Логопедическое занятие в 3 классе.Тема: «Дифференциация звуков Ч и Щ»
Логопедическое занятие в 3 классе.Тема: «Дифференциация звуков Ч и Щ»
На занятии дети знакомятся со звуками [ч] и [щ] и их сравнительной характеристикой. Дифферинцируют звуки [ч] и [щ] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Закрепляют знания норм орфографии (ча-ща,чу-щу). Ученики формируют навыки словообразования при помощи суффиксов, навыки согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях.Развиватют зрительную память, внимание и восприятие.
1.Посмотрите на ряды слов и выделите лишнее слово.
Объясните ,почему оно лишнее.
-бельчонок, зайчонок, щенок (домашнее животное)
-зонтик, летчик, домик (одуш. предмет)
2.Знакомство с темой занятия.
Назовите «лишние» слова и определите парные шипящие согласные.
Слайд № 2 «Дифференциация звуков Ч – Щ.»
II Основная часть.
1.Произнесите звук Ч произнесите звук Щ
2.Сравнительная характеристика звуков.
Слайд № 3
Ч- согласный, глухой, только мягкий, состоит из 2х звуков (Т+Ш)
Щ- согласный, глухой, только мягкий, простой.
3.Сейчас мы поиграем в игру «Хлопки»
Если услышите звуки Ч или Щ- хлопайте.
Ч ш щ т ть к ц щ ш ч
В слогах- ча що та ач ща
В словах- чай цифра шить щит шутить
4.Дифференциация Ч – Щ в слогах.
Знакомство с героем занятия.
Живет в пещере чудовище
Хранит в лапищах сокровище
Охраняет свое жилище
Пробираться надо тише.
Слайд № 4 (пещера)
Мы отправимся в страшную и темную пещеру.
Здесь живет заколдованное чудовище.
Оно держит у себя в пещере много слов со звуками Ч и Щ
Мы должны освободить эти слова и расколдовать чудовище.
Посмотрите перед нами препятствие- дремучий лес.
Слайд № 5 (дремучий лес)
Пробираться через лес будем двумя группами.
Первая группа назовет слоги со звуком Ч.
Вторая – со звуком Щ.
Запишите слоги в два столбика и подчеркните «наши» звуки.
5. Работа со словами-паронимами
Пробираясь по лесу мы увидели избушку.
Слайд № 6(избушка )
Эта избушка волшебная.
Все слова входящие в нее превращаются в другое с парным согласным.
Слайд № 7(см.ниже)
Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на Щ или наоборот. Запишите слова парами.
Щетки помочь
Щадит плач
6.Развитие слогового анализа и синтеза.
Мы миновали дремучий лес, а впереди непроходимое болото.
Слайд № 8 (болото)
Дальше дороги нет, будем двигаться по кочкам-слогам.
Сначала я проверю умеете ли вы прыгать через кочки.
7 Физкультминутка
Вот кочки , а вокруг болото. Нужно перепрыгнуть с кочки на кочку.
А сейчас вы получите кочки-слоги и составите из слогов слова. В каждом слове должен быть звук Ч или Щ.
Слоги :пи ща ту ча ку ча ро ща да ча кри чу
Запишем слова на доске и в тетради.
Мы удачно перебрались через болото и теперь спешим дальше.
8 Развитие логического мышления.
Вот перед нами высокие горы.
Слайд № 9( горы)
Как же можно перебраться через них?
Чтобы через них перебраться нужно разгадать загадочные надписи похожие на математические примеры.
Света – та + ча (свеча)
Щу+ рука -ру (щука)
Роща -ро +вель (щавель)
9 Закрепление навыков словообразования при помощи суффиксов.
Вы отлично решили все примеры, и перед нами появился ковер самолет.
На ковре самолете мы подобрались к пещере. Но вход завален огромными камнями.
Слайд № 10 (пещера с камнем)
Здесь живет чудовище. Давайте откроем вход . Нужно изменить слова по образцу.
Слайд № 11
Червяк-червячок
Чердак кулак
знак черпак
Давайте запишем получившиеся слова в тетрадь и выделим суффикс ЧОК. Придумайте свой пример.
10 Закрепление знаний по теме профессия.
Вот мы и попали в пещеру чудовища. Посмотрите впереди Змей Горыныч. Вы должны отгадать профессии людей, тогда он проводит нас к чудовищу. Напишите слова на доске и укажите звуки занятия.
Слайд № 12(врач ,учитель ,танцовщица)
11 Дифференциация Ч – Щ в тексте
Вы победили Змея Горыныча. Идем в пещеру. Вот и чудовище но мне кажется, что оно не очень страшное. Скорее всего его просто кто-то разозлил. Давайте попробуем его расколдовать. Возьмите ручки и вставьте буквы Ч и Щ в текст.
Прочтите слова , в которые вы вставили буквы нашего занятия.
Напишите на доске слова в которых есть буквосочетания Ча-Ща или Чу-Щу.
Еще раз скажите правило написания этих слов.
III Итог занятия.
Посмотрите, вам удалось расколдовать чудовище. Это –царевич.
Слайд № 13(царевич )
Итак какие звуками мы сегодня работали? Какое правило орфографии мы сегодня повторили? Будем делать ошибки при написании слов со звуками Ч и Щ?