Логопедическое занятие в средней группе детей с ТНР Тема «Дифференциации звуков С-З»
логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск
ЦЕЛИ: Развивать коммуникативные способности детей.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Автоматизировать звуки С и З в словах, предложениях и связной речи.
Воспитание любви к народному творчеству.
МАТЕРИАЛЫ: Маски героев сказки, два дома, забор, коса, символы для пересказа рассказа.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Ведущий, лиса, заяц, первая собака, вторая собака, медведь, петух.
Картина 1.
На сцене две избушки. Из окна лубяной выглядывает заяц, из окна ледяной – лиса. Между дворами забор с калиткой.
ВЕДУЩИЙ: У лесочка на опушке
В лубяной своей избушке
Мирно Заяц жил Косой
Рядом с рыжею Лисой.
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться –
Дом построить лубяной,
А вселилась в ледяной.
Лисица готовит себе еду. Заяц занимается по книжке.
ВЕДУЩИЙ. Вот весною лёд растаял,
Ледяной избы не стало…
Стала хитрая Лисица
К Заюшке во двор проситься.
Лисица подходит к калитке, стучится.
ЛИСИЦА:
Зайка, Заинька-дружок,
Пусти меня хоть на часок!
Без избушки сыро, плохо,
Шубка вся моя намокла.
ЗАЯЦ:
Нет, тебя я не пущу.
Видишь, звуки я учу.
С и З – важные звуки.
Ох, труднее нет науки.
Если будешь их учить,
То пущу тебя пожить.
ВЕДУЩИЙ:
Попросил Заяц Лису
Повторить, что произнесу:
Са-са-са, бежит рыжая лиса,
Су-су-су, позову я лису,
Сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы.
Се-се-се, помогите вы лисе.
ЛИСА:
Ой, ребятки, помогите,
Вы со мной произнесите.
ВЕДУЩИЙ:
Заяц, доброе сердечко,
Рыжую пустил на печку.
Стали вместе проживать
Да словечки называть.
Заяц с З, а с С – Лиса.
Помогите им, друзья.
Дети делятся на команды: одна – Зайцы, вторая – Лисицы. Дети придумывают слова со звуками С и З.
ВЕДУЩИЙ:
День-другой прошёл.
Лисица вдруг затеяла браниться.
Лиса:
Не желаю жить с тобой!
Убирайся вон, Косой!
Лиса бросает Зайцу узелок с вещами. Заяц выходит из дома, садится поодаль и плачет.
ВЕДУЩИЙ.
И Зайчишку прогнала,
Узелок лишь отдала.
Сел Зайчишка на опушке
И, прижав от страха ушки,
Начал горько-горько плакать…
Появляются две собаки, подходят к Зайцу.
Подошли к нему собаки.
ПЕРВАЯ СОБАКА: Тяф, тяф, тяф, о чём ты плачешь?
Почему, дружок, не скачешь?
ВТОРАЯ СОБАКА: Расскажи нам, сделай милость,
Что с тобою приключилось?
ЗАЯЦ: Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А Лисица – в ледяной.
Как растаял лёд весной,
Жить она ко мне пришла
Да меня же прогнала.
Помогите мне, друзья,
А не то – погибну я!
СОБАКИ:
Полно! Слёз не лей ты море!
Твоему поможем горю.
Но и ты нам помоги:
В словах звуки С на З смени!
ВЕДУЩИЙ:
Зайка сразу растерялся.
А потом и испугался.
Ну-ка, дети, помогите:
Звуки С на З смените.
Дети преобразовывают слова:
Зайка- Сайка, ЛиЗа – лиСа, коЗа – коСа,
роЗа – роСа, Захар – сахар, Зоя – соя, поЗади – поСади, Зуб – Суп, буЗина – буСина.
СОБАКИ:
Тяф, тяф, тяф! А ну, Лиса,
Убирайся вон в леса!
ВЕДУЩИЙ:
А Лисица им с печи
Громким голосом кричит:
ЛИСА:
Вот как выскочу сейчас,
Вот как выпрыгну на вас.
Если не хотите драки,
Убирайтесь вон, собаки!
Собаки испуганно тявкают и убегают.
ВЕДУЩИЙ:
Тут собаки хвост поджали
И с испугу убежали.
Заяц опять начинает плакать. К нему вразвалочку приближается Медведь.
Снова Заяц громко плачет,
По пригорочкам не скачет.
Подошёл к нему Медведь.
МЕДВЕДЬ (добродушно)
Полно, Заинька реветь!
Ты ответь мне, сделай милость,
Что за горе приключилось?
ЗАЯЦ:
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке.
А Лисица – в ледяной.
Как растаял лёд весной,
Жить ко мне она пришла,
Да меня и прогнала.
МЕДВЕДЬ:
Не горюй, дружок! Лису
Я заставлю жить в лесу.
Но и ты мне помоги:
Слова в предложенья собери.
ВЕДУЩИЙ:
Ну-ка, братцы-ребятишки,
Помогите вы Зайчишке.
Дети исправляют деформированные предложения.
- Зоя, есть, суп, свежий. (Зоя ест свежий суп.)
- Куклы у глаза синие. (У куклы синие глаза.)
- Вася песок, возить грузовик в синий (Вася возит песок в синем грузовике.)
- Зима снег засыпать всё. (Зимой всё засыпано снегом.)
- Света Зина и заколки купить синие (Света и Зина купили синие заколки.)
Медведь подходит к избушке, ревёт.
МЕДВЕДЬ:
Ну-ка, рыжая Лиса,
Вон иди в свои леса!
ВЕДУЩИЙ:
А Лиса ему с печи
Громким голосом кричит.
ЛИСА:
Вот как выскочу сейчас,
Искры полетят из глаз!
Убирайся сам, Медведь!
На меня не смей реветь!
Медведь сердито машет лапой и уходит.
Картина 2.
Появляется Петух с косой. Подходит к плачущему Зайцу.
ВЕДУЩИЙ:
Вот идёт Петух с косой.
ПЕТУХ: Плачешь ты о чём, Косой?
ЗАЯЦ:
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А Лисица – в ледяной.
Как растаял лёд весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
ПЕТУХ:
Не горюй, приятель! Вскоре
Твоему поможем горю!
Вот рассказ мы перескажем,
И Лисе кулак покажем.
ВЕДУЩИЙ:
Вы, ребятки, помогите
И рассказ перескажите.
Дети пересказывают рассказ с опорой на символы.
Вот зимний лес. Берёзы и осины засыпаны снегом. Зимой в лесу зеленеют только сосны и ели. Везде сугробы. Под кустом сидит зайка. Он спрятался от лисы. Лиса совсем рядом, но не замечает белого зайку на белом снегу.
ВЕДУЩИЙ:
Подошёл петух к избушке,
Что стояла на опушке.
Подошёл… Пошла потеха!
Стало рыжей не до смеха…
ПЕТУХ:
Ку-ка-реку! Вон, Лиса!
Уходи к себе в леса!
Вот возьму косу на плечи…
Я иду Лису посечи!
ЛИСА (испуганно)
Что ты, Петя, не спеши!
Мне одеться разреши!
ПЕТУХ:
Ку-ку-реку! Вон, Лиса!
Уходи к себе в леса!
Вот возьму косу на плечи…
Я Лису иду посечи!
Лиса стремительно убегает.
ВЕДУЩИЙ:
Ох и струсила Лиса…
Прыг с печи – да и в леса
Припустила во весь дух:
Напугал её Петух.
С той поры Зайчишка с Петей
Лучшие друзья на свете.
На лесной живут опушке
В лубяной своей избушке.
И теперь из самовара
Чай горячий пьют на пару,
Сушки-пряники жуют,
Веселятся и поют…
Тут и сказочке конец, а кто слушал, молодец!