Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие на тему "Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Звуки С и З".»
Тема: Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Звуки С и З.
Цель: Научить различать акустико-артикуляторные звуки [c] и [з] на слух и буквы «с» и «з» на письме.
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Си З в слогах, словах и предложениях;
соотносить звуки С и З с буквами;
совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков Си З;
совершенствовать навыки звуко -буквенного и слогового анализа и синтеза;
активизировать словарь по теме «Зоопарк»;
обогащать словарный запас учеников путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
упражнять учеников в составлении предложений с использованием звуков Си З;
совершенствование умения определять количество слов в предложении;
закрепление умения согласовывать имя существительное с числительным.
Коррекционно-развивающие:
развивать артикуляционную моторику;
развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
способствовать развитию координации речи с движением;
способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
Оборудование:
карточки с заданиями, видео презентация к уроку, проектор, мультимедийная или интерактивная доска, мяч, слоговые таблицы В.В Квач - «Слоговички», «Звуковая мозайка», ноутбуки (мобильный кабинет информатики).
Ход занятия.
I Организационный момент.
(На доске с помощью «Слоговичка» зашифрована дата)
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас сегодня на логопедическом занятии.
Посмотрите, на доске зашифрованы два слова. Расшифруйте их при помощи «Слоговичка». Приложение 1.
Что у вас получилось?
Ученики: Сегодняшнее число.
Учитель-логопед: Правильно. (В каждом из слов определяется количество гласных звуков, слогов, способ смягчения согласных звуков).
II Основная часть.
Задание №1. Отгадывание загадок, выделение первого звука в словах-отгадках.
Логопед: Я приготовила для вас загадки. Если вы их отгадаете, то сможете назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на уроке. Послушайте первую загадку: (Презентация, стр. №2)
Жил я посреди двора, где играет детвора, Но от солнечных лучей превратился я в ручей.
Ученики: Снег.
Логопед: Правильно. С какого звука начинается слово снег? Давайте «посвистим» этот звук с-с-с-с-с-с.
Логопед: послушайте вторую загадку: (Презентация, стр. №3)
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся?... (Зайка)
Логопед: Правильно. С какого звука начинается слово зайка? Давайте «позвеним» этот звук з-з-з-з-з-з.
Логопед: Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Ученики: О звуках с и з.
Логопед: Молодцы. Мы сегодня с вами будем сравнивать звуки с и з.
Давайте дадим характеристику этим звукам.
Чем похожи эти звуки? (Согласные, бывают твёрдыми и мягкими).
Чем отличаются? (звук с глухой, а звук з звонкий).
Где находится язык при произнесении этих звуков? Как работают голосовые связки?
Какими буквами обозначаются эти звуки? Посмотрите на них.
Давайте придумаем им обозначения, чтобы различать. Приложение №3
Задание №2. Дифференциация С и З в слогах.
А теперь прочитайте слоги, только будьте внимательны. Не перепутайте буквы С и З. (Презентация, стр. №5)
СА-СО-СЫ ЗЫ-ЗУ-ЗО
ЗУ-СА-СО СУ-ЗА-ЗЫ
АС-ОС-УС ЫС-АС-ОС
Задание №3. Ответы на вопросы по тексту.
Логопед: Ребята, а сейчас послушайте сказку.
Снег и Заяц.
Снег говорит зайцу: - Что-то у меня голова заболела. - Наверное, ты таешь, оттого у тебя и голова заболела, - ответил заяц. Сел на пенек и горько заплакал: - Жалко, жалко мне тебя, снег. От лисицы, от волка, от охотника я в тебя зарывался, прятался. Как теперь жить буду? Любая ворона, любая сова меня увидит. Заклюет. Пойду к хозяину леса, попрошу его. Пусть он тебя, снег, сохранит для меня. А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает. Ручьями бежит с гор. Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал: - С солнцем спорить не берусь. Снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на серенькую, будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы. Никто тебя не заметит. Обрадовался заяц. С тех пор он всегда меняет зимнюю белую шубу на летнюю серую.
Логопед: Ответьте на вопросы:
Про кого эта сказка?
Почему заяц расстроился?
У кого просил помощи заяц?
Чем помог зайцу хозяин леса?
Логопед: Скажите, ребята, где мы можем увидеть зайца?
Ученики: В лесу.
Логопед: Где ещё можно посмотреть на живого зайчика?
Ученики: В зоопарке.
Логопед: Правильно. Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк.
Пальчиковая гимнастика «Зоопарк».
В зоопарк пойдем скорей. Много разных там зверей.
И колючие ежи,
И клыкастые моржи,
И огромные слоны,
Уж невиданной длины,
Зайцы трусливые,
Птицы красивые,
Даже крокодилы есть :. Впрочем, всех не перечесть!
("пройти" по столу указательным и средним пальцем обеих рук).
(растопырить пальцы как иголки ежей),
(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а
все остальные пальцы зажать в кулачке),
(зажать в кулачки все пальцы, кроме средних - это хоботы),
(делать волнообразные движения правой рукой),
(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке),
(помахать кистями скрещенных рук)
(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев - это "крокодилова пасть").
Задание №4. «Что лишнее?». Дифференциация С и З в начале слов. Работа у доски.
(Презентация, стр. № 6,7)
Логопед: Посмотрите на картинки. Найдите лишние. А к оставшимся составьте слоговую схему. (Дети по одному выходят к доске).
Пример слоговых схем:
Сумка с________ слон с_____ солнце с________ …
Физкультминутка.Игра с мячом. (Презентация, стр. №7).
А) Логопед: Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы замените звук С в этом слове на звук З.
Логопед: А теперь проверьте себя. Если у вас получилась шахматная доска, то вы правильно расселили животных по клеткам. Они вам благодарны.
Шахматная доска вся в клеточку. Бывают животные в клеточку?
Ученики: Нет.
Логопед: А в полоску бывают?
Ученики: Бывают. Зебры, тигры…
Логопед: Правильно. Сейчас мы с вами посчитаем, сколько в нашем зоопарке полосатых зебр.
Задание №6. ДифференциацияЗ и С в словосочетаниях. Согласование имени существительного и имени прилагательного с числительным.
(Презентация, стр. №8)
Полосатая зебра
Задание № 7 Дифференциация С и З в предложении, составление схемы предложения.
Логопед: Придумайте предложение со словосочетанием «полосатая зебра».
(Лучшее предложение записывается на доске и в тетрадках.)
С какой буквы мы начнем записывать предложение?
Что поставим в конце?
Возьмите зеленую ручку и выделите заглавную букву и точку.
А теперь давайте начертим схему этого предложения.
Сколько слов в этом предложении?
(Дети чертят схему)
Пример схемы: _______ __________ ________ __ ________ .
Полосатая зебра живёт в зоопарке.
Задание №8. Звуковой анализ. Работа в тетрадках.
Давайте сделаем звуковой анализ слова зебра.
Возьмите цветные карандаши.
5 б., 5 зв., 3 согл, 2 гл, 2 слога.
Задание №9. Работа по карточкам. Слоговой анализ и синтез. (Презентация, стр. №10, 11). Приложение №2.
Логопед: Достаньте карточки из папочек. Посмотрите, на них нарисованы картинки, а под картинками пустые клетки. Вставьте в клетки первую букву в названии картинок, и вы узнаете, кто еще поселился в нашем зоопарке.
Логопед: Какие звуки из тех, что мы сегодня проходим, содержатся в названиях получившихся животных?
Задание №10. Задание на компьютере. (Мобильный кабинет информатики). Можно сделать это задание по карточкам (детям даются карточки-слоги вразброс, они из них составляют слова)
А теперь покажите мне, как вы умеете работать с компьютером. Составьте слова из слогов.
КА-СКАЛ-КА скакалка ЧИК-КУЗ-НЕ кузнечик
II Подведение итогов.
Молодцы, ребята. Мы с вами сегодня хорошо поработали. Вы показали, что многое умеете, помогли всем животным в зоопарке хорошо устроиться.
Что мы сегодня учились различать?
Вам понравилось занятие?
Что вам больше всего понравилось?
Нарисуйте своё настроение.
Мне было приятно с вами работать. Буду ждать новой встречи. Урок окончен. До свидания.