kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическая работа при ринолалии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального занятия по коррекции речевых нарушений при ринолалии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа при ринолалии»

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции речевых нарушений у детей с ринолалией. 

Тема: Звук “С”.

Цели: Коррекционные: Автоматизация звука “С” в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Активизация мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки. Развитие фонематического слуха и восприятия. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова “САД” и развитие валентностей слов. Развитие функции словоизменения. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль. Воспитательные: Знакомство с трудом людей и воспитание уважения к нему. Воспитание любви к родной природе.

Ход занятия: Прослушивание образца правильной речи. (два раза). Соня любила гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины. Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть на садовой скамейке около пестрой клумбы.

Какой звук встречается в тексте чаще других? Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком “С” слышите.

Сегодня мы вместе с Соней побываем в саду, посмотрим, что в нем растет, поучимся работать в саду, но при этом будем постоянно следить за правильным произнесением звука “С”.

Общее расслабление:

Приготовьтесь, мы деревья.
Руки вверх мы поднимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Тихо ветками качаем.
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Исчезает напряженье,

Снова руки поднимаем,
Снова ветками качаем.
И опять немного лени
Руки снова на колени
Наступает расслабленье
И становится понятно,
Расслабление приятно.

(Дети выполняют соответствующие действия под счет).

Развитие мелкой моторики:

Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки. 
         (Пальцы поднимаются вверх, ладони сомкнуты, пальцы слегка округлены. Пальцы рук разводятся.)
Всем лепесткам красоту и питанье 
         (Пальцы рук ритмично покачиваются)
Дружно дают под землей корешки.
         (Ладони опускаются вниз, прижимаются друг к другу тыльной стороной, пальцы разводятся и ритмично двигаются)

Массаж лица и шеи:

Дождь по веткам застучал,
На лицо он к нам попал.
Капли убери со лба,
Хоть и теплая вода.
На веселые глаза
Дождик брызнул, как слеза,
Плакать не хотят глаза.
Уходи домой, слеза!


По щекам бегут ручьи.
Ты ладошкой их сотри.
Все дождинки убираем.
Хитрый дождик, прекрати,
Губы нам не щекоти,
Пальцем губку разминай,
Все дождинки вытирай.
Шею дождик намочил,
Как бы нас не простудил.

(Все движения выполняются по направлению к вискам под счет).

Развитие подвижности губ:

Осмотрелась и устала,
Вмиг вертеться перестала,
Тихо села на пенек,
До чего хорош денек.
(Улыбнулась солнышку).

(Движения повторяются перед зеркалом несколько раз и удерживаются под счет1–2–3).

Активизация мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки:

Стала Сонечка зевать
Скоро Соне отдыхать: Выдох-пффф-- пауза; возврат дыхания—пффф—пауза; возврат дыхания (губы сомкнуты, челюсти размыкаются – форма зевка)—выдох-пффф—пауза; возврат дыхания + форма “зевка”--выдох-пффф—пауза; возврат дыхания—расслабление брюшного пресса.

Артикуляционная гимнастика:

Солнце светит высоко,
А в саду совсем тепло.

Показать, как высовывают язык животные, когда им жарко: рот широко открыт, удерживание языка на нижней губе под счет (1–5); удерживание языка за нижними зубами под счет; губы в улыбке, зубы сближены; выдох на кончик языка (контроль) С–С–С–С. Все упражнения выполняются 3 раза перед зеркалом.

Акустико-артикуляционный образ звука: губы в улыбке; зубы сближены; кончик языка у основания нижних резцов; посередине языка идет узкая, холодная воздушная струя; голосовые складки не работают, голос не образуется.

Развитие речевого дыхания.

Бабочка, лети”. Цель: добиваться длительного непрерывного ротового выдоха.

Методические указания: игру проводят несколько раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более 10 секунд с паузами, так как продолжительное дутье может вызвать головокружение.

Подготовка к занятию: приготовить 10 бумажных окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 сантиметров и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 сантиметров друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Дети сидят на стульях. Логопед говорит: “Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать? (Дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?!” Логопед ставит возле каждой бабочки ребенка. Дети дуют на бабочек.

Чья птичка дальше улетит?”. Цель: добиваться от каждого ребенка длительного целенаправленного выдоха.

Методические указания: следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Подвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает логопед, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

Подготовка к занятию: вырезаются из тонкой яркой бумаги птички. На двух столах ставятся птички у самого края стола на расстоянии не менее 30 сантиметров друг от друга. Вызываются четверо детей, каждый садится напротив птички. По сигналу “Птички полетели” дети дуют на фигурку, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Одуванчики летят”. Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют на поляне или на участке, или на улице, воспитатель просит каждого сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на свой одуванчик.

Методические указания: дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с трех, четырех раз.

Развитие фонематического восприятия

Запомни и повтори”. Цель: воспроизводить слоговой ряд, менять ударение.

Логопед четко, не торопясь, произносит слоговой ряд, делая первый раз ударение на первом слоге: па-па-па. Дети по очереди (3–4 человека) повторяют его. Второй раз логопед делает ударение на втором слоге: па-па-па. Дети снова повторяют. Последний раз при произнесении ударение делается на третьем слоге: па-па-па.

Какой звук пропал?” Цель: отрабатывать фонематический слух.

Логопед предлагает детям прослушать двустишия, найти нужный звук и вставить в нужном месте.
Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама … осы (косы).
Землю роет старый к…от (крот)
Под землёю он живет.
Мама кукле шар… (шарф) вязала,
Ее дочурка помогала.
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли …ушки (пушки).

Найди ошибку и скажи правильно”. Цель: развивать остроту фонематического слуха.

Логопед проговаривает детям двустишия, в которых допущена ошибка, дети внимательно слушают, находят ошибку и говорят слово правильно.

Писем мы не написали
Тучку (ручку) целый день искали.
Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки (шишки).
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки
У нее сломались банки (санки).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедическая работа при ринолалии

Автор: Наталия Алексеевна Рыжова

Дата: 17.03.2023

Номер свидетельства: 627693

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда "
    ["seo_title"] => string(76) "ispol-zovaniie-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-v-rabotie-uchitielia-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "123384"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414486791"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Консультация для родителей "Логопедический массаж. 9 игровых приёмов""
    ["seo_title"] => string(72) "konsultatsiia_dlia_roditelei_logopedicheskii_massazh_9_igrovykh_priiomov"
    ["file_id"] => string(6) "623528"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1674122678"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Понятие о фонематическом слухе и его формировании. "
    ["seo_title"] => string(58) "poniatiie-o-foniematichieskom-slukhie-i-iegho-formirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "107632"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403358890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства