kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ ТНР по теме "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организованная образовательная деятельность учителя-логопеда в подготовительной к школе группе детей с ТНР по словообразованию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ ТНР по теме "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"»

Составила учитель-логопед

МБДОУ № 201 г. Ульяновска

Т.А. Трофимова





План-конспект

занятия в группе с ТНР

(подготовительная к школе группа)

Тема: Словообразование. Образование сложного прилагательного, в которых одно связано с другим по способу подчинения.

Цели:

  1. Закрепить образование существительного с помощью суффикса «-ищ» увеличительного значения.

  2. Образование прилагательных с помощью суффикса «-ищ» от прилагательных хитрый, злой.

  3. Учить образовывать сложные прилагательные из сочетаний слов, в котором одно слово связано с другим по способу подчинения.

  4. Закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям.

  5. Познакомить с разнозвучащими существительными, обозначающими разные предметы (типа за/мок и замо/к)

  6. Познакомить со словами, которые не изменяются по падежам и которые надо запомнить.

  7. Уточнить образование сложных слов с помощью соединительных гласных.

  8. Воспитывать умение оценивать своё участие в занятии.



Ход.

I. Организационный момент.

- Дети, что вы знаете о словах? (слова бывают разные, их много)

Назовите какое-нибудь слово.(дети называют)

- Слова обозначают предметы, действия с ними, качества предметов.

- Сегодня мы будем образовывать новые слова и придумывать с ними предложения.

II.Предлагаю детям сесть на подушечки, расположенные на ковре и посмотреть на мольберт.

- Это кто? (Медведь).

- А огромного медведя как можно назвать? (Медведище)

- А сейчас я расскажу сказку, а вы мне поможете найти нужное слово.

«В огромном сказочном лесу жил не медведь, а …медведище. В этом лесу жил не волк, а …волчище. И стояла в том лесу не изба, а …избища. И жила в той избище Баба-Яга, костяная не нога, а …ножища. И были у неё не руки, а …ручища, не зубы, а …зубища, не нос, а …носище. Однажды Баба-Яга-костяная ножища испекла не пирог, а …пирожище. Вышла она из своего не дома, а …домище. Вышла она из своей домины и закричала громким голосом, не голосом, а …голосищем.

- Приходите ко мне не звери, а …зверищи. Угощу я вас не пирогом, а …пирожищем. Дам каждому не по куску, а по …кусищу. Зверищи прибегали, наедались пирожищем и были очень довольны. Вот какая была добрая Баба-Яга.

III.

- Дети, а какая лиса в сказках? (Хитрая)

- А как вы понимаете слово «хитрая»? (Изворотливая, обманом достигающая свою цель)

- А про лису, которая очень хитрая, более хитрая, как можно сказать? (Хитрющая)

(Активизировать это слово, попросив повторить несколько человек)

- Про кого можно сказать «хитрющий»? (кот, пёс, человек)

- А глаза у человека могут быть хитрющие?

-Покажите, какие у человека могут быть хитрющие глаза.

- А как можно сказать про волка, который более злой? Какой он? (Злющий).

- Про кого и про что можно сказать «злющий»? (волк, пёс, человек, ветер).

IV.

– А сейчас мы отправимся с вами на выставку картин. Посмотрите, кто нарисован на картине? (Котёнок).

- А какого цвета у котёнка кончики лап? (белые).

- Правильно. У этого котёнка белые лапы, значит он – белолапый.

(Активизирую, предложив повторить слово «белолапый»)

- Придумайте со словами «белолапый котёнок» предложения.

Дети придумывают 3-4 предложения.

- А как можно назвать щенка, у которого черное ухо? (показываю картинку с изображением черноухого щенка).

Активизирую слово, предложив повторить его нескольким детям.

- Придумайте предложение со словами «черноухий щенок».

Показываю картинку оленя.

- Как можно сказать про оленя, у которого быстрые ноги? Он какой? (быстроногий).

- Придумайте предложение со словами «быстроногий олень».

Активизировать слово, предложив повторить его 3-4 детей.

Показываю картинку совы.

- Кто изображен на этой картинке? Посмотрите, какие у неё большие глаза. Она большеглазая. Какая сова? (Активизировать слово, попросив повторить 3-4 человек)

Придумайте предложение со словами «большеглазая сова». Спросить 3-4 детей.

V. Физкультминутка.

Игра «Сова и птички».

Сова, сова, сова, совиные глаза.

На суку сидит, во все стороны глядит

Да как полетит.

Игра повторяется 3 раза.

Сова выбирается считалкой: Раз, два, три, четыре, пять – будешь ты совой сейчас!

Для физкультминутки используется шапочка совы и медальки птиц.

VI. А сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать одним словом.

  1. Машина, которая сама летит? (самолет)

  2. Машина, которая везде ходит? (вездеход)

  3. Машина, которая бензин везёт? (бензовоз)

  4. Машина, которая воду возит? (водовоз)

  5. Машина, которая мусор возит? (мусоровоз)

  6. Машина, которая сама сваливает груз? (самосвал)

  7. Человек, который ловит рыбу? (рыболов)

  8. Человек, который ловит птиц? (птицелов)

А теперь будем называть людей, играющих в спортивные игры и на музыкальных инструментах.

  1. Человек, который играет в шахматы?

  2. Человек, который играет в волейбол?

  3. Человек, который играет в футбол?

  4. Человек, который играет хоккей?

  5. Человек, который поднимает штангу?

  6. Человек, который играет на пианино?

  7. Человек, который играет на баяне?

  8. Человек, который едет на велосипеде?

  9. Человек, который едет на мотоцикле?

  10. Человек, который едет на автомобиле?

  11. Человек с аквалангом?

VII. Слова могут звучать по-разному. Вот посмотрите, сравните: «за/мок» и «замо/к».

- Что такое «за/мок»? (Это красивый дом, дворец)

- А что такое «замо/к»? (Это устройство для запирания дверей).

Когда я выделяю первый слог, получается «за/мок», а когда последний - «замо/к».

А вот ещё слова: «кру/жки» и «кружки/» Что такое «кру/жки»? Что такое «кружки/»?

Что такое «гво/здики»? (гвозди, маленькие металлические стерженьки со шляпкой на одном конце)

А что такое «гвозди/ки»? (цветы)

VIII. Есть слова, которые совсем не изменяются. Например, пальто.

Помогите мне закончить предложение:

Я купила в магазине новое ….(пальто). Я пошла гулять в новом ….. (пальто). На улице шел дождь, и я намочила своё новое …. (пальто). Придя домой, я повесила сушить своё новое …. (пальто). Обнаружила, что потеряла пуговицу у нового …. (пальто). Я пришила пуговицу к новому …(пальто). Я повесила в шкаф своё новое …. (пальто).

Это слово совсем не изменяется. Его надо запомнить. Есть ещё несколько слов, которые надо запомнить. О них вы узнаете на следующем занятии.

Итог занятия.

Что сегодня вы научились делать на занятии? Если занятие было для вас сложным, поднимите сигнальчик красного цвета. А если занятие было легким, поднимите сигнальчик жёлтого цвета.

Занятие закончено.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ ТНР по теме "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"

Автор: ТРОФИМОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Дата: 22.01.2019

Номер свидетельства: 496728


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства