Логопед: «Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли». Л: Давайте встанем в круг, настроимся на работу!
Проводится релаксационное упражнение «Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление). Вы молодцы! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
Подготовка к восприятию нового материала.
Игра «Угадай по контуру» (узнать предметы, изображенные по контуру и наложенные друг на друга).
Л: - Назовите предметы. Выделите первый звук в словах.
Объявление темы и целей занятия. Л: Посмотрите на слайд и озвучите тему занятия?
-Что мы будем делать с этими звуками? Дети: - Произносить правильно, находить эти звуки в словах, сравнивать, обозначать буквами, анализировать.
Упражнение на артикуляцию.
Л: - Для того чтобы правильно и красиво произносить эти звуки, нам необходимо сделать гимнастику. 1. Упражнение для языка «Часики», улыбнуться, высунуть кончик языка и водить им из стороны в сторону (вправо-влево). 2.Упражнениедля языка «Качели», улыбнулись, двигаем языком вверх – вниз. 3. Упражнение «Где спрятан орешек?» — поочередно надуваем то одну, то другую щеку. 4. Упражнение «Лошадка скачет» – поцокать языком так, чтобы получился звук похожий на цоканье копыт лошади.
Дыхательная гимнастика: Ветер
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Характеристика звуков.
Л: -Какими вы представляете звуки когда их слышите?
На что похожи эти звуки? Каким бы цветом вам бы хотелось их нарисовать? Давайте потренируемся в произношении этих звуков и понаблюдаем за ними (работа с зеркалами ): Звук [М] произносим твердо [м] – губы плотно сжаты, язык внизу; Звук [Л] – губы сжаты неплотно, язычок поднимается к верхним зубам, язык – «иголочкой».
Теперь произнесите мягко эти звуки.
Расскажите про эти звуки? Дети: - Согласные, звонкие. Л: - Правильно! Их называют сонорные, т.е. самые звонкие. Вывод: чем похожи и чем отличаются эти звуки?
Узнайте по губам, какой звук я хочу произнести: М, М, Л, Л, М.
Упражнения на развитие оптико-пространственных отношений. Самостоятельная игра «Собери картинку»
(Дети собирают разрезные картинки с буквами Л,М)
Зарядка для глаз по тренажеру. Л: Ребята, наверно ваши глазки устали, давайте и им дадим отдохнуть от работы и сделаем зарядку для глаз.
Выполнять движения взором по траекториям: зеленый – 3 раза, красный прямоугольник – 3 раза, по диагоналям, по вертикали и горизонтали.
Соотнесение звуков и букв.
Логопед: Палочка и палочка, Между ними – галочка. И понятно сразу всем - Получилась буква М.
- Звуки [м], [м'] на письме обозначаются буквой «М» - Сколько элементов у буквы «М»? - Пропишем ее в воздухе (дети изображают печатную букву М рукой в воздухе).
Логопед: На стремянку Л похожа, И на крышу дома тоже. Лесом лёгкий лист летел, Приземляться не хотел.
- Правильно это Л, Буква Л. - Сколько элементов у буквы «Л»? Напишите букву «Л» в воздухе.
- Раскрась буквы Л, М карандашами разного цвета (дети работают в тетради).
Игра с пальчиками.
Упражнения.
1. Прослушайте слова, поднимите букву «Л» или «М», услышав соответствующий звук в слове: лапша, мельница, витамины,одеяло,солдат, мост,мельница, дом.
2. Прочитать чистоговорки, дописать в них недостающий слог.
Динамическая пауза
Под музыку (Алина Кукушкина «Песенка зарядка»). Движения в соответствии с текстом
Упражнения
Л: Вспомните о количестве элементов у букв Л, М. Какой цифрой можно заменить букву Л (соотнести с количеством элементов), а букву М. Расшифровать слоги, заменив цифры соответствующей буквой.
Какие из них не являются словами? Составьте с одним из слов предложение.
2. Вставить пропущенную букву в словосочетание, подчеркнуть букву Л двумя чертами, букву М – тремя.
Итог занятия. Мы сегодня хорошо поработали. Молодцы!
Повторим еще раз, что мы узнали про звуки нашего занятия? Какие буквы научились не путать? Что вам больше всего понравилось? Кому было трудно?