Закреплять умение правильно обозначать звуки [С], [Ц] буквами на письме
Воспитательные
Воспитывать доброжелательного отношения к растениям и живой природе.
Развить наблюдательность на основе выполнения заданий различной сложности в течении всего занятия.
Оборудование занятия: изображение цветика – семицветика, буквы С и Ц, тетрадь, ручки, схема характеристики звуков, вертушки, картинки с изображениями цветов, сигнальные карточки с буквами занятия, цветные карандаши, звуковой домик, фишка, карточка с разными буквами.
Л: Сегодня тебя ждет путешествие в сказочную страну.
Объявление темы:
Л: А с кем сегодня мы будем путешествовать, ты узнаешь из рассказа. Слушай внимательно, как скажешь про кого этот рассказ, наш гость сразу появится.
Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвешь лепесток –
Полетит он на восток,
И на север, и на юг,
И вернется к нам он в круг.
Ты желанье загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок? (цветик – семицветик)
Л.: Правильно, сегодня тебя в сказочную страну зовет Цветик - Семицветик. Назови первый звук в словах «Цветик, Семицветик». Сегодня мы с тобой будем учиться правильно произносить звуки [С] и [Ц] в слогах и словах.
Артикуляционная гимнастика:
Цветик-Семицветик приглашает тебя в гости. Его дом находится за высоким забором. – упражнение «Заборчик»
А в гостях Слоник, смотри какой он большой, какой у него длинный хобот. Давай сделаем с тобой упражнение «Хобот»
«Трубочка», дуем на язычок, свернутый в трубочку
А еще есть качели и Цветик очень любит качаться, давай и мы с тобой покачаемся. – упражнение «Качели»
Что-то стало холодно, ветер подул. – упражнение на дыхание «Ветерок» ( с вертушками)
И приглашает тебя на чай с вкусными блинами – упражнение «Блинчик»
Цветик любит коллекционировать разные предметы и хотел бы тебе показать. Упражнение «Часики», «Парус»
4. Произношение изолированного звука:
Л.: как свистит чайник?
Р.: громко. С-с-с-с.
Л.: как мы делаем, когда нас просят не шуметь?
Р.: Поднести пальчик к губам и произносить ц-ц-ц.
5. Анализ артикуляции по плану.
Л.: посмотри на схему и расскажи, как правильно произносить звук [С]
Р.: губы в улыбке, зубы немного разомкнуты, язык за нижними зубами, упирается в бугорки, воздушная струя холодная, голос не работает, обозначим звук [С] .
Л.: а как произносится звук [Ц]
Р.: губы в улыбке, в начале спинка языка касается бугорков за верхними зубами, затем опускается вниз, кончик языка за нижними зубами, обозначим звук [Ц]
-воздушная струя «взрыв», голос не работает.
6. Характеристика звука:
Л.: расскажи про звук [С], какой он согласный/гласный; глухой/звонкий; мягкий/твердый.
Р.: согласный, глухой, твердый.
Л.: а какой звук [Ц]
Р.: согласный, всегда глухой, твердый.
7. Связь звука с буквой:
Л.: мы с тобой говорили о двух звука [С] и [Ц]. Как свистит свисток?
Р.: с-с-с.
Л.: как нас просят не шуметь?
Р.: ц-ц-ц
Л.: звук [С] на письме обозначается буквой [С]. Скажи пожалуйста, на что похожа буква С?
Р.: на месяц, на дольку арбуза.
Л.: звук [Ц] на письме обозначается буквой [Ц]. На что похожа буква Ц?
Р.: ребенку дается картинка буквы Ц
8.Закрепление звука в слогах и развитие графо-моторных навыков
Л.: у Цветика - Семицветика рассыпались бусы. Поможем ему их собрать? Посмотри, как и много. На каждой изображены буквы, чтобы бусины были вместе, тебе нужно соединить буквы в слоги и прочитать что получилось. Давай соберем только те бусины где гласные звуки (А, О, У,И), а потом на которых согласные (Ц,С). От согласной к гласной буквы рисуй линию.
Р.: читает слоги и рисует линии. (АС, ОС, ЦИ, ЦУ)
9. Развитие фонематического слуха:
Л: когда услышишь звук С хлопни, а когда услышишь звук Ц топни:
С, З, Ц, Ж, С, Щ, Ш, Ц, Р
СА, ШО, ЦУ, ЖИ, ХА
Зонт, Стакан, Астра, цветок, парта.
Л.: определи место звука в слове: (звуковой домик)
звук С: Сок, ноС, Сумка, риСунок;
звук Ц: Цепь, яйЦо, Цапля, куриЦа.
10. Пальчиковая гимнастика + самомассаж кистей рук с карандашом.
Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперед-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Все быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.
11. Закрепление звука С в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
Л.: Игровое упражнение «Придумай слова, используя слоги са, со ци» ( за ранее будут распечатаны слова, ребенку нужно будет выделить слоги). Например:
СА — Сапоги, Самолет, Салат.
СО– Сок, Солнце, Сорока
ЦИ — Цифра, цирк
Л.: Запиши слова в тетрадь, выдели условными знаками буквы С и Ц.
12. Звуковой анализ и развитие навыков словообразования
Л.: составь схему слова ЦВЕТОК. (буквы расположены в разном порядке)
Р.: составляет слово
Л.: давай подберем родственные слова к слову цветок.
Л.: давай внимательно посмотрим на картинку и найдем буквы С, Ц. Когда найдешь букву С, то обведи ее простым карандашом в кружок. Букву Ц необходимо обвести в квадрат.
(перед ребёнком кладется картинка с разными буквами, среди которых нужно найти и обвести в кружок букву С, в квадрат буку Ц)
15. Итог занятия.
Л.: какие звуки мы сегодня произносили на занятии?
С какими буквами познакомились?
О чем мы говорили сегодня на занятии?
Что тебе понравилось, что было интересно?
16. Оценка работы детей.
Л.: ты молодец, отлично справилась со всеми заданиями. Цветику-Семицветику понравилось с тобой путешествовать. Ты очень старательный и внимательный.