Просмотр содержимого документа
«Логопедическое обследование фонетико-фонематических процессов и звукопроизношения»
Тема: Логопедическое обследование фонетико-фонематических процессов и звукопроизношения
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
- формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать дыхание, голос.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, коробка- сюрприз, зеркала (по количеству детей).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Но знакомиться мы будем необычно. Мы поздороваемся, назовем имя соседа справа и передадим ему хорошее, солнечное настроение.
Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: «Здравствуй, Ваня! Здравствуй, Коля!» И т.д.
Затем садятся за столы.
2. Развитие общей моторики.
Солнце скрылось за домами,
«Солнышко» над головой.
Покидаем детский сад.
Шаги на месте.
Я рассказываю маме
Показывают на себя, потом на воображаемую маму.
Про себя и про ребят.
Показывают на себя, потом на других ребят.
Как мы хором песни пели,
Как играли в чехарду,
Что мы пили, что мы ели,
Что читали в детсаду.
Г. Ладонщиков
Далее движения по тексту.
3. Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Буду я друзей считать:
Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.
Ваня, Катя, Ангелина,
Вот Василий и Полина.
Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца.
Будем пальчики сгибать,
И опять начнем считать.
Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.
4. Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.
Солнышко проснулось,
Проводим поглаживание:
- от середины лба к вискам:
Лобика коснулось,
- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;
Лучиками провело,
- по мышцам щек от крыльев носа к вискам;
И погладило, и погладило.
Т. Куликовская
- от середины подбородка к ушам.
5. Развитие мимических мышц.
Задача детей - изобразить эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.
Логопед: Вам грустно утром, вы расстаетесь с мамой на целый день... Но тут к вам подошли друзья и рассказали веселую историю! А воспитатель пригласила играть с другими детьми и вы с радостью откликнулись на ее предложение.
6. Развитие артикуляционной моторики.
Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка» и «Качели».
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Обучение детей с ОНР нижнедиафрагмальному типу дыхания на начальном этапе проводится индивидуально. Затем, когда дети выработают навык нижнедиафрагмального дыхания, упражнения на его автоматизацию можно включать в групповые занятия. Поэтому рекомендуется в первый период обучения включить во фронтальные занятия упражнения на развитие речевого дыхания и выработку целенаправленной воздушной струи.
Игра «Подуй, как ветерок». Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке.
8. Объявление темы занятия.
Логопед(показывает красивую коробочку): Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чем больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных инструментов звучит, и будем угадывать звуки, которые издают разные предметы вокруг.
9. Развитие слухового внимания.
Игра «Узнай инструмент». Логопед предлагает послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
Игра «Что шуршит, что звенит?». Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.
Затем ребята по одному выходят к доске и выполняют различные действия (шуршат бумагой, стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.
Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами.) Уши - это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
Игра «Кто голос подает?». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных.
10. Итог занятия.
Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки.) Голоса каких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно, чтобы слышать?