Логопедическое занятие с детьми с ОНР «Проделки Снежной Королевы».
Логопедическое занятие с детьми с ОНР «Проделки Снежной Королевы».
Предлагаю Вашему вниманию закрепляющее занятие «Проделки Снежной королевы» в старшей логопедической группе по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Времена года. Зима». При составлении конспекта я учитывала речевые и возрастные особенности детей данной группы.
Структура и организация моего занятия имеет свою рациональность «от простого к сложному» и соответствует теме, цели и задачам. Чётко организовала этапы занятия и целесообразно распределила время между ними.
Во всех заданиях я использовала метод наглядного моделирования, красочный дидактический материал, яркие наглядные пособия, приёмы активизации самостоятельного мышления.
С целью поддержки мотивации и познавательной стимуляции ввела и озвучила героев сказки (задания Ворона, Принцессы и т.д.).
В заключительной части использовала сюрпризный момент и приём волшебства, который помог логически правильно завершить занятие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие с детьми с ОНР «Проделки Снежной Королевы». »
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР «Проделки Снежной Королевы».
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.
Задачи: - коррекционно-образовательные: Закрепление представлений о зиме, ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи: формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода; формирование словообразования существительных; формирование словоизменения; образование однокоренных слов. Совершение синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи;
-коррекционно-развивающиеся: Развитие общей моторики, координация речи с движением; развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти;
-коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Монтаж и озвученная запись фрагментов мультфильма «Снежная королева»; магнитная доска; имитированные сугробы из поролона, выполненные из поралона; мнемокарты (карты-схемы) примет зимы; модель - схема выведенная на мультимедийную установку) рассказа «В зимнем парке».
Организационный момент.
Дети выходят из логопедического кабинета и заходят в группу.
Логопед: - Дети, посмотрите, к нам на занятие пришло много гостей, давайте поприветствуем их!
Дети: - Здравствуйте!!!
Л: - Я сегодня для вас принесла книгу «Снежная Королева». Включается запись «Вьюги» на магнитофоне.
– Ой! А куда же она делась? – И что-то холодно у нас в группе стало!
Логопед включает мультимедийную установку, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки произносит речь (эпизод мультфильма озвучивается текст). См.Приложение1:
Я повелительница льда!
Да! Книгу вашу я взяла!
Как скучно мне,… поэтому хочу… вас огорчить,
Меня герои сказки будут веселить!!!
Ах! Где ж они? Куда они пропали?
А может к вам на помощь в детский сад сбежали?
Тогда держитесь, нелегко придётся вам,
Я очень трудные задания Вам дам!
Чтоб зеркало моё собрать,
Осколки нужно вам искать.
Когда осколки соберёте,
Тогда и книгу вы найдёте.
Л: - Вы хотите вернуть книгу? Согласны встретится с персонажами из сказки, и выполнить все задания Снежной Королевы? Где же герои – наши помощники?
Л: - Посмотрите, (логопед включает второй эпизод) – Да это же Герда! – Герда, помоги нам собрать осколки и вернуть книгу!!! (эпизод мультфильма озвучивается текстом, см. Приложение 2)
Г: Хорошо! Тогда, вы должны выполнить задание и подготовить язычок и губы к работе.
Л: - Дети, я буду вам показывать, а вы повторять.
Дети перемещаются на ковёр и садятся по кругу и выполняют артикуляционную гимнастику.
Герда очень любит улыбаться, давайте и мы улыбнёмся друг другу. (Упражнение «улыбка»).
А теперь сделайте трубочку (упражнение «трубочка»).
А теперь будем чередовать («улыбка» - «трубочка».)
Вспомним, как Герда качается на качелях (упражнение «качели»).
Еще раз улыбнитесь друг другу.
Л: - Молодцы ребята! Посмотрите, за ниши старания Герда отдала нам от зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу.
Логопед вставляет осколок в рамку от зеркала. Дети перемещаются к столам.
На экране появляется ворон (эпизод мультфильма озвучивается текстом, см.Приложение3).
В: «Здррравствуйте дети! Загадку отгадайте
Часы вам в помощь забирайте.
Логопед загадывает загадку:Хоть сама и снег, и лёд, а уходит слёзы льёт (Зима).
Л: Посмотрите, какие часы нам подарил Ворон! (см. Рисунок 1)
Дети работают по часам.
Л: - А какое сейчас время года?
- Какие приметы зимы вы знаете? Дети перечисляют приметы зимы.
-А какие ещё времена года есть? Весна, лето, осень.
- А что бывает осенью? Идут дожди, птицы улетают в теплые края и т.д.
- Какие признаки весны?
- А какие летние приметы вы знаете?
Л: - Правильно. Вы назвали мне много признаков. Подойдите к столу и возьмите символы с изображением времён года. А теперь вы должны прикрепить к нашим волшебным часам, примету-символ, которая соответствует времени года.
Л: Проверьте глазами, правильно ли выполнили задание. Да! Всё верно!
На экране появляется ворон
Ворон: Вот осколок за старанье,
В добрый путь, вам до свиданья! (Приложение 3)
Л: - Ребята кто-то к нам идёт! (На экране появляется принцесс, эпизод мультфильма, озвученный текстом)см. Приложение 4
Д: Принцесса!
П: Здравствуйте, дети! Вы на карты посмотрите, о временах года расскажите.
Л: - Да! Трудное задание дала нам принцесса, но мы с ним справимся. ( Работа по двусторонним карточкам (лет-осень, зима-весна) См. Рисунок 2
- Перед вам лежат карточки с изображением времён года.
- Покажите, время года, которое следует за зимой? (весна)
- Почему Витя, ты поднял эту карточку?
-Потому что за зимой наступает весна.
- Покажите, какое время года бывает перед зимой? (осень) Почему, Данил, ты поднял осень?
- Потому что перед зимой бывает осень.
- Покажите, какое время года между осенью и весной? (зима).Почему, Ира ты подняла зиму?
- Потому что зима между осенью и весной.
Л: Молодцы ребята! И с этим задание мы справились. А вот и ещё один осколок, который оставила нам принцесса.
Физминутка.
Л: - Ребята, смотрите, сколько сугробов намело, нужно их преодолеть. Может быть, осколок в снегу найдем! (музыка)
Мы шагаем по сугробам,
по сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Л: - Молодцы! высоко шагали, сугробы нам не помеха. А вот и осколок ещё один.
(на экране появляется разбойница см. Приложение 5)
Разбойница:
Осколок вам могу отдать,
Когда начнёте сочинять,
Вы предложения о зиме,
О снеге, санках и катке.
Л: Придется нам выполнить задание разбойницы, будем составлять предложения по схеме. Логопед показывает мнемокарту, на которой схематично изображено действие. См. Рисунок 3
Л: - Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает зимой. Какое предложение можно составить по этой схеме?
Д: - Зимой идет снег.
Л: - посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме.
Дети составляют предложения с опорой на модели:
Зимой идёт снег. Зимой мы катаемся на коньках. Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой наступает Новый год.
Л: - Ребята……., так зимой развлечения какие?Зимние.
- погода какая?Зимняя.
– настроение какое? - Зимнее
Л: Молодцы, ребята! Выполнили такие сложные задания Разбойницы.
Разбойница: Вот осколок, за старанье,
В добрый путь вам, до свиданья!
Л: - Спасибо! А нам пора дальше.
Включается Мудрый Олень. См. Приложение 6.
Хочу помочь я вам,
Задание простое дам.
Я схему в помощь вам даю,
Потом осколок подарю.
Л: - Ребята, всего лишь одного осколка не хватает, давайте выполним задание Мудрого оленя и тогда мы соберем зеркало, и вернём нашу книгу.
Л: Посмотрите, вы должны описать время года, изображенное на схеме – зима.
См. Рисунок 4
Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ!
Рассказ о зиме.
Зимой сильные морозы. Зимой часто идёт снег. Вода замерзла на реках и озёрах. Зимой люди ходят в шапках и шубах. Зимой лепят снежную бабу. Дети катаются на коньках и лыжах.
- Кто первый готов?Ответы детей
Л: - Какие вы всё-таки молодцы! Справились со всеми задания! А вот и последний осколок от разбитого зеркала, давайте его вставим все вместе и посмотрим, что же будет!
Дети встают, вставляют последний осколок, зажигаются лампочки. Появляется на экране Снежная Королева со словами (см. Приложение7):
« В пути вы зеркало собрали,
И чары мои все пропали».
Итог занятия
Л: - Посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга!
А кто нам помогал? Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Что интересного было? Что вам больше всего запомнилось?
Ирочка, ты правильно составляла предложения!!! А ты Тёма, самостоятельно составил рассказ!!! И вообще, вы у меня все молодцы!!!