Логопедическое занятие по теме Март- весенний месяц ( урок развития речи в 3 классе)
Логопедическое занятие по теме Март- весенний месяц ( урок развития речи в 3 классе)
Данное занятие направлено на обогощение словарного запаса, грамматического строя речи. Работа с картинками, составление простых предложений, пересказ сказки на основе картинного плана способствуют накоплению активного и пассивного словаря учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по теме Март- весенний месяц ( урок развития речи в 3 классе)»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Отрокская средняя общеобразовательная школа
Урок развития речи в 3 классе.
Тема: «Март – весенний месяц».
Тропина Ольга Сергеевна
учитель-логопед МКОУ Отрокская СОШ
с. Отрок, 2020г.
Цель: формирование связного устного высказывания с использованием
приставочных глаголов
Задачи:
формировать умения точно употреблять слова в речи на основе
наблюдений за изменениями в природе;
корректировать внимание, общую моторику детей;
развивать речь, эстетические и эмоциональные качества личности учащихся;
воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: картина И.И. Левитана «Март», карточки для проведения лексической игры, карточки для работы в парах по составлению текста.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока ( слайд 1)
Упражнение по развитию внимания:
- Повторите цепочку движений и слогов.
Учитель поднимает, разводит в стороны, вытягивает вперед, опускает руки, сопровождая свои действия произнесением слогов: ка – са – ма – на – та. Ученики должны повторить в точности действия и слоговую цепочку.
Введение в тему ( слайд 2)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
1. Беседа.
- О каком времени года стихотворение Федора Ивановича Тютчева?
- Какие весенние месяцы вы знаете? ( слайд 3)
- Посмотрите на репродукцию картины Исаака Ильича Левитана. Какое время года изобразил художник на картине? ( показ картины И.И. Левитана «Март») ( слайд 4)
- Как вы это определили? - Опиши цвет неба. - Каким снег стал с приходом весны? - Много ли снега еще лежит на дворе? - Где снег сильнее растаял? - Какой стала дорога? - Как, по-вашему, какой весенний месяц изобразил художник? Докажите.
2. Лексические упражнения ( слайд 5)
- Составьте предложения из слов снег - тает с разным значением в зависимости его изменения весной (снег тает, снег оттаял, снег растаял). Приложение 1
(Если дети затрудняются выполнить это задание можно показывать карточки с глаголами, дети, прочитав слово, подставляют глаголы к слову снег и объясняют, что глагол значит).
3. Отгадайте загадки:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? ( Весной.) ( слайд 7)
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. ( Сосулька) слайд 9
Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник.) слайд 11
4.Физминутка (бом-бом) слайд 12
Изучение нового материала.
Беседа на основе ранее приобретенных знаний.
- Что происходит с природой весной?
- Почему у людей улучшается весной настроение?
- Вспомните, почему весной природа оживает?
- Какие признаки говорят нам, что пришла весна? ( слайд 13)
2. Рассказ учителя.
Март
В синем небе над землей
Солнце борется с зимой.
Полной грудью солнце дышит,
С каждым днем все ярче, выше.
Мелодично льется с крыши:
«Кап-кап-кап»- сосулька. Слышишь?
Солнцу, видно, очень рад
Капельник, проказник март. ( слайд 14)
- Март – первый весенний месяц, его называют «утром весны». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо становится синим. Сугробы оседают, снег становится рыхлым, слышится капель.
Первый месяц весны – переменчивый. В марте бывают последние зимние метели, холодные ночи.
Пробуждаются звери и птицы. В конце марта прилетают грачи – вестники весны.
Потекли веселые бурные ручьи. Они протекали между не растаявшим снегом. Ребята очень любили пускать бумажные кораблики. Вот такие!
( Демонстрация бумажного кораблика) слайд 15
Однажды …
- А вот что было однажды, вы мне расскажите сами, составив из слов рассказ.
IV. Закрепление.
1.Составление повествовательного рассказа с использованием приставочных глаголов.
Работа в парах (приложение 2, приложение 2-1).
Раздаются каждой паре карточки со словами. Дети составляют рассказ, помещая карточки на столе в нужном порядке. ( слайд 16)
У каждой пары получается свой составленный рассказ о весне. Рассказы заслушиваются.
2. Пальчиковая гимнастика ( слайд 17)
Шаловливые сосульки(Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.) Сели на карниз.(Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)
Шаловливые сосульки(Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться. (Руками изображаем это действие)
Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.) Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели
И…растаяли!!! (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются.
3. Беседа о весенних забавах детей ( слайд 18)
- Нравится ли вам весна?
- В какие игры вы любите играть весной?
- Можно ли весной ходить на реку и пускать кораблики по воде? Почему?
- Как нужно одеваться, когда весной вы идете играть на улицу?
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
Выставление оценок.
Самооценка. Мишень настроения.
Приложение 1
Описание методики лексической игры.
1.Детям раздаются или демонстрируются карточки со схемой - планом предложения (с изображением предметов, условными обозначениями, и некоторыми исходными данными – вопросами или словами).
2. Рассмотрев схему – план учащиеся должны рассказать, что изображено на карточке, о чем должно говориться в предложении. Примечание: в данной игре стрелочка обозначает постановку глагола.
3. Составление предложения одним из учащихся.
4. Замена слов в составленном предложении.
5. Заслушивание получившихся предложений (желательно каждого ученика).
При работе могут быть составлены следующие предложения:
Весной в лесу тает снег. Весной в сонном лесу тает снег. Снег на проталинах совсем растаял. Снег у деревьев совсем растаял. Снег на бугорках совсем растаял. Оттаяли от снега поля. Оттаяли от снега луга. Оттаяли от снега отдохнувшие поля. И т.д.
Приложение 2
Описание методики работы в парах по составлению текста.
Алгоритм работы.
Прочитайте слова на карточках.
Обговорите значение данных слов.
Подумайте, с какими словами каждое слово может быть связано в предложении. Послушай мнение своего напарника.
Передвигая карточки, составьте возможные предложения. Обязательно обговаривайте варианты вместе с напарником, прислушивайтесь к мнению друг - друга.
Прочитайте все полученные предложения. Подумайте, получился ли у вас связный, понятный и красивый рассказ.
Договоритесь, кто из вас будет читать полученный рассказ.
Поблагодарите друг – друга за работу.
Возможные карточки и тексты:
Пришла весна. Снег стал быстро таять. Потекли шумные ручьи.
они пускали
Весной потекли веселые ручьи. Ребята вышли на улицу. Они пускали по ручью бумажные кораблики.