kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект «Словарное домино»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия является повышение самооценки у подростков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект «Словарное домино»»

1

План-конспект

развивающего занятия для подростков

«Словарное домино»

составил заместитель директора по УМР МАУДО ЦДО

Белова Светлана Васильевна

Целью занятия является повышение самооценки подростка в процессе общения.

Задачи:

  • расширение «активного словарного запаса» подростков;

  • укрепление у обучающихся уверенности в себе при помощи лингвистических игр.

Данные задачи соответствуют уровню развития детей, т. к. в подростковом периоде проявляется кризис «языкастости»: дети знают слова, умеют их произносить, но это «знание» - пассивно. Они не готовы использовать в общении свой словарный запас. Лингвистические игры очень эффективно помогают преодолеть этот кризис.

Генератором идеи проведения занятия является педагог. В помощь себе он создает инициативную группу детей, которая оказывает помощь в подборе лингвистических игр, подготовки атрибутов и проведении занятия.

Содержание занятия:

  1. Вводная беседа на тему «Слово - основа общения».

  2. Проведение лингвистических игр.

  3. Подведение итогов занятия.

В начале занятия с обучающимися проводится беседа на тему «Слово -основа общения». В ней затрагиваются различные вопросы, касающиеся общения: необходимо подвести детей к пониманию того, что общение -необходимый компонент жизни личности, средство самоутверждения и для того, чтобы добиться успеха в жизни, в учебе и в дальнейшем на работе необходимо научиться общаться с окружающими людьми. Общение же осуществляется при помощи слов, поэтому, чем богаче у человека словарный запас, тем интереснее с ним окружающим.

2 В конце беседы говорится о том, что существуют лингвистические игры,

т. е. игры со словами, помогающие оценить и развить «активный словарный

запас» человека.

Лингвистические игры:

1. Акронимы.

Игра развивает фантазию, умение «работать со словами», расширяет словарный запас, знакомит с понятием акронима.

Один из играющих задумывает какое-то словосочетание и произносит его в виде акронима (сочетание его первых букв). Например, МТП может означать «мягкая теплая подушка». Для простоты мы ввели такое правило: загадывать только вещи, которые находятся в комнате.

Остальные отгадывают. Если хотя бы одно слово угадано – водящий должен об этом сообщить.

Тот, кто первым угадал все словосочетание, выигрывает и сам в следующий раз загадывает свой акроним.

2. Повторяйка.

Эта игра тренирует память, учит запоминать слова.

Играют несколько человек. Первый говорит какое-то слово. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий повторяет первое и второе слово и добавляет третье. Кто из игроков собьется, тот проиграл.

3. Викторина «Поле чудес» со словарем.

В этом варианте викторины ведущий загадывает слово на определенную тему (выбранное в словаре) и пишет на бумаге черточки вместо букв. Значение слова объясняется не полностью.

Играющие имеют право назвать (по очереди) свою букву. Если в слове есть эта буква, она вписывается вместо черточки на свое место. Вместо буквы играющий может назвать слово целиком. Если он не ошибся, то выигрывает и становится новым ведущим.

После того как слово угадано, все рассказывают, что они знают об этом слове, а затем читают словарную статью, связанную с этим словом. Тот, кто

3 угадал слово, становится следующим ведущим, а тот, кто больше о нем рассказал, говорит первую букву в следующий раз.

Если слово не угадано после двух кругов, ведущий раскрывает «секрет». В следующем круге тогда он остается ведущим.

4. Кечелов.

В этой увлекательной словесной игре принимает участие много человек.

Кто-нибудь один (водящий) задумывает слово и перепутывает в нем буквы, например, слово «арбуз» может быть зашифровано как «бурза» или «заруб».

Затем все принимаются отгадывать слово. Тот, кто отгадал, получает очко и сам становится водящим.

Побеждает тот, кто набрал 7 очков. Он получает титул «Великий Кечелов». Что означает этот титул? Вы поймете, разгадав это слово.

5. Закончи анекдот.

Эта игра помимо лингвистических способностей тренирует также чувство юмора.

Для игры требуется сборник анекдотов, который никто из ребят не читал.

Все садятся в круг. Ведущий читает анекдот, но не дочитывает его до самого конца – все остальные угадывают последнюю фразу.

Кто первый угадал – тому очко. Кто сказал еще смешнее – тому два.

6. Буриме.

Игра, тренирующая поэтические навыки. Излюбленное развлечение молодых поэтов.

Берут толстый том стихов. Раскрывают на какой-то странице. Выписывают рифмы каких-нибудь стихотворений (стольких – сколько ребят участвует в игре).

Затем бумажки с рифмами скручивают в свиток так, что остается видна лишь одна (вариант – две) первая строчка, точнее, заканчивающее ее слово. Бумажки раздают всем играющим. Они вписывают свои строчки.

4

Затем бумажки передают по кругу следующим играющим. У каждого из играющих в каждый момент есть своя бумажка-свиток. Они разворачивают следующую строчку (строчки) и заполняют их. И так далее до конца стихотворения.

Потом все вместе читают получившуюся чепуху. И сравнивают с «оригиналом», со стихами, откуда были взяты рифмы.

7. Угадай фразу.

Эта игра учит пониманию контекста, в котором произносятся те или иные слова. Ведь в реальных диалогах произносится лишь часть слов. Если научиться угадывать «недосказанное», то вы лучше будете понимать окружающих людей и их поступки.

Ведущий берет какую-нибудь книгу (лучше литературную классику) и читает начало какой-нибудь фразы.

Остальные пытаются угадать ее продолжение.

Через некоторое время ведущий читает загаданную фразу до конца, и все играющие могут сравнивать то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы.

Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает), получает очко.

Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать задание попроще, чтобы ребятам было интересно играть.

После проведения лингвистических игр необходимо подвести итоги данного занятия вместе с обучающимися: понравилось ли им играть со словами; узнали ли они что-то новое в процессе занятия; что, по их мнению, получилось и не получилось во время проведения «Словарного домино».

Считаю, что данная форма занятия как нельзя лучше подходит данному
возрастному периоду, т.к. подростки – это уже не дети, но еще и не взрослые,
они любят играть, однако все игры должны по возможности носить
воспитательный характер, способствовать развитию тех или иных

5 способностей. При организации данного занятия необходимо дать обучающимся больше свободы при его подготовки и проведении, сделать так, чтобы основная инициатива исходила от детей, а педагог лишь направлял эту инициативу в нужное русло.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
План-конспект «Словарное домино»

Автор: Белова Светлана Васильевна

Дата: 04.08.2025

Номер свидетельства: 673010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства