kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка логопедического занятия для младшего школьника с общим недоразвитием речи III уровня с использованием сказкотерапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие на этапе дифференциации звуков с-ш

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка логопедического занятия для младшего школьника с общим недоразвитием речи III уровня с использованием сказкотерапии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»



















Методическая разработка логопедического занятия для младшего школьника с общим недоразвитием речи III уровня с использованием сказкотерапии









Составила: Толоконникова Оксана Сергеевна,

учитель – логопед













с. Семенниково



ВВЕДЕНИЕ

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Дети с ОНР III уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР III уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР III уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
В связи с тем, что характер речевых патологий у школьников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания, что является задачей Федеральной программы развития образования в России, а именно, обновление содержания и технологий обучения.

Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у школьников.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в школе для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Изучив психолого-педагогическую литературу, я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Все дети с общим недоразвитием речи III уровня быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать  разнообразные  задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности:

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование  сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Конспект индивидуального занятия

Тема: «В поисках Красной Шапочки»

Цель: дифференциация [с] - [ш].

Задачи:

1. Учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях.

2. Развивать артикуляционную моторику.

3. Формировать познавательные процессы.

4. Развивать мелкую моторику.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Определение темы и цели занятия.

4. Определение различий звуков [с] и [ш].

5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.

6. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах.

7. Дифференциация звуков [с] и [ш] в предложениях.

8. Итог занятия.

Оборудование: корзинка, индивидуальное зеркало, бумажные конверты, картинки пирожков с заданиями с обратной стороны, разрезная картинка «Красная Шапочка», напечатанные слоги, картинки со звуками [с] и [ш], деформированное предложение, изображения правильной артикуляции звуков [с] и [ш].

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуй. Представляешь, когда я сегодня утром шла к тебе на занятие, то увидела, как Серый волк побежал в лес с каким – то мешком. Я хотела его догнать, но у меня не получилось. И тут, под кустом, я увидела вот эту корзинку (На стол ставится корзинка). Давай с тобой посмотрим, что в ней (Из корзинки достается конверт с разрезной картинкой).

- Сейчас тебе нужно будет собрать картинку из частей, и тогда мы сможем понять, кого похитил Серый волк. (Собирается картинка Красной Шапочки).

- Кто это? Скажи. (Красная Шапочка).

- Так вот кого похитил Серый волк!!

2. Артикуляционная гимнастика.

- Скажи, что Красная Шапочка хотела отнести своей бабушке? (Пирожки и горшочек масла).

- Молодец. Смотри, в нашей корзинке тоже есть пирожки. (Достается первая сверху картинка с пирожком).

- Только это не простые пирожки, а пирожки с подсказками. С их помощью мы сможем узнать, что же случилось с Красной Шапочной?

- Давай перевернем картинку с пирожком и прочитаем подсказку.

«Я сегодня проснулась рано. Умылась, почистила зубки.

-Возьми зеркальце. Давай тоже с тобой почистим наши зубки (Упражнение «Чистим зубки»).

Затем, попила чай с блинами (Упражнение «Блинчики») и вкусным вареньем (Упражнение «Вкусное варенье»). Потом взяла корзинку и вышла во двор. Покачалась на качелях (Упражнение «Качели»), помогла соседскому мальчику покрасить забор (Упражнение «Маляр»). А в благодарность он дал мне покататься на своей маленькой лошадке (Упражнение «Лошадка») и угостил кедровыми орешками (Упражнение «Орешки»). Я посмотрела на часы и поняла, что нужно спешить к бабушке (Упражнение «Часики»). Пошла я длинною дорогой через лес, и, вдруг, увидела Серого волка. Он спросил: «Как тебя зовут, девочка?». «КрашнаяСапочка», - отвечаю я.»

3. Определение темы и цели занятия.

- Скажи, пожалуйста, правильно ли произнесла свое имя девочка? (Нет)

- А как нужно? (Красная Шапочка).

Волку стало смешно, и он сказал Красной Шапочке: «Пока не научишься правильно произносить свое имя – не отпущу».

- Давай с тобой поможем Красной Шапочке?

- Сегодня мы вместе с ней будем учиться различать звуки [с] и [ш].

4. Определение различий звуков [с] и [ш].

- Доставай следующий пирожок из корзинки. Что там написано? (Найди различия звуков [с] и [ш].)

- Давай с тобой определим, чем же различаются данные звуки. (Достаются картинки с изображением правильной артикуляции данных звуков).

При произнесении [ш] губы слегка округлены, а при произнесении [с] – растянуты в улыбке. При произнесении [ш] кончик языка поднят вверх, а при произнесении [с] – упирается в нижние зубы.

- Молодец. А теперь давай произнесем [с]. Какой воздух выходит? (Холодный).

- Теперь звук [ш]. Какой воздух выходит? (Теплый).

- Молодец, ты справилась с этим заданием.

5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.

- Доставай следующий пирожок. Что там написано? («Поиграем со слогами»).

- Посмотри, здесь даны слоги. Раздели их на две кучки: в одну - все слоги со звуком [с], в другую – со звуком [ш].

- Правильно. Ты хорошо справилась с этим заданием.

- А теперь для каждого слога из первой кучки найди похожую пару из второй кучки. Например: са – ша. И назови эти пары.

Со – шоИс – иш

Су – шу Ес – еш

Ас – ашЁс – ёш

Ос – ош Юс – ющ

Ус –уш Яс – яш

Ыс – ыш

- Молодец.

6. Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах.

- Доставай следующий пирожок. («Поиграем со словами»)

- Разложи картинки в две кучки: в названиях которых есть звук [ш] в одну кучку, а со звуком [с] – в другую. Назови эти слова.

Стол, сумка, карандаш, шарф, сундук, шапка, сапоги, сыр, матрёшка, картошка, капуста, редиска, шоколадка, шторы, свинья, чеснок, стакан, кошка, лист, штаны, мышка, салют, скамейка, камыш.

7. Дифференциация звуков [с] и [ш] в предложениях.

- Посмотри, есть еще в корзинке пирожки? (Да, последний) Доставай его. («Составь предложение из слов»).

- Из этих слов нужно составить предложение.

Красная Шапочка пошла через лес к своей бабушке.

- Прочитай, что у тебя получилось.

- Молодец.

8. Итог занятия.

- Что мы сегодня делали на занятии? Учились вместе с Красной Шапочкой различать звуки [с] и [ш].

- Как ты думаешь: Красная Шапочка теперь сможет правильно произнести свое имя, чтобы Серый волк отпустил её?

- Конечно, сможет.

- Ты сегодня хорошо занималась, справилась со всеми заданиями. Молодец.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

И, как мы понимаем, именно такая работа является основой коррекции речевых расстройств у детей с общим недоразвитием речи III уровня.





















































Список использованной литературы

  1. Брун Б.И. «Использование сказок в психотерапии». - М.2000.

  2. Большева Т.Е. «Учимся по сказкам». СПб. «Детство Пресс»,2001.

  3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логосказки» [Текст: СПб.: «Каро», 2005.

  4. Власенко И. Т, «Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи», Дефектология. 1988. № 4.

  5. Дудьев В.П. «Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи». Дефектология.1995. № 4.

  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии». - СПб., 1998.

  7. Коношенко О.Л. «Домашний психолог.Сказкотерапия».-М.2002.

  8. Кирилова А.Г. «Использование некоторых методов и приемов дифференцированного подхода к детям». Дефектология. 1992

  9. «Литературный энциклопедический словарь». Под редакцией Кожевникова В.М. 1987.

  10. «Логопедия» / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М., 1998.

  11. «Логопедия. Методическое наследие». / Под ред. Л.С.Волковой. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М., 2003.

  12. Лубовский В.И. «Специальная психология». – М., 2003.

  13. Новиковская О.А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья». - Санкт - Петербург. 2007.

  14. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии». Санкт - Петербург. 2005г.

  15. Филичева Т.Б., Туманова ТВ. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение».— М, 1999.

  16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии».—М, 1989.

  17. Филичева Т.Б., Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ. «Логопедия». — Екатерин¬бург, 1998

  18. Фотекова Т.А. «Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи». Дефектология. 1994. № 2.

  19. Шорохова О.А. «Играем в сказку». - М.2006.

  20. Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи». — М., 1999.





Приложения

Приложение 1.























Приложение 2.



































Приложение 3.







Приложение 4.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Толоконникова Оксана Сергеевна

Дата: 17.02.2019

Номер свидетельства: 500066


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства