Просмотр содержимого документа
«План-конспект логопедического занятия с учащимися 5 классов с системным недоразвитием речи средней степени «РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО»»
ЦЕЛЬ. Закрепление практических навыков определения рода имени существительного.
ЗАДАЧИ:
активизировать и обогащать словарный запас через работу по закреплению навыка определения рода имени существительного;
формировать речевую произвольность;
воспитывать внимание к языковым явлениям.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, м/проектор, листы с заданиями, рабочие тетради № 2 «Существительное», слайды с заданиями.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ОРГ/МОМЕНТ. Оформление тетрадей (листов). Очередность выполнения заданий.
– Какой сегодня день?
– Число?
– Какое сейчас время года?
– Какой праздник отмечаем зимой?
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
На экране проецируется картинка с зимним пейзажем. Чтение отрывка стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце! День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись!
Выбрать имена существительные из отрывка (на доску проецируется запись слов в три столбика)
Мороз красавица солнце
Друг
День.
Учащиеся должны ответить, почему компьютер так расположил слова (существительные разного рода).
- Сегодня на занятии мы будем определять род существительных, которые относятся к теме зимы и Нового года, с помощью слов-помощников. Назовите эти слова-помощники.
III. НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ.
1.Дополните существительные, которые относятся к зиме и Новому году
М.р. ж.р. с.р.
снег елка небо
подарок снегурочка мороженое
иней зима пирожное
2. «Починим компьютер»
На экране демонстрируется иллюстрация к сказке «Федорино горе». У учащихся запись с существительными м., ж., с. рода вперемежку. Нужно исправить ошибку компьютера, чтобы он смог работать снова – записать в три столбика.
М.р. ж.р. с.р.
он (мой) она (моя) оно (мое)
топор кровать окно
паутина коврик стол
труба корыто косынка
ведро одеяло кастрюля
полотенце чайник паук
Проверка – слайд с правильной записью.
! Пауза: снятие напряжения с глаз. Упражнение «Снежинка». Дети делают движения глазами: вверх, вниз, влево, вправо, по синусоиде, круговые, следя за снежинкой.
Закрепление нового материала.
Работа с тетрадью № 2. Стр. 51, упр. 137. Вставить существительные нужного рода
№ 1 – I гр., № 2 – II гр., № 3 – III гр. (взаимопроверка).
Назвать существительные, на которые упал снежок. Определить по окончанию род слов.
Физминутка – упражнение на расслабление «Мороженое», повтор «Снежинки»
Самостоятельная работа (микрогруппа).
Достроить снежинку – подобрать к существительным прилагательные: