kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практический материал на тему: "Деление сплошного текста на отдельные предложения. Обозначение границ предложений на письме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение: помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практический материал на тему: "Деление сплошного текста на отдельные предложения. Обозначение границ предложений на письме"»

Практический материал

для проведения логопедического занятия на тему:

"Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Обозначение границ предложений на письме"


Назначение: помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.



1.

1). Сказать не читая сколько предложений.

Какой красивый лес зимой! Кругом пушистые сугробы. Хороши высокие ели.


- Обоснуйте ответ – как определили сколько предложений?

- Какой знак стоит в конце каждого предложения?

- Прочитайте каждое предложение с нужной интонацией.

- Прочитайте 1 предложение.

- О чём в говорится? (о лесе)

- Что говорится о лесе? (лес красивый)

- О чём говорится во 2 предложение? ( о сугробах)

- Что сообщается о сугробах? ( сугробы пушистые)

- О чём говорится в 3 предложение? (о елях)

- Что сообщается о елях? (они высокие, хороши)

Вывод: в каждом предложении о чём-то сообщается и что-то сообщается.


2). Деление текста.

а) - Прочитайте текст сначала про себя по слогам, затем тихо вслух целыми словами.

Мальчики пошли ловить рыбу у Саши новая удочка он поймал пять окуней.


- О чём прочитали сначала? (о мальчиках)

- О ком говорится дальше? ( о Саше)

- О чём сообщается потом?

- В тексте высказаны разные мысли: о мальчиках, о Саше, о нём. В каждом предложении сообщается одна мысль. Сколько здесь высказано мыслей?

- Сколько же предложений в этом тексте?

- Озаглавьте текст.


б) - Найдём границы предложений. О ком говорится в 1 предложении?

- Что говорится о мальчиках?

- Прочитаем 1 предложение.

- О ком узнали из 2 предложение? Что узнали о Саше?

- Прочитаем 2 предложение.

- О ком сообщается в 3 предложении? Что сообщается?

- Прочитаем 3 предложение.

Вывод: по смысловым вопросам (о чём говорится? и что именно говорится?) можно выделить предложение в сплошном тексте.


в) - Как надо исправить этот текст, чтобы правильно, без ошибок записать его в тетрадь?

- Какие слова надо писать с прописной буквы?

- Прочитаем их хором.

- Как мы произносим предложения – спокойно, с чувством, с вопросом?

- Какой знак надо поставить в конце каждого предложения?


г) Последовательно записать каждое предложение. Перед записью предложение прочитать хором по слогам.




2.

1. Чтение текста про себя по слогам, затем вслух целыми словами.

Приближалась осень по небу часто плывут тучки накрапывает дождик дует холодный ветерок

Выделить голосом каждое предложение, определить сколько предложений.


2. Проверьте себя. Ответы на вопросы:

- О ком и что именно говорится в 1 предложении?

- Сколько в нём слов?

- Как надо обозначить границы этого предложения на письме?

- Произнесём хором предложение.

- Запишите его самостоятельно. (Оставить строчку для заглавия.)

Аналогично далее.


3. Выбрать из записанных заглавий самое подходящее.

Осень.

Скоро осень.

Похолодало.


4. Самопроверка.




3

1. Речевая разминка.

Замени неправильное слово.

Ученики завтракали у большой перемены.

Медведь внимательно смотрел к волку.

Гена вышел из автобуса в остановке.


2. –Прочитайте текс сначала про себя, затем вслух целыми словами.

Ребята нарядили в лесу ёлку на ветках они повесили кусочки хлеба под ёлку Ваня положил морковку птицы и зайцы лакомились гостинцами


- О ком здесь говорится?

- Для кого ребята устроили в лесу ёлку?

- Какие гостинцы они приготовили и кому?

- Озаглавьте текст. (Ёлка в лесу)

- Прочитайте предложение о ребятах.

- О чём говорится в следующем предложении? Прочитайте.

- Прочитай те предложение про Ваню.

- О чём сообщается дальше? Прочитайте.

- Назовите слова, которые надо писать с большой буквы.

- Как ещё надо обозначить границы предложений?

- Прочитайте хором каждое предложение.

3. Запись рассказа.




4.

1.Чтение текста.

Нёс зайчик лист капусты вдруг он услышал жалобный писк под кустом лежал воробышек злой мальчишка подшиб его камнем воробышек просил пить зайчик побежал к реке за водой он напоил раненого воробья


- О ком этот рассказ?

-Предложение в сплошном тексте выделим по вопросам – помощникам. В каждом предложении о чём-то говорится и что-то говорится.

- О чём и что именно говорится в 1 предложении?

- Прочитайте 2 предложение.

- О чём сообщается в 3 предложении?

- Прочитайте весь текст, голосом выделяя предложения. (хором, затем цепочкой по одному предложению).


2. - Озаглавьте рассказ. Запись заглавия.

3. Самостоятельно запись текста.

4. Самопроверка.




Дополнительный раздаточный материал


Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.


1 Улетают наши птицы

Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи в осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролётные журавли тихо пролетели на тёплый юг гуси.

И всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко скоро начнутся по утрам первые морозы до самой весны застынет земля выпадет первый снег. (47)

2 Береза

У самой дороги росла развесистая береза усталый путник останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой. (48)


3 Осенью

Быстро пролетело короткое северное лето незаметно подкралась осень в октябре пошли холодные дожди ночью уныло завывал ветер он нагонял тяжелые тучи.

Густой туман стоит над деревней к полудню он осядет выглянет тогда неяркое солнышко в небе ты увидишь журавлей летят они острым клином сверху доносится их тоскливое курлыканье. (48)


4 В ноябре

На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки. (51)

(По И. Соколову-Микитову)

5 Весна

Вот и зиме пришёл конец как-то сразу всё изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они всё небо вдруг на землю полился первый дождь а потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю.

Раньше других отметили начало весны синицы они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52) (По Г. Скребицкому)




6 Весенний дождь

Три дня дул мокрый ветер он съедал снег на буграх оголилась пашня в воздухе пахло талым снегом ночью хлынул ливень чудесен шум ночного дождя он барабанил по стеклам ветер в темноте порывами рвал тополя к утру дождь перестал небо было в серых тучах Никита выглянул в окно и ахнул от снега не осталось и следа. (55)

(По А. Толстому)

7 Петька

В заповеднике жил Петька это была большая черная серьезная птица однажды я дал ворону печенье он взял печенье и спрятал в подклювный мешок я вынул маленькую монетку и показал Петьке эту монетку он тоже спрятал потом Петька слетел на дорогу сделал клювом круглую ямку запрятал в песок подарки ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик.


8 Заботливая мама

У крыльца Алеша увидел ежика мальчик взял ежика в руки погладил по мягким иголкам ежик не испугался не свернулся клубком бабушка угостила зверька молоком вечером Алеша увидел ежиху с маленькими ежиками она принюхивалась тревожно водила мордочкой по сторонам мать искала малыша Алеша принес ежика бережно опустил на землю мать обнюхала малыша и устремилась в кусты за ежихой покатились ежата. (59)


9 Зайчонок

Зайчик родился летом, с открытыми глазами шерстка у зайчика была серая и пушистая зайчиха приказала зайчонку лежать тихо и никуда не бегать малыша кормила родная мать и другие зайчихи скоро зайчик окреп вырос начал есть сочную траву и бегать по лесу он познакомился с птицами и лесными зверьками в густой траве и кустах зайчик прятался от врагов так зайчишка жил и не тужил. (63)


10 Март

Ещё вчера снежный ковёр был белым и пушистым только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне а сегодня снег потемнел, стал тяжёлым от воды размякла лесная дорога побежали ручейки они не журчат пока по-весеннему, громко по ночам морозу иногда удаётся остановить их весёлый бег посветлел лес он стал каким-то воздушным и прозрачным прилетели грачи важно расхаживают по проталинам не сегодня-завтра запоют за окном синицы властно будит весна природу. (70)


8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Войтюк Лэйсэн Минехатовна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251557


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства