kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Звуки С и З".

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков С и З в слогах, словах и предложениях;
  • соотносить звуки С и З с буквами;
  • совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков С и З;
  • совершенствовать навыки звуко -буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • активизировать словарь по теме «Зоопарк»;
  • обогащать словарный запас учеников путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
  • упражнять учеников в составлении предложений с использованием звуков С и З;
  • совершенствование умения определять количество слов в предложении;
  • закрепление умения согласовывать имя существительное с числительным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие на тему "Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Звуки С и З".»

Тема: Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Звуки С и З.


Цель: Научить различать акустико-артикуляторные звуки [c] и [з] на слух и буквы «с» и «з» на письме.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков С и З в слогах, словах и предложениях;

  • соотносить звуки С и З с буквами;

  • совершенствовать навыки сравнительной характеристики звуков С и З;

  • совершенствовать навыки звуко -буквенного и слогового анализа и синтеза;

  • активизировать словарь по теме «Зоопарк»;

  • обогащать словарный запас учеников путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;

  • упражнять учеников в составлении предложений с использованием звуков С и З;

  • совершенствование умения определять количество слов в предложении;

  • закрепление умения согласовывать имя существительное с числительным.

  1. Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику;

  • развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;

  • способствовать развитию координации речи с движением;

  • способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

Оборудование:

  • карточки с заданиями, видео презентация к уроку, проектор, мультимедийная или интерактивная доска, мяч, слоговые таблицы В.В Квач - «Слоговички», «Звуковая мозайка», ноутбуки (мобильный кабинет информатики).







Ход занятия.



I Организационный момент.

(На доске с помощью «Слоговичка» зашифрована дата)

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас сегодня на логопедическом занятии.

Посмотрите, на доске зашифрованы два слова. Расшифруйте их при помощи «Слоговичка». Приложение 1.

Что у вас получилось?

Ученики: Сегодняшнее число.

Учитель-логопед: Правильно. (В каждом из слов определяется количество гласных звуков, слогов, способ смягчения согласных звуков).



II Основная часть.



Задание №1. Отгадывание загадок, выделение первого звука в словах-отгадках.

Логопед: Я приготовила для вас загадки. Если вы их отгадаете, то сможете назвать звуки, с которыми мы будем работать сегодня на уроке. Послушайте первую загадку: (Презентация, стр. №2)

Жил я посреди двора, где играет детвора, 
Но от солнечных лучей превратился я в ручей.

Ученики: Снег.

Логопед: Правильно. С какого звука начинается слово снег? Давайте «посвистим» этот звук с-с-с-с-с-с.





Логопед: послушайте вторую загадку: (Презентация, стр. №3)

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги…

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся?... (Зайка)



Логопед: Правильно. С какого звука начинается слово зайка? Давайте «позвеним» этот звук з-з-з-з-з-з.

Логопед: Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Ученики: О звуках с и з.

Логопед: Молодцы. Мы сегодня с вами будем сравнивать звуки с и з.

Давайте дадим характеристику этим звукам.

Чем похожи эти звуки? (Согласные, бывают твёрдыми и мягкими).

Чем отличаются? (звук с глухой, а звук з звонкий).

Где находится язык при произнесении этих звуков? Как работают голосовые связки?

Какими буквами обозначаются эти звуки? Посмотрите на них.

Давайте придумаем им обозначения, чтобы различать. Приложение №3

Задание №2. Дифференциация С и З в слогах.

А теперь прочитайте слоги, только будьте внимательны. Не перепутайте буквы С и З. (Презентация, стр. №5)

СА-СО-СЫ ЗЫ-ЗУ-ЗО

ЗУ-СА-СО СУ-ЗА-ЗЫ

АС-ОС-УС ЫС-АС-ОС



Задание №3. Ответы на вопросы по тексту.

Логопед: Ребята, а сейчас послушайте сказку.





Снег и Заяц.

Снег говорит зайцу: 
- Что-то у меня голова заболела. 
- Наверное, ты таешь, оттого у тебя и голова заболела, - ответил заяц. Сел на пенек и горько заплакал: 
- Жалко, жалко мне тебя, снег. От лисицы, от волка, от охотника я в тебя зарывался, прятался. Как теперь жить буду? Любая ворона, любая сова меня увидит. Заклюет. Пойду к хозяину леса, попрошу его. Пусть он тебя, снег, сохранит для меня. 
А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает. Ручьями бежит с гор. 
Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал: 
- С солнцем спорить не берусь. Снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на серенькую, будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы. Никто тебя не заметит. 
Обрадовался заяц. 
С тех пор он всегда меняет зимнюю белую шубу на летнюю серую.

Логопед: Ответьте на вопросы:

  • Про кого эта сказка?

  • Почему заяц расстроился?

  • У кого просил помощи заяц?

  • Чем помог зайцу хозяин леса?

Логопед: Скажите, ребята, где мы можем увидеть зайца?

Ученики: В лесу.

Логопед: Где ещё можно посмотреть на живого зайчика?

Ученики: В зоопарке.

Логопед: Правильно. Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк.


Пальчиковая гимнастика «Зоопарк».

В зоопарк пойдем скорей.
Много разных там зверей.


И колючие ежи,

И клыкастые моржи,



И огромные слоны,



Уж невиданной длины,


Зайцы трусливые,



Птицы красивые,


Даже крокодилы есть :.
Впрочем, всех не перечесть!

("пройти" по столу указательным и средним пальцем обеих рук).

(растопырить пальцы как иголки ежей),


(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а

все остальные пальцы зажать в кулачке),


(зажать в кулачки все пальцы, кроме средних - это хоботы),

(делать волнообразные движения правой рукой),


(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке),


(помахать кистями скрещенных рук)


(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев - это "крокодилова пасть").



Задание №4. «Что лишнее?». Дифференциация С и З в начале слов. Работа у доски.

(Презентация, стр. № 6,7)

Логопед: Посмотрите на картинки. Найдите лишние. А к оставшимся составьте слоговую схему. (Дети по одному выходят к доске).

Пример слоговых схем:



Сумка с________ слон с_____ солнце с________

Физкультминутка. Игра с мячом. (Презентация, стр. №7).

















А) Логопед: Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы замените звук С в этом слове на звук З.

Слова: суп-зуб, сайка-зайка, лиса-Лиза, коса-коза, Сима-зима, росы-розы, соя-Зоя.



Б) Логопед: Я начну слово, а вы закончите слогом са или за.

Слова: поло…, мимо…, колба…, колё…, берё…, его… .



Задание №5. Звуковая мозайка. Дифференциация С и З.

Логопед: Ребята. Посмотрите. У вас пустые клетки. В нашем зоопарке звери потерялись и не знают, какие им клетки занять. Давайте поможем им.





















Если в названии животного есть звук С или Сь, кладём черный квадрат, если звук З или Зь, кладем желтый квадрат с колокольчиком.

Слова: зебра, лиса, змея, слон, песец, заяц, косуля, обезьяна, дикобразы, барсук, бизон, рысь, носорог, газель, сурок, шимпанзе.

(Получится шахматный узор).

Логопед: А теперь проверьте себя. Если у вас получилась шахматная доска, то вы правильно расселили животных по клеткам. Они вам благодарны.

Шахматная доска вся в клеточку. Бывают животные в клеточку?

Ученики: Нет.

Логопед: А в полоску бывают?

Ученики: Бывают. Зебры, тигры…

Логопед: Правильно. Сейчас мы с вами посчитаем, сколько в нашем зоопарке полосатых зебр.



Задание №6. Дифференциация З и С в словосочетаниях. Согласование имени существительного и имени прилагательного с числительным.

(Презентация, стр. №8)

Полосатая зебра



Задание № 7 Дифференциация С и З в предложении, составление схемы предложения.

Логопед: Придумайте предложение со словосочетанием «полосатая зебра».

(Лучшее предложение записывается на доске и в тетрадках.)

С какой буквы мы начнем записывать предложение?

Что поставим в конце?

Возьмите зеленую ручку и выделите заглавную букву и точку.

А теперь давайте начертим схему этого предложения.

Сколько слов в этом предложении?

(Дети чертят схему)

Пример схемы: _______ __________ ________ __ ________ .

Полосатая зебра живёт в зоопарке.


Задание №8. Звуковой анализ. Работа в тетрадках.

Давайте сделаем звуковой анализ слова зебра.

Возьмите цветные карандаши.







5 б., 5 зв., 3 согл, 2 гл, 2 слога.







Задание №9. Работа по карточкам. Слоговой анализ и синтез. (Презентация, стр. №10, 11). Приложение №2.

Логопед: Достаньте карточки из папочек. Посмотрите, на них нарисованы картинки, а под картинками пустые клетки. Вставьте в клетки первую букву в названии картинок, и вы узнаете, кто еще поселился в нашем зоопарке.


























Логопед: Какие звуки из тех, что мы сегодня проходим, содержатся в названиях получившихся животных?

Задание №10. Задание на компьютере. (Мобильный кабинет информатики). Можно сделать это задание по карточкам (детям даются карточки-слоги вразброс, они из них составляют слова)

А теперь покажите мне, как вы умеете работать с компьютером. Составьте слова из слогов.

КА-СКАЛ-КА скакалка ЧИК-КУЗ-НЕ кузнечик





II Подведение итогов.

Молодцы, ребята. Мы с вами сегодня хорошо поработали. Вы показали, что многое умеете, помогли всем животным в зоопарке хорошо устроиться.

Что мы сегодня учились различать?

Вам понравилось занятие?

Что вам больше всего понравилось?

Нарисуйте своё настроение.

Мне было приятно с вами работать. Буду ждать новой встречи. Урок окончен. До свидания.













































Презентация к уроку:































Приложение №1.

Сло – го – ви – чок




ПРИЛОЖЕНИЕ 2




















































Приложение №3














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гапак Ольга Николаевна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289526


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства