помочь детям в невербальной форме выразить свои чувства, связанные с собственными именами;
развить интерес друг к другу.
Время:5 минут
Техника проведения: дети сидят по кругу, и каждый по очереди называет своё имя и выполняет какое-то движение руками, ногами, все телом, приветствуя группу, а все остальные повторяют имя и движение.
Инструкция:Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом, тем самым приветствовать группу. Мы все хором говорим имя ребенка, и повторяет движение, сделанное им. Затем эстафету принимает ребенок, стоящий слева. И так все по кругу назовут свое имя и сделают какое-то движение. Я начну первая.
Анализ упражнения:
Чьи движения тебе понравились больше других?
Какие чувства у вас вызывают ваши имена?
2. Игра: «Хорошее настроение»
Цель:
- создания хорошего настроения; - расширение словарного запаса.
Время: 3 мин.
Техника проведения: Дети сидят в кругу, психолог предлагает всем, по очереди, улыбнутся соседу справа посмотреть в глаза и сказать доброе слово на букву «Л». Игра заканчивается, когда очередь дошла до психолога.
Инструкция: Мы с вами будем создавать «Азбуку хороших слов» и начнем с того, что сейчас каждый по очереди улыбнется соседу справа, посмотрит в глаза и скажет хорошее слово на букву «Л».
Анализ:
- Значение, каких слов было не понятно?
- Какие слова понравились и запомнились?
- Почему необходимо смотреть человеку в глаза?
- Правильно ли говорится в пословице: «Любовь начинается с глаз»?
- Какие чувства у вас сейчас?
3. Игра: «Разные чувства»
Цель: расширить круг понимаемых эмоций.
Время: 3 мин.
Техника проведения:Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений под музыку «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».
Материал:магнитофон, аудиозаписи.
Инструкция:сейчас я буду читать стихотворение «Бывают чувства разные», а вы внимательно слушаете и при помощи выразительных движений под музыку «проиллюстрируйте» стихотворение.
Попробуй улыбнуться, Как клоун на манеже, И робко потянуться, Как маленький подснежник. Попробуй рассердиться, Как злющая оса. Попробуй удивиться, Взглянув на небеса
Анализ:
- Какие чувства у вас сейчас? - Какое настроение? - Когда люди смеются? - Когда люди радуются?
4. Игра: «Хорошие известия».
Цель: - создание комфортных условий для работы в группе
Время: 4 мин.
Техника проведения: Детям предлагается поделиться с группой хорошими известиями, причем, держа в руках мяч, когда он закончит говорить, то передаёт эстафету известей соседу слева. Игра заканчивается, когда мяч окажется у психолога.
Материал: мяч.
Инструкция: «Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера или на прошедшей неделе. Я сейчас Ване дам мяч, и пока он будет делиться с нами хорошими новостями, мяч находится у него в руках. Когда закончит говорить, передаст эстафету хороших известей вместе с мячом соседу слева. Игра закончится, когда мяч окажется у меня».
Анализ:
- Какое настроение? - Какое чувство вы сейчас испытываете?
2 этап – основной (дефектологическая часть)
5. Упражнение «Подбери картинки».
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.
Время: 10 минут.
Техника проведения: дефектолог предлагает предметные картинки (20 шт. – роза, пион, мак, ромашка, одуванчик; кольцо, браслет, бусы, диадема, заколка для волос; пирожное, конфета, мороженое, торт, суфле; кукла, машина, пирамидка, кубики, конструктор), которые необходимо поделить на некоторые группы.
Материал:предметные картинки.
Инструкция: перед вами выложены картинки с различными изображениями. Вам необходимо поделить их на группы. Какие группы можно выделить? А теперь поделитесь на 4 группы. Сейчас я буду присваивать каждому из вас определенное слово: любовь, начинается, с, глаз. Каждое слово объединяет группу детей любовь (изображение украшений) начинается (изображение сладостей) с (изображение игрушек) глаз (изображение цветов). А теперь возьмите картинки, соответствующие своей группе и назовите хором одним словом.
Анализ:
Когда дарят цветы?
Какое настроение?
Какие еще могут быть подарки?
6. Упражнение: «Валентинка»
Цель: развитие креативности, мелкой моторики, приучать детей к точным движениям пальцев под контролем сознания; улучшать способность следовать устным инструкциям.
Время: 10 минут.
Техника проведения:дефектолог рассказывает о празднике – 14 февраля, затем предлагает пошагово изготовить поделку «Сердце».
Инструкция:Приближается праздник – 14 февраля - День Святого Валентина, международный день влюбленных и любящих. День Поздравлений и Признаний. Сегодня мы будем готовить письма в форме сердечек, которые называются Валентинки. Для этого увлекательного и полезного занятия, пришедшего из Японии, потребуется только бумага, внимание и терпение. Но прежде, чем мы изготовим Валентинку, мы должны написать письмо другу. Что можно написать в открытке? (дети пишут под руководством дефектолога). Молодцы! А теперь все это оформим в Валентинку.
Внимательно следите за инструкцией, и чтобы поделка хорошо держала форму, необходимо проводите пальцем по сгибу бумаги.
Складывание сердечка (дефектолог тоже складывает сердце и проговаривает каждый этап работы):
- совместить нижний край листа с верхним и прогладить сгиб; - правый и левый верхние углы сложить к середине; - перевернуть фигуру; - сложить стороны к середине (базовая форма двери); - сложить угол и основание пополам; - вогнуть верхние уголки вовнутрь сердечка; - работа готова.
Оформление работы (под аудиозапись с медленной музыкой и легендой о празднике)
Подарки должны быть аккуратными, красиво оформленными, поэтому займемся украшением нашей работы (разукрашивание работы).
Техника проведения: детям предлагается сидя по кругу и держа в руках Валентинки, поделиться впечатлениями о прошедшем занятии, и сказать пожелание группе. После того, как ребенок расскажет, он вешает свою «Валентинку» на дерево Любви. Игра заканчивается, когда все Валентинки окажутся на дереве. Психолог подводит позитивный итог занятия.
Материал: Валентинки, дерево Любви.
Инструкция: Посмотрите на свои Валентинки. Какие они у вас красивые и аккуратные.
По легенде Валентинки вешают на Дерево Любви, которое у нас тоже есть. Но, прежде чем повесить свои Валентинки, я хочу, чтобы каждый рассказал нам, что узнал сегодня на занятии, что больше всего понравилось, что было трудно, а что давалось легко.
А сейчас повесьте Валентинки на наше Дерево Любви.
8. Домашнее задание (дефектолог).
Сделайте еще несколько Валентинок близким и поставьте их на стол рано утром 14 февраля, это будет сюрприз. Научите складывать сердечко маму.