V. Этап Физминутка | - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
3 мин | Показ образца выполнения упражнения ребенком | фронтальная | Логопед произносит стихотворение: А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко – Ноги ставит широко. | Координация слов с движениями: - учащиеся выполняют движения: стоят, широко расставив ноги, на каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – два хлопка. |
VI. Этап Закрепления, проговари вания во внешней речи | - усвоение нового способа действия; - выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий; - проговаривание выполнения вслух. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
15 мин | Практические: выбор правильных формулировок, устные, грамматические По уровню самостоятельности: после объяснения задания | Фронтальная | Составление словосочетаний. - Посмотрите на доску, прочитайте слова – предметы в левом столбике; Слова-признаки в правом столбике. Составьте словосочетания из данных слов. Приложение 4. Запись словосочетаний в тетрадь. Подчеркните буквы А, Я красным карандашом : А – одной чертой, Я – двумя. Составление предложения из данных словосочетаний. Составление схемы предложения. Работа с деформированным предложением. Составьте предложение из слов (на листочках с номерами). Назвать слова с гласными А – Я, мягкие и твердые согласные перед ними. Приложение 5. Составьте текст из полученных предложений предложений: Напоминание: правило текста – логическая связь предложений. | --учащиеся читают слова – предметы, слова – признаки и соотносят их по смыслу. - учащиеся выполняют цветовое обозначение букв, опираясь на задание. -учащиеся составляют предложения. -учащиеся составляют схему предложения. - -учащиеся раскладывают листочки, согласно порядковым номером, читают предложение. - учащиеся составляют предложения – последовательно излагают свои мысли. |
VII. Этап включения в систему знаний и повторения. Самостоятельная работа с взаимопроверкой | - создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
| 5 минут | Практические | фронтальная, парная | Вспомнить слова-предметы, слова – действия, которые сегодня были услышаны на уроке. Записать слова в тетрадь. 3.Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. Если найдете ошибки, то подчеркните их карандашом. | Запоминают, проговаривая шепотом, про себя, с закрытыми глазами. записывают по памяти Осуществляют проверку записанного |
VIII. Этап Рефлексия | - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика». |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
2 мин | наглядные | фронтальная | - организация самооценивания или взаимооценивания. Приложение 6. | - учащиеся располагают себя на оценочной лесенке; оценивают себя и своих сверстников; - соотносят результаты деятельности с поставленной целью. |
Приложение 1 .
А: Арбуз, барабан, аист, аквариум, астра.
Я: Ярмарка, яблоко, ягоды, яма.
Приложение 2.
Ирина, прятки, мяч, яма, брат, дядя, картон, земля, бродяга, няня, коряга.
Приложение 3.
А: …кула, …кв…риум, …стр…, …ист, б…р….б…н, ст…к…н, н…гр…д…, ст…рт.
Я: …мА, …блоко, Зо…, Ра…, Пол…, д…тел.
Приложение. 4
Приложение 5.
Составить предложения из слов.
Приложение 6.