Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка логопедического занятия для младшего школьника с общим недоразвитием речи III уровня с использованием сказкотерапии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка логопедического занятия для младшего школьника с общим недоразвитием речи III уровня с использованием сказкотерапии
Составила: Толоконникова Оксана Сергеевна,
учитель – логопед
с. Семенниково
ВВЕДЕНИЕ
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Дети с ОНР III уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР III уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР III уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени. В связи с тем, что характер речевых патологий у школьников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания, что является задачей Федеральной программы развития образования в России, а именно, обновление содержания и технологий обучения.
Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у школьников.
Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в школе для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.
Изучив психолого-педагогическую литературу, я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Все дети с общим недоразвитием речи III уровня быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности:
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Конспект индивидуального занятия
Тема: «В поисках Красной Шапочки»
Цель: дифференциация [с] - [ш].
Задачи:
1. Учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.
2. Развивать артикуляционную моторику.
3. Формировать познавательные процессы.
4. Развивать мелкую моторику.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Определение темы и цели занятия.
4. Определение различий звуков [с] и [ш].
5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.
6. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах.
7. Дифференциация звуков [с] и [ш] в предложениях.
8. Итог занятия.
Оборудование: корзинка, индивидуальное зеркало, бумажные конверты, картинки пирожков с заданиями с обратной стороны, разрезная картинка «Красная Шапочка», напечатанные слоги, картинки со звуками [с] и [ш], деформированное предложение, изображения правильной артикуляции звуков [с] и [ш].
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуй. Представляешь, когда я сегодня утром шла к тебе на занятие, то увидела, как Серый волк побежал в лес с каким – то мешком. Я хотела его догнать, но у меня не получилось. И тут, под кустом, я увидела вот эту корзинку (На стол ставится корзинка). Давай с тобой посмотрим, что в ней (Из корзинки достается конверт с разрезной картинкой).
- Сейчас тебе нужно будет собрать картинку из частей, и тогда мы сможем понять, кого похитил Серый волк. (Собирается картинка Красной Шапочки).
- Кто это? Скажи. (Красная Шапочка).
- Так вот кого похитил Серый волк!!
2. Артикуляционная гимнастика.
- Скажи, что Красная Шапочка хотела отнести своей бабушке? (Пирожки и горшочек масла).
- Молодец. Смотри, в нашей корзинке тоже есть пирожки. (Достается первая сверху картинка с пирожком).
- Только это не простые пирожки, а пирожки с подсказками. С их помощью мы сможем узнать, что же случилось с Красной Шапочной?
- Давай перевернем картинку с пирожком и прочитаем подсказку.
«Я сегодня проснулась рано. Умылась, почистила зубки.
-Возьми зеркальце. Давай тоже с тобой почистим наши зубки (Упражнение «Чистим зубки»).
Затем, попила чай с блинами (Упражнение «Блинчики») и вкусным вареньем (Упражнение «Вкусное варенье»). Потом взяла корзинку и вышла во двор. Покачалась на качелях (Упражнение «Качели»), помогла соседскому мальчику покрасить забор (Упражнение «Маляр»). А в благодарность он дал мне покататься на своей маленькой лошадке (Упражнение «Лошадка») и угостил кедровыми орешками (Упражнение «Орешки»). Я посмотрела на часы и поняла, что нужно спешить к бабушке (Упражнение «Часики»). Пошла я длинною дорогой через лес, и, вдруг, увидела Серого волка. Он спросил: «Как тебя зовут, девочка?». «КрашнаяСапочка», - отвечаю я.»
3. Определение темы и цели занятия.
- Скажи, пожалуйста, правильно ли произнесла свое имя девочка? (Нет)
- А как нужно? (Красная Шапочка).
Волку стало смешно, и он сказал Красной Шапочке: «Пока не научишься правильно произносить свое имя – не отпущу».
- Давай с тобой поможем Красной Шапочке?
- Сегодня мы вместе с ней будем учиться различать звуки [с] и [ш].
4. Определение различий звуков [с] и [ш].
- Доставай следующий пирожок из корзинки. Что там написано? (Найди различия звуков [с] и [ш].)
- Давай с тобой определим, чем же различаются данные звуки. (Достаются картинки с изображением правильной артикуляции данных звуков).
При произнесении [ш] губы слегка округлены, а при произнесении [с] – растянуты в улыбке. При произнесении [ш] кончик языка поднят вверх, а при произнесении [с] – упирается в нижние зубы.
- Молодец. А теперь давай произнесем [с]. Какой воздух выходит? (Холодный).
- Теперь звук [ш]. Какой воздух выходит? (Теплый).
- Молодец, ты справилась с этим заданием.
5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.
- Доставай следующий пирожок. Что там написано? («Поиграем со слогами»).
- Посмотри, здесь даны слоги. Раздели их на две кучки: в одну - все слоги со звуком [с], в другую – со звуком [ш].
- Правильно. Ты хорошо справилась с этим заданием.
- А теперь для каждого слога из первой кучки найди похожую пару из второй кучки. Например: са – ша. И назови эти пары.
Со – шоИс – иш
Су – шу Ес – еш
Ас – ашЁс – ёш
Ос – ош Юс – ющ
Ус –уш Яс – яш
Ыс – ыш
- Молодец.
6. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах.
- Доставай следующий пирожок. («Поиграем со словами»)
- Разложи картинки в две кучки: в названиях которых есть звук [ш] в одну кучку, а со звуком [с] – в другую. Назови эти слова.
7. Дифференциация звуков [с] и [ш] в предложениях.
- Посмотри, есть еще в корзинке пирожки? (Да, последний) Доставай его. («Составь предложение из слов»).
- Из этих слов нужно составить предложение.
Красная Шапочка пошла через лес к своей бабушке.
- Прочитай, что у тебя получилось.
- Молодец.
8. Итог занятия.
- Что мы сегодня делали на занятии? Учились вместе с Красной Шапочкой различать звуки [с] и [ш].
- Как ты думаешь: Красная Шапочка теперь сможет правильно произнести свое имя, чтобы Серый волк отпустил её?
- Конечно, сможет.
- Ты сегодня хорошо занималась, справилась со всеми заданиями. Молодец.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:
- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;
-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;
-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
- активизировать и обогащать словарный запас;
- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;
- развивать интонационную выразительность и силу голоса;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;
- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.
И, как мы понимаем, именно такая работа является основой коррекции речевых расстройств у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Список использованной литературы
Брун Б.И. «Использование сказок в психотерапии». - М.2000.
Большева Т.Е. «Учимся по сказкам». СПб. «Детство Пресс»,2001.