Закреплять умение правильно обозначать звуки [Ш], [С] буквами на письме.
Воспитательные
Развить наблюдательность на основе выполнения заданий различной сложности в течении всего занятия;
Формировать самоконтроль и коммуникативное взаимодействие.
Оборудование занятия: изображение букв (С, Ш), тетрадь, ручки, схема характеристики звуков, цветные карандаши, звуковой домик, фишка, карточка с разными буквами, зеркало, карточки с изображением (насос, змея, месяц, долька арбуза, перевёрнутая буква Е), слоговые паровозики (АС, ОС, ШИ, ШУ), буквы С,Ш для штриховки.
Л: Тебе уже известно много звуков, поэтому тебе нужно угадать, какие именно звуки нас с тобой ждут. Для этого тебе необходимо внимательно прослушать загадки и отгадать их.
В небе полная Луна,
Словно буква О она.
Но прошла всего неделя
(Как же мы не доглядели!)
Вместо О на нас с небес
Ярко светит буква ...
(на стол кладётся буква С)
Шимпанзе залез на стул,
Шарфик с вешалки стянул.
Что-то вроде шалаша -
На картинке с буквой ... (Ш)
(на стол перед ребенком кладется буква Ш)
Л.: Правильно, сегодня тебя ждут буква С и буква Ш. Сегодня мы с тобой будем учиться правильно произносить звуки [С] и [Ш] в слогах и словах.
Артикуляционная гимнастика:
Л: буквы С, Ш очень любят делать гимнастику, но не простую, а волшебную. Им очень хочется тебе её показать и выполнить вместе с тобой. Готова?
Р: Да
Ребенок выполняет гимнастику:
«Вкусное варенье»- положи широкий язык на нижнюю губу, а затем облежи сверху вниз верхнюю губу, при этом нужно убрать язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Лопаточка» - нужно открыть рот и положить язык на нижнюю губу. Я считаю от 1 до 5 ты держишь язык в таком положении.
«Качели» - рот открыли, язык работает к носу – вниз, как качели. Нижнюю челюсть не двигай.
«Горка» - рот окрыли широко, Кончик языка спрятали за нижние зубы, спинку языка подняли вверх. Держим в таком положении под счёт от 1 до 5.
«Улыбочка – трубочка» - улыбаемся, зубы должны быть видны. Губы делаем в трубочку. Улыбочка – трубочка. Чередуем и повторяем 3-5 раз.
4. Произношение изолированного звука:
Л.: как работает насос, когда накачиваю колесо?
Р.: громко. С-с-с-с.
Л.: как шипит змея?
Р.: Ш-ш-ш-ш-ш
5. Анализ артикуляции по плану.
Л.: посмотри на схему и расскажи, как правильно произносить звук [С]
Р.: губы в улыбке, зубы немного разомкнуты, язык за нижними зубами, упирается в бугорки, воздушная струя холодная, голос не работает, обозначим звук [С] .
Л.: а как произносится звук [Ш]
Р.: - губы округлены и выдвинуты вперед
- зубы сближены, но не закрыты
- язык «чашечкой», кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол),
но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
6. Характеристика звука:
Л.: расскажи про звук [С], какой он согласный/гласный; глухой/звонкий; мягкий/твердый.
Р.: согласный, глухой, твердый, струя тёплая.
Л.: а какой звук [Ш]
Р.: он согласный, глухой, твердый, струя тёплая.
7. Связь звука с буквой:
Л.: мы с тобой говорили о двух звука [С] и [Ш]. Как свистит свисток?
Р.: с-с-с.
Л.: как шипит змея?
Р.: ш-ш-ш
Л.: звук [С] на письме обозначается буквой [С]. Скажи пожалуйста, на что похожа буква С?
Р.: на месяц, на дольку арбуза.
Л.: звук [Ш] на письме обозначается буквой [Ш]. На что похожа буква Ш?
Ребенку дается картинка с буквой Ш
Р.: На привёрнутую букву Е
8.Закрепление звука в слогах и развитие графо-моторных навыков
Л.: К звукам С, Ш приехали в гости другие звуки, но они заблудились. Им необходимо пройти путь через лес и поляну, давай им поможем. Для этого тебе нужно от звука С провести линии к гласным буквам.
Р.: читает слоги и рисует линии. (АС, ОС, ШИ, ШУ)
9. Развитие фонематического слуха:
Л: когда услышишь звук Ш хлопни два раза, а когда услышишь звук Ш топни один раз:
Ш, А, О, С, У, Ц
СА, ЗА, ЛА, ШЫ,
Шапка, Стол, каШа, каСтрюля, пеСок.
Л.: определи место звука в слове: (звуковой домик)
звук С: Сок, ноС, роСа;
звук Ц: Шар, каШа, ШиШка.
10. Пальчиковая гимнастика + самомассаж кистей рук с карандашом.
Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперед-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Все быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.
11. Закрепление звука С в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
Л.: Игровое упражнение «Придумай слова, используя слоги СА,СО,ША, ШИ» ( за ранее будут распечатаны слова, ребенку нужно будет выделить слоги). Например:
СА — Самолет, Салат.
СО– Сок, Сорока
ША — Шары, Шалаш
12. Звуковой анализ
Л.: повтори скороговорку: Знаем мы, слоны сильны, а ещё слоны умны.
С какого звука начинаются слово: Слон?
Р.: Со звука С
13. Развитие зрительного внимания.
Л.: Буква С потерялась и хочет, чтобы ты ей помогла вернуться домой. Для этого тебе нужно посмотреть внимательно на картинку и найти все буквы С.
13. Физ. пауза.
Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Наши ножки – топ, топ.
Наши ручки – хлоп, хлоп.
Головой слегка качаем
Руки кверху поднимаем,
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
14. Закрепление звуков С, Ш на различение.
Л.: Тебе нужно заштриховать букву Ш синим карандашом по образцу, а букву С – голубым цветом.
15. Итог занятия.
Л.: какие звуки мы сегодня произносили на занятии?
С какими буквами познакомились?
О чем мы говорили сегодня на занятии?
Что тебе больше всего запомнилось?
16. Оценка работы детей.
Л.: ты умница, хорошо справилась со всеми заданиями и помогла замечательным буква С,Ш.