Логопедическое занятие «Путешествие в страну библиотеки» для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Логопедическое занятие «Путешествие в страну библиотеки» для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Данное занятие проводится с сопровождением презентации и демонстрируется детям на протяжении всего занятия. В результате чего обучающие знакомятся с новым материалом, отдыхают с помощью выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие «Путешествие в страну библиотеки» для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс»
Пояснительная записка:
- Дети с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
(количество человек в классе - 5)
- Тип урока: изучение нового материала
Тема занятия: «Путешествие в страну библиотеки»
Цель занятия: Обучение употребления слов-действий, отвечающих на вопрос «что делает?»
Задачи занятия:
Коррекционные:
Развивать логическое мышление на основе отгадывании загадок.
Развивать графо-моторные навыки на основе прописывания текста
Развивать внимание и зрительное восприятие
Образовательные:
Сформировать представление о словах-действиях, отвечающих на вопрос «что делает?»
Учить правильному употреблению глаголов на основе прописывания и проговаривания
Закрепить знания об уже известных частях речи – им. Сущ., им. Прил.
Воспитательные:
Воспитывать навык самоконтроля при выполнении практической работы на занятии
Воспитывать уважительное отношение к своим одноклассникам при выслушивании их ответов
Оборудование занятия: картинки с изображением библиотек города, карточки-подписи с названиями библиотек; карточки с пропущенными буквами в словах, карточки с предложениями, в которых нарушен порядок слов.
Ход занятия
I. Вводно-ориентировочный:
1.1. Педагог (П): здравствуйте, ребята
Дети (Д): здравствуйте.
П: откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.
Д: дети записывают дату
Л.: Послушайте загадки:
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в…
(библиотека)
П.: Ребята, а как нужно себя правильно вести в библиотеке?
Д.: не шуметь, аккуратно относится с книгами и т.д.
П.: вывешивает картинки на доску с изображением библиотеки
П.: Как называют человека, который выдает книги в библиотеке?
Д.: Библиотекарь
П.: Верно
1.2. Объявление темы
Л: Библиотекарь что делает?
Д: выдает книги.
Л.: что мы делаем с книгами?
Д.: читаем
Л.: Правильно. А какая ваша любимая книга?
Д.: каждый ребенок называет свою любимую книгу
П: Ребята, скажите на какой вопрос отвечают слова выдает, читать, не шуметь? И к какой части речи они относятся?
Д: Что делает? Что делать? Что делаем? Глагол
П: Правильно. Итак, СЛОВА, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? Называются глаголами (Правило прикрепляется на доску, и педагог вместе с детьми повторяет)
1.3. Артикуляционная гимнастика
П.: Начнем наше занятие с артикуляционной гимнастики:
Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без помощи.
Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («же¬лобком»), держать непод¬вижно. Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на од¬ном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»,
Сигналит машина. Произнесение сло¬га на одном выдохе: «Би-би-би~би
1.4. Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавает в водице, (Сложенные вместе ладонями дети изображают, как плавает рыбка)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (делают хватательные движения обеими руками. 0
П.: Ребята, сейчас мы с вами будем летать как самолеты, ездить как машины и плавать как корабли.
(педагог просит детей встать на середину класса)
П.: Когда я вам скажу самолет, вы поднимаете руки в стороны и изображаете самолет. Машина (педагог вместе с детьми издает звуки ша-шу-ши-шо и изображает движение машины). Корабль
(педагог вместе с детьми изображает плавающий корабль)
1.6. Мотивационный момент
П.: Ребята, перед вами картинка с изображением транспорта (у каждого ребенка данное изображение). Посмотрите внимательно и скажите, что это? Какое оно? (Дети проговаривают и записывают после ответа на вопрос: что это? Какой? Каждый из вас за правильный ответ получает стокеры.
Д.: Корабль, автобус, самолет
П.: Ребята, скажите, самолет какой?
Д.: Большой, с крыльями
П.: Корабль какой?
Д.: Высокий
П.: Автобус какой?
Д.: Длинный
.
Рисунок – 1. Транспорт
II. Изучение нового материала
2.1. Ознакомление с библиотеками города
П: Я покажу вам картинку, а вы скажете, что это такое?
Рисунок - 2. Библиотека
Д: Библиотека
П.: Верно.
Библиотека — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.
П.: Проговорим все вместе слово библиотека.
Д.: БИБЛИОТЕКА
П.: Запишем слово библиотека и его значение.
Д.: записывают определение
П.: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и познакомимся с библиотеками города Перми, узнаем интересные факты о них.
П.: В Перми насчитывается около 48 библиотек, каждая из которых представляет своё хранилище книг и свою историю.
Итак, сначала мы отправимся с вами в Пермскую краевую библиотеку имени А. М. Горького
П.: Педагог показывает на экране изображение библиотеки.
Рисунок - 3. Библиотека
Датой основания библиотеки считается 1832 год, для читателей она была открыта в 1836 году в доме училища детей канцелярских служителей. Последняя дата считается годом открытия публичной библиотеки, от которого и ведётся её летоисчисление.
В фонде ПГКУБ около 43,0 тыс. экз. литературы на 145 языках народов мира: английском, немецком, французском, итальянском, испанском, японском, финском, норвежском и т. д. ПГКУБ является постоянным хранителем, независимо от спроса, пермской книги и печати (более 65,0 тыс. названий).
2.2. Нейроигра
П.: Немного с вами продохнём и поиграем. Побываем с вами роботами.
Я вам говорю команду, а вы повторяете за мной: левая рука вверх, правая вперед, два шага вперед, один шаг вправо, ноги вместе, ноги врозь, голову поворачиваем вправо, а левую руку поднимаем вверх.
П.: Молодцы.
П.: Следующая библиотека это –центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина. Дата образования и присвоения имени – 1967 г.
Рисунок - 4. Библиотека им. А.С. Пушкина
Крупнейший публичный центр книжной культуры Перми располагается в особняке – памятнике архитектуры XIX века. История дома связана с именами людей, прославивших Пермь – Жмаевыми, Дягилевыми и Смышляевыми.
Данная библиотека является победителем городских и региональных конкурсов в области культуры. Фонд Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина составляет более 160 тыс. единиц хранения. Количество записавшихся читателей более 18 тыс. человек ежегодно.
2.2. Пальчиковая гимнастика
П: Поработали немного, нужно нам и отдохнуть. Пальчики мы разомнем и немного отдохнем ( педагог проводит пальчиковую гимнастику, дети повторяют)
Автобус Едет-едет наш автобус, Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки) Едет-едет наш автобус, Крутит, крутит руль, руль (изображаем как крутим руль) Едет-едет наш автобус, Дворниками бжик-бжик бжик-бжик (параллельно двумя руками влево-вправо) Едет, едет наш автобус, Крутит, крутит колесом. Двери открываются — двери закрываются. (ладошки сводим и разводим) Едет-едет наш автобус, Крутит, крутит колесом. Едет-едет наш автобус Всем сигналит биииииип (нажимаем себе на нос)
2.3. Ознакомительная беседа
П: 20 ноября 1966 года состоялось официальное открытие Пермской областной детской библиотеки. Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, а для друзей – просто «Кузьминка» – разместилась в самом центре города Перми, в красивом старинном особняке 19 века.
Рисунок - 5. Библиотека им. Л.И. Кузьмина
П.: Одной из современных библиотек города Перми является Пермская детская краевая библиотека им. Л.И. Кузьмина.
Рисунок - 6. Библиотека
П.: Книжный фонд библиотеки насчитывает 240 тыс. ед. хранения, в т. ч. 232 тыс. печатных источников, 754 электронных издания, 6,4 тыс. аудиовизуальных материалов, из них 1,3 тыс. источников на иностранных языках
Современное пространство библиотеки продумано так, чтобы каждый, даже самый маленький посетитель, смог найти себе уютное место и погрузиться в мир книги.
П.: Следующая интересная библиотека – это модельная библиотека №8 им. Н. Островского.
Рисунок - 7. Библиотека им. Н. Островского
В 2019 году победа в федеральном конкурсе в рамках национального проекта «Культура» по созданию модельной библиотеки.
Теперь это современный образовательный центр, в котором можно не только взять книгу, но и отдохнуть, поработать, подготовиться к уроку или паре и получить доступ к 3D-принтеру, очкам виртуальной реальности и VR-играм.
П.: Одной из современных библиотек нашего города является - библиотека №4 им. В.В. Маяковского. Библиотека оснащена компьютерной техникой, к услугам читателей интернет, ксерокс, сканер.
Библиотека предоставляет информационные услуги различного характера, участвует в мероприятиях, служит связующим звеном между администрацией и населением района.
Рисунок - 8. Библиотека В.В, Маяковского
П.: Библиотека №1 Л.Н. Толстого. Является старейшей библиотекой города, первой бесплатной читальней, подлинным духовным центром Перми.
Рисунок - 9. Библиотека им. Л.Н. Толстого
В 2019 году библиотека стала одним из победителей конкурса в рамках национального проекта «Культура» по созданию модельных муниципальных библиотек.
2.4. Физкультминутка
«Теплоход»
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход.
(ходьба с продвижением вперед)
Он назад шагнул сначала,
(ходьба назад)
И поплыл, поплыл по речке
(медленный бег)
Набирает полный ход.
( быстрый бег)
П.: Еще одним интересным факто о библиотеке в городе Перми является Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Перми объединение муниципальных библиотек.
Дата создания: 1999 г.
Электронный фонд библиотек – online
Представлена информация не только о библиотеках, но и проводятся в режиме online выставки, экскурсии на сайте http://biblioteki.perm.ru/
П.: Ребята, сегодня у нас с вами была ознакомительная экскурсия по известным библиотекам города Перми. Какие вам наиболее запомнились?
Д.: говорят свои варианты.
2.5. Составь предложение правильно
П.: Запишите предложение: в зашел мальчик библиотека.
П.: Всё ли правильно в этом предложении?
Д.: Нет
П.: Что неправильно?
Д.: неправильно записано предложение
П.: Почему?
Д.: потому что написаны слова
П.: то есть слова не согласованы между собой. Как должно быть правильно?
Д.: Мальчик зашёл в библиотеку.
П.: Верно, запишите правильный вариант предложения.
П.: в каком слове есть орфограммы?
Д.: называют слова и обозначают орфограммы в тетради
П.: Прослушайте предложение: Маша забыть книгу в библиотека. Что здесь не верно?
Дети.: предлагают свои варианты. Записывают правильно предложение и обозначают орфограммы в словах.
П.: Учительница сказать дети книгу Николая островского в городской библиотеке. Ребята, правильно ли составлено предложение?
Д.: нет
П.: как должно быть правильно?
Д.: проговаривают правильный ответ, записывают предложение и обозначают орфограммы в словах.
П.: найдите в предложении, слова, отвечающие на вопрос «что делает?». Что они обозначат? Как называются?
Д.: это слова, отвечающие на вопрос что делает. Обозначает действие, значит слова-действия
П.: подчеркните в предложениях слова-действия, отвечающие на вопрос «что делает?» двумя чертами.
2.6. игра – собери картинку
П.: Ребята, пока мы с вами были в путешествии наш школьный библиотекарь приготовила для нас задание. Вам необходимо собрать картинку. Для этого вам необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получается часть пазла. Готовы?
Д.: Да
П.: как называется учреждение, которое собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.
Д.: Библиотека
П.: Правильно, получаете часть картинки
П.: Следующий вопрос: какая библиотека была образована 1967 г.?
Д.: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина
П.: Правильно, вот вам еще часть картинки
П.: в каком году было создано муниципальное бюджетное учреждение культуры города Перми объединение муниципальных библиотек?
Д.: В 1999 году
П.: Дети получают часть картинки за правильный ответ
П.: Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
Д.: Библиотека
П.: Верно и последний вопрос: какая библиотека в 2019 году стала одним из победителей конкурса в рамках национального проекта «Культура» по созданию модельных муниципальных библиотек.
Д.: библиотеке №1 им. Л.Н. Толстого.
П.: Верно. Итак, вы собрали 5 частей картинки, теперь вам необходимо её собрать.
Д.: собирают картинку.
П.: Что у вас получилось?
.
Рисунок – 10. Библиотека
Д.: картинка.
П.: кто изображен на картинке? Расскажите.
Д.: Рассказывают, что изображено на картинке
П.: Что мы можем делать в библиотеке?
Д.: Предлагают свои варианты.
П.: Молодцы ребята.
III. Закрепление.
3.1. П.: Расскажите, пожалуйста, кто из вас что-либо любит делать? (закрепление изученной темы)
Д.: Отвечают полными предложениям на вопрос о том, что любят делать.
П: Ребята, давайте повторим с вами правила, которое сегодня изучили.
3.2. Подведение итога занятия
П.: О чем мы сегодня с вами говорили?
Д.: О словах, которые обозначают действие. Познакомились с библиотеками нашего города.
П.: Какие задания выполняли?
Д.: Разгадывали загадки, играли, писали, слушали.
3.3. Оценка деятельности детей на занятии
П.: Все сегодня хорошо потрудились, были старательными, поэтому все молодцы! Занятие окончено.
3.5. Домашнее задание:
П.: составить рассказ про любимую библиотеку.
Данное занятие проводится с сопровождением презентации и демонстрируется детям на протяжении всего занятия. В результате чего обучающие знакомятся с новым материалом, отдыхают с помощью выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики.