Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 1 класса, имеющих ОНР III–IV уровни речевого развития, нарушения письма и чтения на тему: «Предлоги. Путешествие в Небывалом лесу».
Составитель: учитель-логопед МБОУ «СОШ№112» г. Трехгорный, Челябинской области.
Введение
Данный план-конспект составлен в соответствие с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена учителем–логопедом Копытовой Н.П.., согласована и утверждена на МО учителей-логопедов г.Трехгорный. Занятия по данной теме включены в программу обучения и являются неотъемлемой частью коррекционной работы на логопункте.
Конспект логопедического занятия составлен с учетом ФГОС НОО. Данное занятие показывает использование логопедических коррекционных и профилактических приемов обучения в рамках ФГОС. Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. Логопедическое занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Речевой материал, используемый в ходе занятия, способствует развитию у детей умения построения предложений, обогащению словарного запаса, исправлению недостатков развития грамматического строя речи, а также формированию неречевых психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления) и является необходимым для формирования успешности в усвоении детьми с речевыми нарушениями программного материала по русскому языку.
Формирование у детей навыков построения грамматически правильной речи требует мобилизации речевых и познавательных возможностей. Овладение лексико-грамматическим строем речи возможно только при наличии определённого уровня сформированности словаря и уровня развития связанной речи. Поэтому важным направлением является работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Это приобретает особое значение для детей первых классов, имеющих общее недоразвитие речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. отмечают, что у этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок при построении предложений.
В настоящее время всё чаще и чаще на занятия к учителю – логопеду приходят дети со сложной дисграфией.
Учитель- логопед должен в своей работе осуществлять комплексный подход в процессе коррекции ошибок чтения и письма у обучающихся. Строить своё занятие с учётом направлений по коррекции всех видов дисграфии, имеющих место у каждого конкретного ребёнка, пришедшего в логопедический пункт.
Логопедические уроки на современном этапе должны соответствовать требованиям ФГОС 2 поколения для начальной школы. Конечной целью логопедических занятий, как и приоритетной целью всего школьного образования, является формирование умения учиться. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы).
Методическая разработка была представлена, как открытое занятие, с подгруппой учащихся 1 класса МБОУ «СОШ№112», в рамках «Городской логопедической недели».
Краткая педагогическая характеристика учащихся группы, присутствующих на занятии.
Группа состоит из пяти обучающихся. Это ученики первых классов, занимающиеся на логопункте и имеющие ОНР III-IV уровни речевого развития, нарушения чтения и письма. Группа разнородная по психологическим качествам, в большей степени это ученики, страдающие гиперактивностью с нарушением внимания. Дети очень активны и подвижны, речевое развитие недостаточно сформировано, словарный запас беден, грамматический строй нарушен, фонематические процессы страдают в развитии. Дети с трудом усваивают лексические понятия и оперируют ими не всегда. В целом группа сложена и привычна к коррекционным методам работы. На занятии все учащиеся работали отлично, учитывая индивидуальные особенности каждого в отдельности, результат занятия положительный.
Основные методические принципы, используемые на занятии:
системность и комплексность подачи учебного материала;
учёт характера речевых нарушений и индивидуальных возможностей учащихся;
максимальное взаимодействие в процессе обучения всех имеющихся анализаторных систем;
систематическое проведение занятий в соответствие с программой коррекционного обучения.
Результативность работы определяется по итогам обучения и прохождения данной темы с помощью диагностических заданий. Ученики должны хорошо оперировать полученными знаниями, ориентироваться в понятиях предлог, как самостоятельное слово, предлоги пишутся раздельно.
Конспект занятия по коррекции сложной дисграфии с учениками 1 класса
Тема: раздельное написание предлогов с другими словами. « Путешествие в Небывалом лесу».
Лексическая тема: дикие животные, птицы.
Грамматическая тема: предлоги.
Цель: раздельное написание предлогов со словами.
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
закрепить знания детей о предлоге, как отдельном слове;
развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие;
совершенствование умения построения предложения;
развитие орфографической зоркости;
уточнение, обогащение, систематизация словаря по теме: «Дикие животные, птицы»
развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления;
развитие временных и пространственных представлений;
совершенствование общей и мелкой моторики;
- воспитательные:
формирование усидчивости и аккуратности;
воспитание самостоятельности и самоконтроля;
воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
совершенствование навыков общения.
Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика. Конверты с карточками, картинки животных, птиц, картинки деревьев, карточки с предлогами.
ОРГ.
МОМЕНТ:
АРТИКУЛ.
ЗАРЯДКА:
ПСИХОГИМ-
НАСТИКА:
Коммуникативные УУД
ПОВТОРЕНИЕ:
Познавательные УУД
СООБЩЕНИЕ
ТЕМЫ УРОКА:
ФОНЕМАТИЧ.
СЛУХ:
СОСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕ-
НИЙ.
ВЫДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ.
Регулятивные УУД
ФИЗМИНУТКА:
Активизация и обогащение словаря
Познавательные УУД
Развитие зрительно-моторной координации
Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации
РАБОТА С
ПЛАНОМ:
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.
Рефлексия
ИТОГ:
Игра « Здравствуйте!»
-Скажем «Здравствуйте!» руками.
-Скажем «Здравствуйте!» глазами.
-Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.
Послушайте стихотворение:
- ЗДРАВСТВУЙТЕ! - ТЫ СКАЖЕШЬ ЧЕЛОВЕКУ.
- ЗДРАВСТВУЙ! - УЛЫБНЁТСЯ ОН В ОТВЕТ.
И, НАВЕРНО, НЕ ПОЙДЁТ В АПТЕКУ
И ЗДОРОВЫМ БУДЕТ МНОГО ЛЕТ.
Давайте постараемся запомнить это стихотворение.
Проговорить хором.
Звуки четко произносим
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем
Пишем их старательно.
Чтобы четко произносить слова, мы сделаем зарядку для языка, губ.
Рыженькая, зимой серенькая, игривая, грызет орешки.
Кто это? (Белка).
Где живет белочка?
Белочка живет в дупле.
Серый, злой, голодный.
Кто это? (Волк).
Где живет волк?
Волк живет вноре.
Откуда выйдут медведь, волк, лиса, белка весной?
Из берлоги,
Из дупла,
Из норы.
Выберите карандаш и раскрасьте животное.
( Коричневый, оранжевый, серый)
Давайте поможем Сороке отгадать загадки и составить план рассказа.
У каждого конверт. На конверте нарисован кто?
Отгадай загадку.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса
А зовут ее … (Лиса)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Мы будем составлять рассказ о каком – то животном по плану и записывать.
Сорока просит помочь составить план. (Составление плана)
У каждого ребенка карточка с планом рассказа и картинка животного.
Читаем вопрос из плана и составляем предложения.
Кто я?
Где я живу?
Какая у меня шёрстка?
Что я ем на обед?
Какой у меня характер?
Записываем предложения, подчеркиваем предлоги.
Наше путешествие заканчивается.
Где мы были?
С кем путешествовали?
Что повторяли?
Как пишутся предлоги с другими словами?
Какое настроение было у вас во время путешествия?
- Давайте вспомним стихотворение, с которого мы начали наше занятие.
- Почему мы смогли его запомнить?
Помните, выполняя каждое задание, у вас развивается внимание, мышление, воображение, речь, улучшается память, а значит и здоровье !
Спасибо за труд! Будьте здоровы!
Заключение
Таким образом, вышеизложенная система речевой работы, основанная на применении развивающих технологий, способствовала развитию словесно-логического мышления, умственных способностей, «давала пищу» для тренировки внимания, памяти, воображения детей.
Планируемые результаты:
- Предметные результаты
Закреплять представления учащихся о предлоге, как самостоятельном слове.