Методическая разработка по формированию произношения по теме «Работа над звуком [С]» для учащихся начальной школы с нарушениями слуха
Методическая разработка по формированию произношения по теме «Работа над звуком [С]» для учащихся начальной школы с нарушениями слуха
В методической разработке рассматриваются вопросы, связанные с формированием у школьников с нарушенным слухом внятной и членораздельной речи, а именно система поэтапной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука [С] с использованием специальных сурдотехнических средств и современных компьютерных технологий. Раскрывается действующая в настоящее время система работы, даются практические советы педагогам по проведению данной работы на специальных индивидуальных занятиях. Методические рекомендации предназначены учителям-дефектологам школ I-II вида (сурдопедагогам).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по формированию произношения по теме «Работа над звуком [С]» для учащихся начальной школы с нарушениями слуха »
48
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат I-II вида Костромской области».
Методическая разработка по формированию произношения по теме
«Работа над звуком [С]» для учащихся начальной школы с нарушениями слуха.
Составитель учитель-дефектолог:
Жерноклеева С.П.
Кострома
2014г.
В методической разработке рассматриваются вопросы, связанные с формированием у школьников с нарушенным слухом внятной и членораздельной речи, а именно система поэтапной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука [С] с использованием специальных сурдотехнических средств и современных компьютерных технологий. Раскрывается действующая в настоящее время система работы, даются практические советы педагогам по проведению данной работы на специальных индивидуальных занятиях. Методические рекомендации предназначены учителям-дефектологам школ I-II вида (сурдопедагогам).
Жерноклеева С.П. Работа над звуком [С]: Пособие для учителя. – Кострома, 2014. – 47с.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………
Обследование речевого развития.…………………………………………
Методические приемы по постановке, автоматизации и дифференциации звука [C]………………………………………………
Апробация…………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………...
Приложения…………………………………………………………………
Приложение 1 –Конспект занятия «Постановка, автоматизация звука [С] в о прямой позиции».
Приложение 2 – Конспект занятия «Автоматизация звука в обратной позиции».
Приложение 3 – Конспект занятия «Автоматизация звука [С] в позиции между гласными».
Приложение 4 – Конспект занятия «Автоматизация звука [С] в стечении с согласными».
Приложение 5 – Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [З]».
Приложение 6 – Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш]».
Приложение 7 – Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ц]».
4
7
10
22
26
27
28
28
32
34
37
40
43
45
Введение
Формирование у детей с нарушениями слуха устной речи, доступной пониманию окружающих, задача, от решения которой зависит не только социальная адаптация глухого в обществе слышащих, но и интенсификация процесса школьного обучения.
В системе обучения и воспитания детей c нарушением слуха, задача формирования произносительной стороны речи наиболее специальная, так как она реализуется в условиях, когда нарушено единство слуха и речи.
В последние годы увеличилось число детей, прошедших подготовку в специальных детских садах. Естественно, что развитие медицины и техники, ранняя диагностика, слухопротезирование вносят прогрессивное влияние в подготовку детей в детских садах, создавая соответствующие условия для увеличения их числа. Появилось много фильмов, книг, посвященных детям с недостатками слуха, что положительно сказывается на их воспитании, так как родители оказываются подготовленными к данной проблеме.
К сожалению, на сегодняшний день небольшую группу представляют дети, обучавшиеся в специальном дошкольном учреждении в течение одного года, двух лет. Однако двух лет бывает недостаточно, чтобы получить полноценную подготовку к школе.
Такие дети приходят, как правило, из районов, где родители до конца не понимают проблемы ребенка со снижением слуха и привозят детей без подготовки в первый класс.
Дети, которые не обучались до школы, естественно, резко отличаются от тех, кто получил ту или иную дошкольную подготовку. В результате этого состав учащихся первого класса по уровню овладения произносительными навыками носит неоднородный характер, что значительно повышает роль индивидуальных занятий.
Работая в данной школе, мы сталкиваемся с такой проблемой, как
снижение или отсутствие слуха у ребёнка негативно отражается на процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
Чаще причина данной проблемы заключается в том, что в первый класс поступают дети, у которых самыми распространёнными недостатками речи являются нарушения звукопроизношения, что оказывает отрицательное влияние на развитие устной речи обучающихся с нарушениями слуха. Поэтому решение данной проблемы видится в том, что нужно организовать, целенаправленную, специально организованную деятельность по ФП и РСВ на индивидуальных занятиях.
Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.
Выбор темы разработки был продиктован необходимостью поиска новых методов и форм коррекционного воздействия, а также эффективных путей в работе над звуком [С]. Поскольку звук [С] относится к группе звуков, формирование которого осуществляется на специальных индивидуальных занятиях, так как на основе подражания этот звук формируется слабо. Для постановки данного звука необходима специальная работа.
Цель данной разработки – помочь учителю спланировать коррекционную работу и привлечь учащихся к выполнению различных упражнений и заданий, позволяющих закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки по правильному воспроизведению свистящего звука [C] в речи учащихся с нарушениями слуха.
Задачи:
1. определить и проанализировать причину и характер речевого нарушения;
2. определить их классификацию;
3. разработать эффективные методы предупреждения и коррекции;
4. устранить речевые нарушения;
5. проанализировать последствия коррекционной работы.
Первоначальный этап был посвящен изучению и анализу литературы по методике обучения произношению в школе глухих, осуществлялся сбор практического материала по информационным технологиям в обучении произношению.
На втором основном этапе осуществлялась разработка содержания занятий по работе над звуком [С].
На третьем заключительном этапе анализировались и обобщались результаты работы, проводилось итоговое диагностирование.
Содержание методического пособия опирается на методику обучения произношению в школе глухих (авторы – Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина), методику развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха (автор – Л.П.Назарова).
При планировании занятий педагогами учитываются основные методические требования, разработанные Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезиной. Составляя план работы, сурдопедагоги исходят из программы, состояния произносительных навыков ученика и особенностей фонетических элементов речи, включённых в занятия. Педагогами учитывается то, что в первую очередь устраняются наиболее грубые дефекты звука [C], неблагоприятно сказывающиеся на разборчивости речи.
Планы индивидуальных занятий педагоги записывают в имеющихся на каждого ученика тетрадях. В плане отмечается тема и цель занятия, содержание занятия (с указанием речевого материала), виды работы, оборудование. В этой тетради после плана занятия отмечаются достигнутые на нём результаты. Педагогами отмечаются и поощряются даже незначительные успехи ребёнка. Однако оценки за работу на индивидуальных занятиях не ставятся. Результаты работы фиксируются при проверке произношения в конце учебного года в специальном протоколе («профиле произношения»). Индивидуальные занятия проводятся ежедневно по 20 минут с одним учеником, даже при наличии групповых занятий по развитию остаточного слуха. Расписание составляется таким образом, чтобы занятия заканчивались к 16 часам.
Обследование речевого развития
Из поступивших в 1 класс 8 учащихся 2 не имели специальной дошкольной подготовки, 3 находились в дошкольном учреждении не полный период.
На первом этапе перед нами встала задача сбора анамнестических данных учащихся 1 класса. На основе личных дел первоклассников, нами были выявлены следующие причины нарушения слуха: наследственная тугоухость 37,5% и приобретенная тугоухость 25%, у 37,5% учащихся этиология нарушения слуха неизвестна.
Также необходимо отметить особенности состояния слуха детей, пришедших в школу. Большинство детей имеют IV степень нейросенсорной тугоухости. Два ребенка из 8 имеют III степень нейросенсорной тугоухости.
Весь опыт обучения учащихся с нарушениями слуха устной речи свидетельствовал о том, что одни звуки усваивались ими с большим, а другие с меньшим трудом. Поэтому в равной степени нас интересовало и то, как располагаются звуки по степени трудности в процессе подражания, и то, как они воспроизводятся разными учащимися.
Проверка проводилась следующим образом.
Учащимся предлагалось по подражанию (слуховому, слухо-зрительному, зрительному с привлечением тактильно-вибрационных ощущений) воспроизвести 17 звуков, которые в соответствии с концентрическим методом обучения произношению выделены в качестве основных. Каждому ребенку было предложено считать от единицы до десяти, назвать по порядку дни недели, несколько предметов (одежда, части тела, игрушки и т. д.), ответить па элементарные вопросы типа: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Это давало возможность получить первое общее впечатление от речи ученика (как произносятся звуки, как выдерживается высота голоса, насколько слитно произносятся слова, соблюдается ли ударения).
Результаты обследования. Проведенные обследования показали, что способность учащихся воспроизводить по подражанию разные звуки речи далеко не одинакова.
Для 8 учеников характерно послоговое и позвуковое воспроизведение слов при резких нарушениях их звукового оформления.
Самым неблагополучным с рассматриваемой точки зрения оказался глухой фрикативный согласный звук [C]. Для всех этих детей типично резкое нарушение воспроизведения данного звука. Если за правильное произношение принимать только строго адекватную артикуляцию, звука[C], то правильное воспроизведение этого звука составило 0%. Если призубную артикуляцию [C], не считать за ошибку, то звук [С] правильно произносился 2 учениками.
Важно отметить, что звуковой состав слов воспроизводился учащимися значительно ниже их возможностей. Проверка показала, что дети не реализуют свои умения артикулировать звуки. Так, например, при проверке выяснилось, что многие умеют изолированно и в слогах правильно произнести звук [C], а в словах их опускают или воспроизводят с грубыми дефектами. Следует указать также и на то, что дети далеко не всегда пользуются предусмотренными программой звуковыми заменами, что приводит к грубым дефектам в звуковом оформлении слова.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что учащиеся, поступившие в первый класс, воспроизводят звук [C], в словах с очень серьезными недостаткам
Ошибки произношения. Проанализировав особенности произношения звука [C] мы выявили, наиболее характерные ошибки, которые допустили учащиеся:
- боковая артикуляция – боковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам, и воздух выходит через боковые щели;
- озвончение глухого звука. Слово восемь, сом произносятся как «воземь», «зом»;
- смягчение – неправильное положение языка при произнесении звука. Слова соль, лиса произносятся соответственно как «сёль», «лися»;
- далёкая артикуляция. Дефект обусловлен перемещением языка вглубь ротовой полости. В этом случае слово собака, произносятся как «шябака»;
- призубность. Дети закрывают кончиком языка щель между зубами, и вместо свиста слышится тупой шум;
- выдох на месте звука [с];
- пропуск звуков( семь- эмь)',
- нерегламентированные замены одних звуков другими (фемь-семь), (тобака-собака), (кемь— семь);
- сонантность. Этот дефект сильно влияет на разборчивость речи. Причина этого дефекта состоит в том, что при узкой щели и малом напоре воздуха ученик включает голос, отчего исчезает характерный для этого звука свист и слышится гласный, напоминающий [и] или [ы]. Слова восемь, нос звучат соответственно «войэмь», «ной». Этот дефект требует немедленного исправления, причём иногда для этого бывает достаточным просто объяснить ребёнку, что воздух должен выходить сильной струёй, а гортань не должна вибрировать.
Трудность заключается в том, что правильная артикуляция звука [С] не формируется на основе только слухо-зрительного или слухового подражания. Причина здесь в том, что звук [C] плохо воспринимается учащимися на слух и имеет трудную артикуляцию. В таком случае требуется специальная работа по постановке этого звука.
Знание форм нарушения звука помогает нам определить методику работы с детьми на индивидуальных занятиях.
Именно индивидуальные занятия направлены на формирование и коррекцию произносительных навыков, которые не усваиваются учащимися с нарушениями слуха на основе слухового и слухо-зрительного подражания вне специального обучения.
Задачей индивидуальных занятий является формирование навыков звукопроизношения или их коррекция, устранение дефектов голоса, речевого дыхания, нарушений воспроизведения слов, звуков.
В основу работы по формированию звукопроизношения обязательно должна быть положена последовательная, поэтапная отработка звуков.
Методические приемы
На процесс усвоения звука[C] влияет как характер самого звука, артикуляцией которого должны овладеть ученики, так и индивидуальные особенности учащихся с нарушениями слуха - их способность к подражанию, величина и качество остаточного слуха, умение им пользоваться и т.д.
В процессе формирования навыка воспроизводить звук [C] проявляется необходимость определить индивидуальные пути. Но при всей индивидуализации подхода отчетливо выявляются общие направления в обучении произношению звука.
Это касается, как выработки первичных умений воспроизводить звук, так и коррекции уже возникших дефектов.
В процессе формирования звука [C] используем следующие пути:
1) подражание;
2) обходные пути - от другого звука, от вспомогательной артикуляции;
3) специальные приемы с применением шпателя и зондов.
Подражание может осуществляться в разных условиях, причем для разных учащихся эти условия могут быть различными.
Постановка звука обычно сложный процесс. Хорошее свистящее [C] редко получается у учащихся с нарушениями слуха, что объясняется акустическими характеристиками самого звука. Очень редко в простейших случаях звук [С] ставится на основе подражания. Рассмотрим несколько примеров.
Учитель произносит в микрофон звук [C], а затем ученик пытается воспроизвести вслед за учителем.
Может быть и иначе: учитель произносит [C] или [CА]. Ввиду того, что положение языка при обычной артикуляции звука [С] оказывается недоступным зрению, следует показать его ученику при несколько раскрытом рте. При этом важно обратить внимание ученика на то, что кончик языка находится за нижними резцами, а посередине спинки проходит желобок. Так, чтобы ученик видел его артикуляцию, после чего говорит ему на ухо, а затем опять так, чтобы ученик видел положение речевых органов. И в том и в другом случае это - подражание на слухо-зрительной основе.
Учитель произносит звук [С] так, что ученик видит его артикуляцию, но многие нуждаются в том, чтобы ощутить, струю выдыхаемого воздуха, проходящую по желобку, образующемуся посередине языка. С этой целью педагог дает возможность ощутить на поднесенной ко рту тыльной поверхности ладони продолжительный выдох, при котором струя воздуха направлена косо вниз.
Ученик пытается воспроизвести нужную артикуляцию. Это - подражание на зрительно-тактильной основе.
Учитель воспроизводит артикуляцию звука [C] так, что ученик имеет возможность одновременно видеть ее, слышать произносимое учителем (учитель говорит в микрофон, а ученик занимается в наушниках) и ощущать, например, струю выдыхаемого воздуха. Это - подражание на полисенсорной основе (слухо-зрительно-тактильной).
В каждом отдельном случае пробы, которые делают учителя для достижения необходимой артикуляции, покажут наиболее целесообразный и эффективный путь.
Однако далеко не всегда и не у всех учащихся удается получить звук [C] путем подражания.
Тогда используется другой, не прямой, а обходный путь - от близкого по артикуляции звука, от вспомогательной (или промежуточной) артикуляции.
Для звука [C] опорными будут являться звуки [И], [Ф]. Звуки [C], [И] — одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится внизу. Отрабатывая звук [и], мы добиваемся положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам. Звуки [С], [Ф] - одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук [Ф], мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука [C]. Единого рецепта, по которому можно было бы избрать тот или иной путь для всех учащихся, нет. У одних звук [C], например, очень легко получается от звуков [и], [в], у других этим приемом воспользоваться нельзя, потому что они не умеют произносить правильно звук [и] или звук [в].
И, наконец, возможна такая ситуация, при которой ни подражание, ни обходный путь к цели не приводят. Тогда приходится прибегать к специальному пути.
Чаще всего приходится прибегать к механической помощи при постановке звука [C] для образования посредине языка желобка (Рис. 1).
В этом случае учитель механически воздействует на язык или губы, которые таким образом приводятся в движение. Губы растянуты, слегка прижаты к зубам, желобок на языке можно получить с помощью зонда №1 (Рис. 2). Ученику предлагается воспроизвести звук.
Для некоторых детей и этого оказывается недостаточно для появления адекватной артикуляции; тогда прибегаем к поэтапной постановке звука [С] (межгубное [C] -межзубное [C] - нормальное, зазубное [C]).
1. Межгубная артикуляция. Учитель широко просовывает язык между губами и дует; при этом струя воздуха проходит через щель, образуемую по средней линии между верхней губой и языком. Направление струи воздуха ученик может ощущать, поднеся руку ко рту учителя. Если, подражая учителю, ученик будет затрудняться в образовании желобка посредине языка, то можно воспользоваться зондом и слегка нажать им на язык вдоль спинки (рис. 3). Получив межгубное [C], надо включить его в слоги и в слова, в состав которых он входит. Когда межгубная артикуляция, временно используемая учеником в речи и при чтении, достаточно окрепнет, следует перевести ученика на второй этап.
2.Межзубная артикуляция. Эту артикуляцию легко получить, приподняв (пальцем или шпателем) верхнюю губу ученика. В течение некоторого времени допускается межзубное произношение звука [C] в словах (рис. 4).
3.Нормальная (зазубная) артикуляция. Ученику предлагается произносить звук [C] со сжатыми зубами (Рис. 5).
Этот прием всегда приводит к желаемому результату. При этом для разных учащихся потребуется различное время: от нескольких занятий до нескольких недель. Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву даже детям с тяжелыми нарушениями слуха.
К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию учителя может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Автоматизация звука
Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (К новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий).
При подготовке к занятию педагог продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но четкую), как организовать, то или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог. Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т. д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка.
В этот период слух ребенка начинает играть очень важную роль в уже формирующемся акустико-кинестетическом самоконтроле; опираясь даже на незначительно сохранившийся слух, ученик с нарушением слуха воспринимает звук в целом слове, исправляет допущенные ошибки в своем произношении. При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный [C] с гласными [А], [ы], [о], [у], [ и], [ э]:
Протяжное произнесение изолированного звука С____
В прямой позиции: с__а са самолёт
с__о со Сом
с__у су суп
В обратной позиции: с___
ас__ ас класс
ус__ ус минус
В позиции между гласными: с____
ас__а аса написала
ас__у асу
ас__и аси
В позиции в стечении с согласными (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка):
ас___па ас__ва пожалуйста
ас___та ас__ма спасибо
ас___ка ас__ла посмотрите
Дифференциация звука
Большое значение имеет выработка у учащихся слуховых дифференцировок. Тренировка в различении на слух правильного и неправильного произнесения смешиваемых звуков, сначала изолированно, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речипомогает им исправлять произносительные ошибки.
Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков, поскольку звук [C] плохо различается учащимися на слух.
Например, при дифференциации звуков [C-Ш]детям предлагается четко произнести эти звуки. Внимание ребёнка привлекается к артикуляции звуков. Ученик с помощью учителя уточняет, в чем артикуляционное различие звуков: при произношении звука [C]губы улыбаются, а при звуке [Ш] округлены; язык при произношении звука [C]находится за нижними зубами, а при произношении звука [Ш] поднимается к «бугоркам» за верхними зубами; при звуке [C] струя воздуха холодная, а при звуке [Ш] теплая. Постепенно осуществляется переход и к более тонким дифференцировкам, например, звук [C] предлагается услышать в ряду звуков, слогов и слов со звуком [З],и со звуком [Ш].
Речевой материал используемый на уроках должен соответствовать принципам аналитико-синтетического метода обучения произношению, предполагающего единство работы над целым – фразой, словом и его элементами – слогами, звуками.
При отборе речевого материала необходимо соблюдать ряд требований:
1. Речевой материал по своему содержанию (лексике, грамматическим формам) должен быть заведомо знаком учащимся.
2. Речевой материал должен быть подобран с учётом фонетического принципа: слова непременно включают отрабатываемый звук [С] последовательность позиций, в которых отрабатывался звук, отвечает закономерностям усвоения этого звука.
3. При соблюдении первых двух требований предпочтение отдаётся обиходному, наиболее употребительному речевому материалу.
Речевой материал включается в различные виды речевой деятельности: подражание, сопряжённое и отражённое проговаривание, чтение, называние картинок, ответ на вопрос и самостоятельную речь. Таким образом, осуществляется один из важных дидактических принципов – переход от более лёгких видов речевой деятельности к трудным, максимально приближающим ребёнка к условиям свободного общения. Кроме того, в основном все упражнения, направлены на закрепление правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях, разных текстах. Практическая направленность речевого материала заключается в том, что упражнения ученику предлагаются с расширенными заданиями. В них требуется не только правильно произнести звук [С], но ещё выполнить целый ряд заданий по другим темам: произнести звук тихо и громко, сказать на одном выдохе, прочитать слитно, правильно произносить вопросы, главные слова, подчеркнуть слова с логическим ударением, соблюдать интонацию.
Слоговые упражнения, рекомендуемые в пособии, преследуют две цели: закрепление произносительных навыков и предупреждение возможного их распада.
В слоговых упражнениях используются:
Отдельные слоги. Отрабатываемый звук находиться в различных фонетических условиях:
с___а ас___а ас___ с___па и т.п.
Ряды слогов. При этом соблюдается индивидуальный подход. У детей, которым трудно произнести на одном дыхании количество слогов, следует вырабатывать длительность выдоха, прибавляя хотя бы по одному слогу в воспроизведенном учеником ряду слогов.
Сопоставление слогов преследует задачу – дифференциации сходных по артикуляции звуков.
Чтение слов с разложениемих на части. Это упражнение направленно на то, чтобы в соответствии с методом обучения произношению обеспечить единство работы над целым словом и его элементами.
Чтение слов (без разложения), словосочетаний, предложений. Целью упражнения служит закрепление правильного воспроизведения звука в словах.
Сопоставление слов. Цель таких упражнений – дифференциация близких по артикуляции звуков, входящих в состав сопоставляемых слов. Задача учителя состоит в том, чтобы добиться четкого воспроизведения этих звуков в словах.
С чтением связаны и такие виды работы, как дополнение слогов до слова. Вставка пропущенных в словах букв. Цель – подготовить учащихся к самостоятельному воспроизведению слова.
Называние картинок, ответы на вопросы, решение математических примеров, изменение слов по образцу, подбор слов на заданный звук.
Иллюстрации. В одних случаях к картинкам предлагаются вопросы типа: «Кто это? Что это? Что делать? Какой? Сколько?» и т.п. В других – картинки даны без всякого речевого сопровождения. Задания могут быть самыми различными: «Назови картинки», «Скажи, что нарисовано», «Ответь на вопросы» и т.п.
Вопросы. В одних случаях вопросы предлагаются по содержанию картинки, в других – учащиеся должны ответить на вопрос без опоры на иллюстрацию, например: «Какой сегодня день недели?», «Какой день недели будет завтра?».
Математические примеры также являются стимулом для произнесения определенного речевого материала:
Изменение по образцу – упражнение, направленное на самостоятельное воспроизведение слов типа: стол – столик, сом - сомик …(материал на звук [С]).
Работа с подстановочными таблицами. Предложения и словосочетания могут быть составлены по подстановочным таблицам. В пособии представлены подстановочные таблицы двух видов:
текстовые, комбинированные (текст и иллюстрации).
Для составления рассказов служат разные стимулы:
а) картинка и вопросы;
б) опорные слова;
в) картинка (без вопросов, без опорных слов);
г) вопросы (без картинки, без опорных слов)
В пособии предусмотрены специальные задания, связанные с формированием произношения и с восприятием на слух речи учителя:
6. Послушай, что говорит учитель. Покажи, что говорит учитель. Повтори.
7. Послушай, как говорит учитель. Отхлопай ритм.
Большое значение в процессе обучения произношению имеет правильное использование технических средств.
На первоначальной стадии работа над формированием звукового состава слова проводится в условиях использования стационарной аппаратуры при этом необходимо наличие обратных микрофонов у учащихся, что позволяет им слышать речь не только учителя, но и свою собственную (Рис. 6).
В работе с индивидуальными слуховыми аппаратами учитывается расстояние, на котором ребенок может воспринимать устную речь окружающих, собственную речь, исправлять свои произносительные ошибки. Исправление ошибок в произнесении слова, фразы, особенно в их звуковом составе, требует значительного приближения говорящего к ребенку с индивидуальным слуховым аппаратом.
Большую помощь в формировании и коррекции произносительных навыков могут оказать визуальные приборы, позволяющие школьникам исправлять и контролировать свое произношение. К ним относится визуальный прибор И-2М (Рис. 9), на экране которого правильное звучание звука [C] отображается в виде узкой вертикальной полосы (Рис. 10). Очень важно то, что ученик получает информацию о качестве собственной артикуляции в самый момент произношения; благодаря этому он, отмечает допущенную ошибку и добивается правильного воспроизведения.
С помощью виброскопа совершенно отчетливо устанавливается дефект воспроизведения звука, который связаны с неправильным участием в артикуляции голоса (озвончение, наличие призвуков) и носового резонатора. В качестве материала занятий используются изолированные звуки, слоги, слова и фразы (Рис. 7, 8).
Добившись правильной артикуляции звука [C], учитель возвращается к слову и побуждает ученика произнести, допустим, слово лиса; при этом он следит за тем, чтобы звук произносился несколько протяжнее обычного. Это содействует закреплению правильной артикуляции звука.
Успешно применяется на индивидуальных занятиях тренажёр «Дэльфа – 130» (Рис. 11) его основополагающий принцип – зрительный контроль формирования произносительных навыков. Звучащая речь, то есть звук [C], который произносится в микрофон, появляется на экране компьютера в виде изображений. Ориентируясь на привлекательные, движущиеся картинки – мультипликации, ученик ищет приёмы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желанную картинку, благодаря чему фиксируется правильное произношение. Тренажёр обеспечивает возможность отработки, как изолированного звука, так и слогов, слов, словосочетаний, фраз. Когда на экране ребята видят свою ошибку, они начинают активно искать поддержку учителя, внимательно наблюдают нашу артикуляцию, прикладывают руки к нашей гортани, лицу в надежде найти для себя опору. Наша задача: дать эту опору ребёнку, так как основа для закрепления сформированных навыков произношения - самоконтроль. Многие учащиеся стараются самостоятельно находить и без побуждения со стороны учителя используют приёмы самоконтроля, произнося речевой материал и глядя на экран. Работая самостоятельно, ученик интуитивно выбирает лучший для себя приём. Очень важно заметить это, зафиксировать и использовать в дальнейшей работе. Полезно заниматься с двумя учениками одновременно, чтобы внести дух хорошего соревнования. Предложить им с помощью компьютерного тренажёра решить общую проблему. Работа в паре вызывает у ребят большой эмоциональный подъём: они будут учить друг друга соревноваться. Как правило, работу с помощью компьютера дети воспринимают как игру, и это очень хорошо. Незаметно, но целенаправленно, мы должны подводить их к тому, что, играя, они должны учиться.
Большого эффекта коррекционной работы удаётся добиться сурдопедагогам с детьми за счёт использования современных средств визуализации речи. Компьютерная программа «Профессор Хиггинс» (Рис. 12) является вспомогательным средством формирования и коррекции произносительной стороны речи. Главное отличие компьютерной программы «Профессор Хиггинс» от других обучающих программ состоит в том, что ученик может не только слышать правильное произношение, но и визуально сравнивать своё произношение с эталонным образцом по специально разработанной системе графического представления звуковых объектов, позволяющим учащимся видеть их успехи или ошибки. Это сравнение основано на возможности реально увидеть конкретные ошибки в звуковых элементах слова или фразы, и, после небольшой тренировки, исправить их. Данная программа охватывает все правила артикуляции звуков. Так, при постановке звука [С] ученик видит анимацию и визуализацию правильной артикуляции звука позволяет ему контролировать собственное произношение, наглядно демонстрирует работу речевого аппарата
Однако возможности компьютерных программ, тренажёров широки, но не безграничны, и реакция ученика на впервые увиденную им подвижную картинку не может быть такой же, как при демонстрации этой же картинки в двадцатый раз. Такая работа сначала развлечёт, а потом будет только утомлять ребёнка. Часто возникает ситуация: компьютер фиксирует ошибку; ребёнок, старается исправить её, повторяет упражнение, но безрезультатно. Машина не подсказывает ему пути решения. Это - наша задача, и мы должны предложить ученику наиболее эффективный приём преодоления возникших проблем.
Опыт применения самых современных компьютерных программ, тренажёров показывает, что, работая только с ними, нельзя решить всех проблем формирования правильного звукопроизношения. Однако их использование, при работе с учащимися, делает занятия привлекательными, обеспечивая необходимый психологический и эмоциональный настрой.
Поскольку компьютер является дополнительным, вспомогательным средством, последовательность работы над речью остаётся традиционной. Педагог планирует занятия, принимая во внимания те навыки, которые уже есть у ученика и принятую последовательность работы над звуком [C], продумывает в реализации каких намеченных задач может помочь тренажёр или компьютерные программы.
Апробация
Следует отметить, что у всех учащихся в течение трёх лет обучения все дефекты были устранены.
У всех, кто нуждался в коррекции, было достигнуто полное исправление, или замена стойкого дефекта.
Однако если проанализировать процесс усвоения правильного навыка, это различие выражалось в следующем:
переход стойких дефектов в нестойкие;
появление новых дефектов;
возврат к старым дефектам.
Профиль произношения звука [С]
№
п\п
И.Ф. обучающегося
1 класс
2 класс
3 класс
сент.
дек.
май
сент.
дек.
май
сент.
дек.
май
1
Алена Г.
сон.
сон.
приз.
сон.
м/з
+,
с/к
приз.
+,
2
Аня К.
озв.
+,
+
ф
+,
+
+,
+
+
3
Влад Л.
приз.
+,
+
сь
+
+
приз.
+
+
4
Лариса К.
приз.
т/д
приз.
приз.
+,
+
+,
+
+
5
Настя Д.
сон.
сон.
+,
далёк
озвон.
+,
далёк.
+,
+,
6
Оля К.
приз.
т/д
+
приз.
+,
+
+,
+
+
7
Рамазан И.
сон.
сон.
к
приз.
сон.
+,
выдох
+,
+
8
Саша К.
бок.
С верх.
+,
бок.
сь
+
+,
+
+
Из приведенной таблицы видно, как от года к году изменялось соотношение между правильным, неправильным и неустойчивым произнесением звука[C].
Однако абсолютные данные в пользу класса. Они свидетельствуют о том, что овладение артикуляцией согласного звука [C], в приведенном примере происходит успешнее, когда подключаются тактильно-вибрационные ощущения учащихся, специальные приемы постановки, применение ТСО и компьютерных программ.
Частота возвращений к ошибочному воспроизведению и появление новых дефектов.
Путь от первого появления правильной артикуляции до безошибочного воспроизведения звука во всех случаях характеризуется сосуществованием правильной и дефектной артикуляций, соскальзыванием на прежнее неправильное воспроизведение звука, иногда появлением нового дефекта. А устранение различных дефектов у разных учащихся осуществляется в разные сроки. Учащиеся класса овладели правильным произношением звука [С] за различное время. Но у одних это происходило сравнительно быстро, у других требовало значительного времени.
Путь усвоения артикуляции звука [C] мы продемонстрировали в таблице « Профиль произношения звука [C]». На протяжении трёх лет обучения у Алёны Г. проводилась работа по устранению сонантности. В течение двух с половиной лет никакого сдвига добиться не удалось. Алёна с большим трудом избавлялась от призвуков, сопутствующих артикуляции при стечении согласных. Количество ошибок уменьшалось; практически они изжиты, но иногда Алёна сбивается на произношение с призвуками; ошибки исправляет быстро.
Приведенный пример, конечно, один из крайних случаев, когда достижение необходимой артикуляции потребовало столь значительного времени.
Артикуляция звука [С] была неустойчива у Ларисы К, Оли К, свистящий [C] воспроизводился без характерного для него свиста (призубно), иногда превращался во взрывной звук [Т], у Ани К, замена звука [С на Ф]. На втором году обучения ими был получен чистый звук [C]. Можно добавить, что в самостоятельной речи бывают ошибки, иногда девочки соскальзывают на призубную артикуляцию, но сами обнаруживают и исправляют, по требованию учителя могут исправить ошибки почти всегда. В качестве другого примера можно привести устранение сонантности звука [C] Рамазаном И. у которого данный звук уподоблялся гласным [Ы] или [И], но при этом существовала и другая артикуляция - на месте [C] появлялся [К]. За три года речь Рамазана изменилась к лучшему, призвуков почти нет, они могут появиться в трудных сочетаниях или при быстром темпе речи. Для Насти Д. усвоение произносительных навыков звука [C] представляли большие трудности. Усваиваемые Настей навыки на протяжении длительного времени были очень нестойкими; в ходе овладения этими навыками отмечалось не только сосуществование правильной и прежней ошибочной артикуляции, но и появление новых дефектов:
а) свистящее [C] - межгубное;
б) свистящее [C] – далёкая артикуляция;
в) свистящее [C] - озвончение.
Так у Саши К. при коррекции бокового звука [C]появился новый дефект, верхнее [C] (язык в широкой позиции у верхних резцов). Правильная артикуляция звука [C] впервые появилась у учащегося в четвёртой четверти первого года обучения. Однако во втором классе в некоторых словах стал допускать ошибки, т.е. сбиваться на прежнюю боковую артикуляцию.
Влад Л. через четыре месяца полностью усвоил правильную артикуляцию, но периодическисоскальзывал на призубную артикуляцию. Возврат к старым ошибкам и появление новых дефектов свидетельствуют о недостаточной сформированности аппарата самоконтроля.
Контроль и исправление произносительных ошибок.
Одним из условий овладения правильным произнесением звука [C] учащимися с нарушениями слуха является повседневный контроль и исправление произносительных ошибок. В случае, когда ученик научился произносить звук [C] изолированно и в слогах, в словах, учитель должен неуклонно требовать от ученика правильную артикуляцию.
Очень трудно находить ошибку в звуковом составе слова (здесь требуется навык более тонких слуховых дифференцировок). При си,стематической работе дети учатся находить ошибки в звуковом оформлении состава слова и предложения. Если такая работа проводится регулярно, а не эпизодически. При исправлении произносительных ошибок учащихся широко используем сопряженное и отраженное проговаривание.
Опыт школьного обучения свидетельствует о том, насколько важна установка на хорошее произношение. Она психологически настраивает ученика, мобилизует их речевые возможности. Даже если она дается в общей форме: «Говори хорошо!» Но роль ее значительно повышается, если установка конкретизируется: «Влад, говори хорошо в словах звук [C]. Поэтому в одних случаях ребенку достаточно дать образец правильного произношения: «Ты сказал(а) неправильно: семь; скажи семь», «Ты сказал(а) неправильно: темь. Скажи хорошо семь», и т.д. В других случаях этого оказывается недостаточно, и тогда учитель прибегает к тактильно-вибрационному контролю. Например, учитель предлагает ребенку поднести руку ко рту (чтобы ощутить струю выдыхаемого воздуха) Это всегда приводит к желаемому результату.
Э.И. Леонгард указывает на то, что даже «один контроль (учителя за произношением) позволяет в отдельных случаях повысить внятность речи глухих в два, три, четыре, пять раз...».
Были получены интересные данные в результате проведённой проверки в конце учебного года в 3 классе. Учителя проследили, как воспроизводится учащимися при чтении звук [C], для которого в 1 классе были характерны грубые дефекты.
Учащиеся читали один и тот же текст трижды: а) без какой-либо установки по инструкции: «Читай!»; б) с установкой общего характера: «Читай хорошо!»; в) с установкой конкретного характера: «Читай. Говори звук [C] в словах правильно!».
Результаты показывают, что установка даже общего характера положительно влияет на качество произношения звука [C], а конкретизированное задание заставляет учащихся особо мобилизоваться и реализовать свои возможности, следствием чего являются существенные качественные изменения.
Средние количественные данные, отражающие воспроизведение контрольного звука при чтении в разных условиях, таковы: 47% (без установки), 72% (при установке общего характера) и 89% (при конкретной установке).
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по звукопроизношению. Необходимо вызвать интерес у детей, а для этого использовать разнообразные виды деятельности и средства, побуждающие познавательную активность ребёнка, позволяющие избежать быстрого утомления.
Практика проведения занятий с применением ТСО и ИКТ при обучении учащихся с нарушениями слуха показывает, что они имеют большое коррекционное воздействие. Учащиеся более активно и охотно включаются в работу по усвоению речевого материала, заметно увеличивается время, в течение которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять предлагаемые задания. Развивается познавательный интерес, расширяется кругозор, накапливается словарный запас.
Заключение
В разработке учтены все особенности произношения учащихся с нарушениями слуха определённого возраста, дан большой речевой материал в той последовательности, которая является наиболее рациональной. Можно надеяться, что данная разработка индивидуальных занятий по формированию произношения окажется полезной педагогам в трудной работе по совершенствованию произношения звука [С].
Разработка может быть использована и в более старших классах, но в этом случае лексический материал должен быть расширен путём привлечения наиболее характерного для этих классов словаря, заимствованного из различных учебных предметов, и за счёт использования специального материала, предусмотренного программой по обучению произношению в этих классах.
Творческий подход учителей к решению задач по формированию произношения и развития самоконтроля у детей с нарушениями слуха, безусловно, расширит границы описанного в данной методической разработке.
Список использованных источников:
1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1988. - 128с.: ил.
2. Волкова К.А. Произношение. Учебник для 3-4 классов школы глухих. М.: Просвещение, 1985г.
3. Кузьмичёва Е.П. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. М.: Просвещение, 1986. - 96с.
4. Кузьмичёва Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1-12классы. М.: Просвещение
5. Кукушкина О.И. Информационные технологии в обучении произношению. М.: – 2004. – 158 с.
6. Леонгард, Э.И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М.: 1997. – 222 с.
7. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. М.: Владос, – 2001. - 289с.
8. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «С», «З». Ярославль: Академия развития, - 1996. – 72с.
9. Пфафенродт А.Н. Произношение. Учебное пособие для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. М.: Просвещение, - 2001. – 256 с.
10. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношение в школе глухих – М.: Просвещение, 1981. – 191с., ил.
11. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков речи у детей. М.: Просвещение, 1972. – 208с.
12. Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников. М.: Просвещение, 1984. – 95с..
13. http://www.e-joe.ru Садоян Р.Э Начальный этап построения системы мультимедийного дистанционного обучения иностранным языкам «Открытое образование» №2 1998г.
Приложение 1
Конспект занятия. (Компьютерная презентация).
Тема: Постановка и автоматизация звука [C] в прямой позиции.
Цель: Добиться по возможности от ребёнка правильного изолированного произнесения звука [С] и автоматизировать в прямом слоге на материале слогов, слов, предложений, скороговорок, текста.
Оборудование: Зеркало, экран, тренажер речевой «АкФон» («Унитон-тр»), прибор «И-2М», компьютер, компьютерная программа «Доктор Хиггинс», карточки с артикуляционными упражнениями.Тренажёра «Дельфа-130»
Ход урока.
I.Организационный момент.
Надень наушники,включиаппаратуру. Я надел(а) наушники, включила….
Здравствуй.* Здравствуйте.
Как ты слышишь? Я слышу хорошо.
II. Выполнение артикуляционных упражнений
Карточка Выполни упражнения
«Заборчик»,
«Лопаточка»,
«Улыбка», \
«Часики»,
«Заборчик» - «Улыбка»,
«Горка».
Выполняет по подражанию.
III. Работа с профилем органов артикуляции (слайд 2).
1.Запомни, как надо произносить звук [С].
С помощью анимации и визуализации правильной артикуляции звука ученик контролирует собственное произношение. Наглядно демонстрирует работу речевого аппарата.
Где находится язык при произношении звука [С]?Язык (кончик) находится внизу.При звуке [C] есть голос?
При звуке [С] нет голоса. Как проходит воздух при произнесении звука [C]. Воздух проходит посередине языка вниз.
Работа над звуком.
Произнеси протяжно звук [C].
С__, С____, С_________
Проверь, как ты говоришь.
Произносит звук [C] контролируя произношение при помощи ЗУА.
Тренажёра «Дельфа-130», прибора «И-2М».
IV. Фонетическая ритмика (слайд 3, 4, 5).Выполни движения. Скажи протяжно слоги.С помощью фонетической ритмики выполняет движения и произносит звук, слоги. Делает движения руками,произнося: С__А, С__О, С__У, С__И СССССС__ Соединяет звуки в слога произносит (тихо, громко, быстро, медленно). Имитирует работу насоса. V. Автоматизация звука [С] в прямой позиции. Назови картинки, которые начинаются на звук [C] (слайд 8). Назови картинки: сначала громко, потом тихо, потом шёпотом. Поставь ударения в словах. Ученик называет только слова, которые начинаются на звук [C]. Слова произносит громко, тихо, шёпотом. Выделяет ударный слог. Контролирует звук в словах с помощью прибора «И – 2М» 3.Игра «Превращай – ка» (слайд 9). Замени в словах первый звук на звук [C]. Ученик читает слова, следит за произношением звука. 4.Игра «Измени слова» (слайд 10). Измени слова по образцу.Произноси слова в микрофон и слушай себя. Потом послушай, как говорит учитель.Выделяй звук [C]. Ученик произносит слова в микрофон, контролирует своё произношение и внимательно слушает речь учителя. 5.Работа над фразой и интонацией.Ответь на вопросы (слайд 11).Учись правильно произносить вопросы и ответы. Главные слова в вопросах и ответах произноси громко. Говори в микрофон. Следи за правильностью произношения звука [C]. Вопросы ученику предъявляются на слух. Ученик воспринимает вопросы на слух, повторяет вопросы и отвечает на них. Обращает внимание на голос и произношение звука [C]. 6.Игра «Закончи слово» (слайд 12).Я загадала слова и написала только их начало. Отгадай, какие слова могут получиться из этих слогов. Составь интересные предложения с этими словами. Ученик пытается получить новые слова из указанных слогов. С новыми словами составляет предложения. 7.Играем в слова (слайд 13). Попробуй сам образовать слова. Какое новое слово получится, если объединить указанные слова. Выучи и расскажи стихотворение. Чётко произноси звук [C]. Ученик соединяет два слова и получает новое слово.
Читает стихотворение, контролируя звук [C] и интонацию. 7.Прочитай скороговорку сначала медленно, в нормальном темпе и быстро (слайд 14). Следи за правильным произношением звука [С] и интонацией.
Ученик читает три раза скороговорку, добиваясь правильной интонации. Контролирует произношение звука [С].8. Придумай рассказ по картинке или вопросам (слайд 15). Прочитай предложения на одном выдохе, выделяя ударный слог.Учись правильно произносить вопросы и ответы. Говори в микрофон и слушай.
Ученик выполняет задание под контролем учителя. VI. Итог урока.
…, говорила хорошо. Я говорил(а) хорошо.
Слушал(а )внимательно Я слушал(а) внимательно.
Сними наушники и выключи аппарат. Я снял(а) наушники и
выключил(а) аппарат.
Попрощайся. До свидания.
* - Подчеркнутый речевой материал предлагается учащемуся на слух
Приложение 2
Конспект занятия
Тема: Автоматизация звука [С] в обратной позиции.
Цель: Автоматизация звука [С] в обратной позиции на материале звуков, слогов, слов, фраз.
- Верно, будешь придумывать слово в рифму к слогам. (Слайд 3)
Если обучающийся затрудняется, можно предложить послушать слово за экраном.
- (Слайд 4 - 6) Внимательно посмотри на вагончики. Переставь вагончики так, чтобы получилось предложение.
- Соня санках на катается.
- Соня сумке в несет ананас.
- Алиса суп фасоль с готовит.
- Умница, …! Хорошо справилась с заданием.
- Будешь читать. Старайся правильно произносит все звуки (Слайд 7).
- Прочитай еще раз и постарайся запомнить это стихотворение.
- Будем играть. Перед тобой слова и схемы. (Слайд 8) Прочитай слова с правильным ударением. Раздели их на слоги. Подбери к каждому слову соответствующую схему.
- Отхлопай ритм.
- …, проверь, правильно ли ты выполнила задание.
Итог занятия
- Что ты делала?
- Выполняла задания
- Ты занималась отлично. Внимательно слушала и хорошо говорила.
- До свидания.
- Я слышу хорошо.
- Здравствуйте, …!
- Я буду слушать, думать, говорить.
- Буду отвечать на вопросы
- Буду выполнять задания…
С помощью анимации и визуализации правильной артикуляции звука ученик контролирует собственное произношение. Наглядно демонстрирует работу речевого аппарата.
-Язык (кончик) находится внизу.
- Буду выполнять задания.
- Это следы слона.
- АС – ОС – УС – ИС – ЫС – ЕС.
- Это когда 2 слова одинаково заканчиваются.
- Ас – ас – ас, мы купили вкусный квас;
Ас – ас – ас, ела Соня ананас;
Ос – ос – ос, ел Никита абрикос;
Ос – ос – ос, Петя нам несёт поднос;
Ес – ес – ес, лиса убегает в лес.
Вода шумит С__. Змея шимит Ш___.
-Соня катается на санках.
- Соня несет ананас в сумке.
- Алиса готовит суп с фасолью.
- Ест киска молоко из миски.
Сыта киска, пуста миска.
- Ест киска молоко из миски.
Сыта киска, пуста миска.
- Палас
- Масло
- Капуста
- Ананас
- Я слушала, говорила, думала, выполняла задания.
- Отвечала на вопросы.
- До свидания.
* - Подчеркнутый речевой материал предлагается учащемуся на слух
Приложение 3
Конспект занятия
Тема:Автоматизация звука [С] между гласными.
Цель: Закреплять правильное произношение звука [С] в позиции между гласными на материале слогов, слов, вопросов, стихотворения.
Оборудование: Зеркало, экран, тренажер речевой «АкФон» («Унитон-тр»), прибор «И-2М», компьютер, компьютерная презентация «Соня и Зоя соревнуются»
I. Организационный момент. 2 Я слышу хорошо. Усиление 5.ук ? Здравствуйте Надень наушники, включи аппаратуру. Я надел (а) наушники, включил(а)… . Как ты слышишь? Какое усиление? Я слышу хорошо. Усиление 5. Поздоровайся. Здравствуйте, … . Как можно сказать по другому? Добрый день. Вспомни, что ты делал на прошлом уроке. Учился правильно говорить звук [C]. Как ты думаешь, что будем делать сейчас?Учиться правильно, говорить звук [C].
II. Работа с профилем органов артикуляции.
С помощью анимации и визуализации правильной артикуляции звука ученик контролирует собственное произношение. Наглядно демонстрирует работу речевого аппарата.
Где находится язык при произношении звука [С]?
Язык (кончик) находится внизу.
III. Автоматизация звука [С] между гласными.1. Работа над слогом. Какой слог надо добавить, чтобы получилось слово? (слайд 2). Соедини слоги. Скажи медленно и быстро.Послушай, как говорит учитель. Повтори.
Доскажи словечко. Ученик соединяет слоги, произносит слова медленно и быстро. Воспринимает на слух речь учителя и повторяет. Во время произношения слов контролирует звук [C] с опорой на прибор «И -2М».2.Работа над словом. Перечисли животных от самого большого к самому маленькому (слайд 3). Посчитай количество слогов в словах. При произношении выдели в слове звук [C].
Ученик называет животных от самого большого до самого маленького. Контролирует в произношении звук [C] и указывает количество слогов в каждом слове.
3.Раздели слова на слоги (слайд 4). Хлопками раздели каждое слово на слоги. Укажи в кружочках, сколько слогов в слове. Произнеси ударный слог громко. Ученик хлопками делит каждое слово на слоги. Указывает количество слогов в слове, ударный слог выделяет голосом. 4. Игра «Назови детёнышей животных» (слайд 5). Ответь на вопрос: у кого кто? Помни, как надо произносить главные слова. Правильно произноси слова, следи за произношением звука [C]. Обрати внимание на ударение. Ученик пытается правильно ответить на вопрос, при этом голосом выделяет ударный слог. Следит за произношением.5. Работа над фразой. Придумай слово и повтори всё стихотворение (слайд 6). Не забывай произносить звук [C] правильно. Прочитай стихотворение. Послушай, как учитель читает стихотворение. Расставь паузы и прочитай ещё раз.
Ученик вставляет слово по смыслу. Воспринимает речь учителя на слух. Читает и повторяет несколько раз, старается подражать интонации учителя.
6.Игра «Найди маму». Помоги детёнышам вернуться к своим мамам (слайд 7).
Детёныши потерялись. Найди их на картинках и назови. Помоги им вернуться к своим мамам. Составь интересные предложения с парой слов. Предложения говори слитно на одном выдохе. Ученик соединяет картинки детёнышей с мамами. Называеткартинки. Составляет предложения и читает их в микрофон. 7.Закончи предложения (слайд 8). Прочитай и правильно закончи предложения. При чтении соблюдай интонацию. Следи за правильным произношением звука [c].Ученик читает предложения, старается соблюдать нужную интонацию. Контролирует свое произношение. 8.Соедини – слова действия с подходящими картинками (слайд 9).Составь предложения по картинкам. Произнеси предложения. Следи за дыханием. Ученик составляет предложения, чётко произносит звук [С] и контролирует своё дыхание и голос.9. Игра «Угости зверюшек» (слайд 10). Чем питаются животные, и какое угощение они были бы рады получить? Соедини нужные картинки и не забудь правильно произносить звук [C]. Составь интересные предложения с парой слов и расскажи, кому что приготовлено. Ученик составляет предложения, рассказывает, чем питаются животные, какое угощение им было приготовлено. 10.Чистоговорки (слайд 11). Послушай, как говорит учитель. Прочитай. Соблюдай паузы и интонацию. Произноси чётко звук [C] выделяй голосом главные по смыслу слова. Ученик внимательно слушает речь учителя.Читает, соблюдая паузы и интонацию. Контролирует звук [C] с опорой на прибор «И – 2М»
IV. Итог урока.
…, говорил(а) и слушал(а) хорошо. Я говорил (а) и слушал(а) хорошо.
Сними наушники. Надень аппарат. Я снял (а) наушники и
Выключил (а) аппарат.
Попрощайся. До свидания.
* - Подчеркнутый речевой материал предлагается учащемуся на слух.
Приложение 4
Конспект занятия
Тема: Автоматизация звука [С] в стечении с согласными.
Цель: Автоматизация звука [C] в позиции в стечении с согласными звуками на материале слогов, слов, предложений, ответов на вопросы, стихотворений, диалога.
I. Организационный момент. Надень наушники, включи аппаратуру. Я надел наушники, включил аппаратуру. Здравствуй. Доброе утро. Как ты слышишь? Я слышу хорошо. Ты готов к уроку?Да.Слушай внимательно и говори хорошо. Буду стараться.
II. Работа с профилем органов артикуляции. Произнеси звук [C] и проверь, как он произносится – с голосом или без голоса. При проверке используй виброскоп.
Ученик перед зеркалом произносит звук и контролирует при помощи виброскопа.
III. Развитие фонематического восприятия. Подними руку, услышав в слоге звук [C]. ШТА, СПА, ФЛА, СНО, СМУ, ЗВА, КНО, СКА, СЛА, СВО Ученик, услышав слог со звуком [C] поднимает руку и произносит данный слог.
IV. Автоматизация звука [С] в стечении с согласными. 1. Прочитай слоги и слова (слайд 2). Произнеси слоги медленно и в нормальном темпе. Попроси учителя задать тебе вопрос. Ученик, читает, ряды слогов и слов ускоряя темп. Отвечает на вопросы. Задаёт вопросы учителю. Говорит слитно сочетание звуков. 2.Игра «Спрятанные слова» (слайд 3). Чётко произнеси слова со звуком [С]. Найди в каждом из них спрятанное второе слово. Ученик находит новое слово и произносит его.Если ребёнок не может справиться с заданием, учитель в помощь показывает картинку. Слова соединяет с подходящими картинками. 3.Прочитай стихотворение (слайд 4). Послушай, как учитель читает стихотворение. Расставь паузы и прочитай стихотворение, правильно произноси звук [C].
Ученик слушает, как читает стихотворение учитель. Во время чтения контролирует своё произношение и интонацию при помощи прибора И-2М.4. Подбери родственные слова (слайд 5). Ученик называет слова и следит за правильным произношением.Слова произносит в микрофон. 6.Игра «Вкусный сок» (слайд 6). Расскажи, какой сок получился из этих ягод и фруктов. Составь словосочетания. Произнеси в микрофон. Чётко произноси звук [C]. Ученик составляет словосочетания, произносит в микрофон, слушает своё произношение, повторяет несколько раз и исправляет ошибки.7.Закончи фразу (слайд 7). Ученик закрепляет значение один - много. Читает предложения, соблюдая паузы. Контролирует произношение звука [C]. 8.Составь предложение по схеме (слайд 8). Прочитай в микрофон вопросы и ответь на них.Научись правильно произносить вопросы. Задай их учителю, товарищу. Составь по этой схеме предложение. Произнеси предложение, соблюдая слитность и паузы. Ученик старается, главные слова в вопросах и ответах произносит с нужной интонацией. Задаёт вопросы учителю. Следит за правильным произношением звука. Составляет предложение по схеме. 9.Ответь на вопрос: «Что делает Слава» (слайд 9). Вопросговори слитно на одном выдохе. Ответь на вопрос, говори в микрофон, следи за произношением звука [C].Ученик задаёт вопрос, с вопросительной интонацией в микрофон слушает и исправляет своё произношение по мере необходимости. 10.Диалог (слайд 10). Послушай разговор. Произнеси каждое предложение, соблюдая слитность и паузы. Главные слова в вопросах и ответах произноси громко. Контролируй произношение звука [C].
Учитель организует диалог с учеником с помощью фигурок. Весь диалог воспринимается учеником на слух, в помощь используются таблички. Если ребёнок не понимает, то воспринимает речевой материал слухо-зрительно. Аналогичная работа проводится со всеми фразами текста. Ученик отвечает. Учитель уточняет и расширяет ответ ученика наводящими вопросами. Учитель следит за выразительностью и произношением его речи.
Итог урока. Ты занимался очень хорошо. Я занимался хорошо.
Сними наушники и выключи аппарат. Я снял(а) наушники и выключил(а) аппарат. Попрощайся. Иди в класс.До свидания.
* - Подчеркнутый речевой материал предлагается учащемуся на слух.
Приложение 5
Конспект занятия
Занятие проводилось с учениками Ольгой К. и Ларисой К.
(занятие парой).
Тема: «Дифференциация звуков [С] и [З]».
Цель: тренировать учащихся в умении дифференцировать в речи звуки [С] и [З].
Задачи: закрепить правильную артикуляцию звуков [С – З ], умение выделять на слух данные звуки в слогах, словах, фразах; - развивать фонематическое восприятие; - активизировать активный словарь учеников в самостоятельной речи; - выработка и закрепление навыков самоконтроля; - развивать слуховое восприятие; - воспитывать чувство товарищества и уважения к сопернику.
Оборудование: Зеркало, экран, тренажер речевой «АкФон» («Унитон-тр»), прибор «И-2М», компьютер, компьютерная презентация «Соня и Зоя соревнуются»
Ход урока.
I. Организационный момент. Поздоровайтесь. (ученики здороваются) Здравствуйте. Как вы слышите? (ученики отвечают) Я слышу … Сегодня у нас необычный урок. Какой урок? Урок – соревнование, где вы будете соревноваться. Учитель предлагает ученикам контролировать речь друг друга, следить за произношением звуков [С] и [З] в слогах, словах и фразах. Лариса будет внимательно слушать, выделять и правильно произносить Сонин звук [C], а Оля Зоин звук [З]. За правильно выполненное задание будете получать фишки. В конце нашего соревнования подведём итоги. II. Характеристика и сравнение звуков. 1.Различайте в произношении звуки [С] и [З] (слайд 2). Сравните звуки [С] и [З]. Чем отличаются звуки [С] и [З]? Послушайте,как учитель произносит звуки [С] и [З].Произнесите протяжно звуки [С] и [З]. С___________ З___________ Проверьте при помощи прибора «И – 2М» и виброскопа, правильно ли вы произносите звуки [С] и [З]. Ученицы уточняют и сопоставляют артикуляцию данных звуков с опорой на прибор «И – 2М» и виброскоп. Указывают сходство и различие звуков [С] и [З].
2.Произнесите правильно звуки [С] и [З] (слайд 3). Вспомните, как качают насосы большой (громко), маленький (тихо) (с-с-с), как выходит воздух (сссс). Далеко (тихо) летит комарик (зззз), теперь ближе, ближе, совсем близко подлетел (громко). Ученики правильно произносят по очереди свои звуки протяжно и кратко, громко и тихо.III. Развитие фонематического восприятия. 1.Произнесите правильно звуки [С] и [З] в слогах и словах (слайд 4). Составьте и произнесите слоги со своими звуками. Ученики составляют слоги и произносят в микрофон. Девочки слушают речь друг друга повторяют и контролируют произношение звуков [С] и [З]. 2.Поднимите руку, услышав сначала слоги со звукам [C], со звуком [З], а потом слова с этими звуками. Учащиеся внимательно слушают речь учителя и повторяют слоги и слова со своим звуком. За каждый правильно услышанный слог и слово получают фишки. IV. Дифференциация произношения звуков [С] и [З]. 1. Прочитайте выразительно (слайд 5). Прочитайте в микрофон сочетание слогов сначала со звуком [С], а потом со звуком [З]. Произнесите слоги протяжно и кратко. Лариса читает слоги со звуком [С], а Оля воспринимает на слух и повторяет слоги за Ларисой и наоборот. Получают фишки. 2. Игра «Выбери звук» (слайд 6).Из этих слов исчезли звуки [С] и [З] помогите Сони и Зои найти нужные звуки.
Лариса послушай, как говорит Оля, и повтори тихим, нормальным, громким голосом.
Ученицы выполняют задание и контролируют произношение друг друга. За правильное выполнение получают фишки. 3.Игра «Составь имена» (слайд 7). Помогите составить имена друзей Сони и Зои. Произнесите каждое имя слитно и по слогам. Голосом выделите ударный слог в слове?
Лариса составляет имена друзей Сони, Оля слушает эти имена, повторяет и наоборот. Получают фишки. 4.Игра «Игрушки»(слайд 8). Какие игрушки подарили Зое, какие Соне? Каждое слово произнесите в микрофон. Проверьте, как произносите звуки [С] и [З] – с голосом или без голоса. При проверке используйте прибор «И – 2М». Разделите слова на слоги, ответьте, сколько слогов в каждом слоге.Ученицы называют игрушки Сони и Зои, контролируя в произношении данные звуки.
5.Прочитайте и отгадайте загадки (слайд 9).Послушайте, как учитель читает загадку. Повторите. Запомните. Скажите, какую загадку загадала Соня, а какую Зоя? Ученицы слушают загадки, повторяют и загадывают друг другу. Объясняют, какую загадку загадала Соня, а какую Зоя. 6.Послушайте и прочитайте текст (слайд 10). Послушайте, рассказ о Соне и Зое. Повторите за учителем по предложениям. Скажите полный ответ на вопросы. Перескажите, что запомнили. Назовите слова со звуком [С], а потом со звуком [З]. Текст целиком читается учителем, ученицы воспринимают его на слух. После первого и второго предъявления ученицы говорят, что они услышали. В процессе работы исправляется речь учениц по образцу товарища или учителя: «Послушай (те), как нужно сказать». Выполняют задания по тексту. Ученики слушают ответы друг друга и их оценивают. Ты говоришь плохо. Я не понимаю. Теперь лучше. Получают фишки.
IV. Итог. Какие звуки вы учились различать на занятии?Звуки [С] и [З]. Считаем, кто набрал больше фишек. Подводят итоги соревнования. Вы занимались хорошо. Мы занимались хорошо. Мне понравилось, как вы занимались. Вам понравилось, как мы
занимались. До свидания.. До свидания.
* - Подчеркнутый речевой материал предлагается учащемуся на слух.
Приложение 6
Конспект занятия
Тема: Дифференциация звуков [С] и [Ш].
Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] на материале звуков, слогов, слов.
- …, посмотри внимательно на рисунки. Найди где спрятался звук [С], а где – звук [Ш]?
Дифференциация звуков [С] - [Ш]:
- Будешь выполнять упражнения.
(Слайд 2) Кот Леопольд решил пойти на прогулку, а в пасмурную погоду обязательно надо тепло одеться и застегнуть крутку. Кот просит тебя помочь ему и застегнуть его куртку. Чтобы это было сделать легко, надо запомнить простую песенку: С
– Ш – С – Ш – С и т.д.»
Произноси звуки [С] и [Ш] правильно.
- …, что это?
- (Слайд 3) Помоги самолету преодолеть препятствия. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с]
- Посмотри сколько на поляне бабочек. Поймай слоги которые спрятаны на бабочках. (Слайд 4)
- Будем играть. Перед тобой «Лото». (Слайд 5)
Измени один звук в слове так, чтобы получилось другое слово.
- Умница, …! Хорошо справилась с заданием.
-Посмотри на карточку. Когда ты будешь называть нарисованные предметы, зачеркивай те, название которых начинается на звук с (ш)». (Таким образом, данная форма упражнения
может быть использована неоднократно).
Усложненные вариант: «Зачеркивай картинки, которые начинаются на звук С и обводи в кружок те, которые начинаются на звук Ш»
- Старайся произносить звуки [С] и [Ц] без ошибок.
- Посмотри, что изображено на рисунке. (Слайд 15)
- Верно. Помоги колобку преодолеть препятствия. Попробуй без ошибок назвать предметы, которые колобок встречает на своем пути.
- Молодец, ты верно выполнил(а) задание.
- Будем играть. Перед тобой витрина. (Слайд 16).
На витрине в магазине раскладывают товар.
Сейчас я попрошу тебя в магазине игрушек разложить товар на полки. На верхнюю полку ты будешь ставить игрушки в названии которых есть звук [Ц].
- На нижнюю полку ты будешь ставить игрушки в названии которых есть звук [С].
- Умница, …! Хорошо справился(ась) с заданием.
- Будешь читать словосочетания и предложения. (Слайд 17)
- …, прочитай (послушай) текст.
- …, будешь отвечать на вопросы.
- Назови зимующих птиц.
Почему птицам голодно зимой?
Чем ребята кормили снегирей (свиристелей)?
Чем можно угостить поползней?
Что любят клевать воробьи?
Ты кормишь птиц зимой?
Чем ты угощаешь птиц?
Итог занятия
- Что ты делала?
- Отвечала на вопросы.
- Ты занималась отлично. Внимательно слушала и хорошо говорила.
- Попрощайся.
- Я слышу хорошо.
- Здравствуйте, …!
- Я думаю, что буду слушать, думать, говорить.
- Буду отвечать на вопросы.
- Буду выполнять задания.
С помощью анимации и визуализации правильной артикуляции звука ученик контролирует собственное произношение. Наглядно демонстрирует работу речевого аппарата.
-Язык (кончик) находится внизу.
- Кончик языка находится внизу, спинка языка прижимается к нёбу.
- Буду выполнять упражнения.
- СА – ЦА; СО – ЦО; СУ – ЦУ; АС – АЦ; ОС – ОЦ; ИС – ИЦ; УС – УЦ; ЕС – ЕЦ; ЫС – ЫЦ; АСА – АЦА; АСО – АЦО; АСУ – АЦУ…
Колобок встретил гусеницу (месяц, синица, спицы, лестница, теплица, лисица)
- Светлана Петровна, что такое «витрина».
- А___, я понял(а).
- На верхнюю полку я поставлю игрушки со звуком [Ц].
- На нижнюю полку я поставлю игрушки со звуком [С].
- Автобус (конструктор, самолет) я поставлю на нижнюю полку.
- Цветок (кузнеца, цыпленка) я поставлю на верхнюю полку.
- Целый стакан;
сломанное деревце;
пёстрая курица;
трусливый заяц;
у лисы лисята;
заглянуло солнце к нам в оконце.
- Голодно птицам зимой. Нет нигде ни бабочек, ни гусениц, ни червячков. Под снегом остались ягоды и семена трав.
Ребята сделали им кормушку. Повесили её в парке на дереве. Первыми отыскали птичью столовую синицы. За семечками подсолнуха прилетел и поползень. Для снегирей на ветках деревьев ребята развесили рябину. Прилетели на рябину и свиристели. А воробьёв они угостили хлебными крошками.
Слышны в парке голоса птиц. Каждый день после уроков дети спешат в парк к своим пернатым друзьям. Рады птички корму и ребятам.
-Снегири, синицы, вороны, сороки, воробьи, поползни, свиристели и др.
-Нет нигде ни бабочек, ни гусениц, ни червячков. Под снегом остались ягоды и семена трав.