kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое занятие по теме Март- весенний месяц ( урок развития речи в 3 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направлено на обогощение словарного запаса, грамматического строя речи. Работа с картинками, составление простых предложений, пересказ сказки на основе картинного плана способствуют накоплению активного и пассивного словаря учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по теме Март- весенний месяц ( урок развития речи в 3 классе)»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Отрокская средняя общеобразовательная школа







Урок развития речи в 3 классе.

Тема: «Март – весенний месяц».



Тропина Ольга Сергеевна

учитель-логопед МКОУ Отрокская СОШ








с. Отрок, 2020г.


Цель: формирование связного устного высказывания с использованием

приставочных глаголов

Задачи:

  • формировать умения точно употреблять слова в речи на основе

наблюдений за изменениями в природе;

  • корректировать внимание, общую моторику детей;

  • развивать речь, эстетические и эмоциональные качества личности учащихся;

  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе.


Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: картина И.И. Левитана «Март», карточки для проведения лексической игры, карточки для работы в парах по составлению текста.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

    1. Сообщение темы и целей урока ( слайд 1)

    2. Упражнение по развитию внимания:

- Повторите цепочку движений и слогов.

Учитель поднимает, разводит в стороны, вытягивает вперед, опускает руки, сопровождая свои действия произнесением слогов: ка – са – ма – на – та. Ученики должны повторить в точности действия и слоговую цепочку.

  1. Введение в тему ( слайд 2)

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

1. Беседа.

- О каком времени года стихотворение Федора Ивановича Тютчева?

- Какие весенние месяцы вы знаете? ( слайд 3)

- Посмотрите на репродукцию картины Исаака Ильича Левитана. Какое время года изобразил художник на картине? ( показ картины И.И. Левитана «Март») ( слайд 4)

- Как вы это определили?
- Опиши цвет неба.
- Каким снег стал с приходом весны?
- Много ли снега еще лежит на дворе?
- Где снег сильнее растаял?
- Какой стала дорога?
- Как, по-вашему, какой весенний месяц изобразил художник? Докажите.

2. Лексические упражнения ( слайд 5)

- Составьте предложения из слов снег - тает с разным значением в зависимости его изменения весной (снег тает, снег оттаял, снег растаял). Приложение 1

(Если дети затрудняются выполнить это задание можно показывать карточки с глаголами, дети, прочитав слово, подставляют глаголы к слову снег и объясняют, что глагол значит).

3. Отгадайте загадки:

  • Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? ( Весной.) ( слайд 7)

  • Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. ( Сосулька) слайд 9

  • Первым вылез из земли

  • На проталинке.

  • Он мороза не боится,

  • Хоть и маленький. (Подснежник.) слайд 11

4.Физминутка (бом-бом) слайд 12

  1. Изучение нового материала.

  1. Беседа на основе ранее приобретенных знаний.

- Что происходит с природой весной?

- Почему у людей улучшается весной настроение?

- Вспомните, почему весной природа оживает?

- Какие признаки говорят нам, что пришла весна? ( слайд 13)

2. Рассказ учителя.

Март

В синем небе над землей

Солнце борется с зимой.

Полной грудью солнце дышит,

С каждым днем все ярче, выше.

Мелодично льется с крыши:

«Кап-кап-кап»- сосулька. Слышишь?

Солнцу, видно, очень рад

Капельник, проказник март. ( слайд 14)

- Март – первый весенний месяц, его называют «утром весны». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо становится синим. Сугробы оседают, снег становится рыхлым, слышится капель.

Первый месяц весны – переменчивый. В марте бывают последние зимние метели, холодные ночи.

Пробуждаются звери и птицы. В конце марта прилетают грачи – вестники весны.

Потекли веселые бурные ручьи. Они протекали между не растаявшим снегом. Ребята очень любили пускать бумажные кораблики. Вот такие!

( Демонстрация бумажного кораблика) слайд 15

Однажды …

- А вот что было однажды, вы мне расскажите сами, составив из слов рассказ.

IV. Закрепление.

1.Составление повествовательного рассказа с использованием приставочных глаголов.

Работа в парах (приложение 2, приложение 2-1).

Раздаются каждой паре карточки со словами. Дети составляют рассказ, помещая карточки на столе в нужном порядке. ( слайд 16)


У каждой пары получается свой составленный рассказ о весне. Рассказы заслушиваются.

2. Пальчиковая гимнастика ( слайд 17)


Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.)
Сели на карниз.     (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)

Шаловливые сосульки     (Подъем и опускание плеч)

Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)

Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)

Стали каплями кидаться.   (Руками изображаем это действие)

Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,     (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.

И на солнышке звенели

И…растаяли!!! (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются.


3. Беседа о весенних забавах детей ( слайд 18)

- Нравится ли вам весна?

- В какие игры вы любите играть весной?

- Можно ли весной ходить на реку и пускать кораблики по воде? Почему?

- Как нужно одеваться, когда весной вы идете играть на улицу?

4. Лексическое упражнение «Скажи наоборот» ( слайд 19)

  • Погода солнечная – погода какая?

  • Весна ранняя – весна …?

  • Весна нежданная – весна ….?

  • Ручей мелкий – ручей… ?

  • Зимой снег чистый, а весной он…?

  • Зимой дни холодные, а  весной дни…?

  • Зимой солнце тусклое, а весной солнце…?


5. Разгадывание ребусов. (Приложение 3)слайд 20

6. Физминутка. слайд 21

Дует теплый южный ветер, -(держат ладони рук перед лицом и легко

машут ими, как будто стало жарко)

Солнышко все ярче светит, -(поднимают руки вверх, задирают головы)

Снег худеет, мякнет, тает, -(прижимают опущенные руки к телу,

сгибают колени, приседают)

Грач горластый прилетает. -(быстро встают, машут руками)

7. Пересказ рассказа по картинному плану. (Приложение 4) слайд 22

- Зимой зайчик слепил из снега снеговика. Вместо глаз – угольки, вместо носа – морковка. Руки сделал из веточек.

Хороший снеговик получился. Каждый день зайчик прибегал к снеговику.

Наступила весна. Стал снеговик таять.

Очень расстроился зайчик, и не заметил, как съел нос снеговика. Поел, и настроение у него стало хорошее. Ведь весна наступила!

- А сейчас по картинкам перескажите рассказ.

Заслушиваются несколько учеников. Учитель одобряет детей, помогает точно пересказывать. Другие ученики могут добавлять или поправлять пересказ.

  1. Итог урока. Слайд 23

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что о весне вы узнали сегодня на уроке?

- Кто может рассказать о том, как правильно вести себя в лесу весной?

Домашнее задание: выучить стихотворение «Весной» по картинкам. (Приложение 5) слайд 24

V. Рефлексия. ( слайд 25)

- Понравился ли вам наш урок?

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

Выставление оценок.

Самооценка. Мишень настроения.













Приложение 1

Описание методики лексической игры.

1.Детям раздаются или демонстрируются карточки со схемой - планом предложения (с изображением предметов, условными обозначениями, и некоторыми исходными данными – вопросами или словами).

2. Рассмотрев схему – план учащиеся должны рассказать, что изображено на карточке, о чем должно говориться в предложении. Примечание: в данной игре стрелочка обозначает постановку глагола.

3. Составление предложения одним из учащихся.

4. Замена слов в составленном предложении.

5. Заслушивание получившихся предложений (желательно каждого ученика).

При работе могут быть составлены следующие предложения:

Весной в лесу тает снег. Весной в сонном лесу тает снег. Снег на проталинах совсем растаял. Снег у деревьев совсем растаял. Снег на бугорках совсем растаял. Оттаяли от снега поля. Оттаяли от снега луга. Оттаяли от снега отдохнувшие поля. И т.д.



Приложение 2

Описание методики работы в парах по составлению текста.

Алгоритм работы.

  1. Прочитайте слова на карточках.

  2. Обговорите значение данных слов.

  3. Подумайте, с какими словами каждое слово может быть связано в предложении. Послушай мнение своего напарника.

  4. Передвигая карточки, составьте возможные предложения. Обязательно обговаривайте варианты вместе с напарником, прислушивайтесь к мнению друг - друга.

  5. Прочитайте все полученные предложения. Подумайте, получился ли у вас связный, понятный и красивый рассказ.

  6. Договоритесь, кто из вас будет читать полученный рассказ.

  7. Поблагодарите друг – друга за работу.


Возможные карточки и тексты:



Пришла весна. Снег стал быстро таять. Потекли шумные ручьи.



они пускали

Весной потекли веселые ручьи. Ребята вышли на улицу. Они пускали по ручью бумажные кораблики.



Приложение 3


















Приложение 4






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедическое занятие по теме Март- весенний месяц ( урок развития речи в 3 классе)

Автор: Тропина Ольга Сергеевна

Дата: 14.05.2020

Номер свидетельства: 549723

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства