Очевидно, что устранение зрительно-пространственных нарушений должно проводиться комклексно, включать в себя медицинскую и педагогическую коррекцию.
Поэтому необходимость создания развивающих, пропедевтических программ для учащихся 1-х классов особенно актуально.
Тема устранения и профилактики трудностей у учащихся, имеющих в основе недостаточный уровень развития зрительно-пространственного восприятия в настоящее время является недостаточно разработанной, поэтому я решила затронуть некоторые аспекты этой проблемы. Данная коррекционная работа является одной из попыток решения некоторых задач логопедической помощи обучающимся первых классов. Она была апробирована в МАОУ лицее № 9 АГО и подтвердила свою эффективность. Хочется поделиться своим опытом работы, и может быть, кому-то он будет полезен и поможет достичь определённых успехов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие "Развитие зрительно-пространственных представлений"»
ОТКРЫТОЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Тема: Путешествие в Буквоград
Класс: 2 класс
Цели:
• закрепление схемы собственного тела и схемы тела у человека, находящегося напротив, пространственных и временных представлений, зрительного и кинетического образа букв;
• развитие зрительного гнозиса, анализа, синтеза, внимания, произвольности;
• профилактика дисграфии и дислексии;
• развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики.
Планируемый результат формирования универсальных учебных действий:
Личностные:
• Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию;
Познавательные:
• Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации;
• Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов действий при поисковых действиях;
• Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результатов действий.
Регулятивные:
• Умение учиться и способность к организации своей деятельности;
• Способность принимать, сохранять цели и следовать им в деятельности;
• Умение действовать по плану, умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
• Умение слушать и вступать в диалог, участвуя в групповой работе;
• Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, учитывать позицию других людей,
• Умение взаимодействовать без конфликтов, уважать мнение других.
Оборудование: плакат «Город Букв», карточки с контурными и наложенными изображениями, карточки для корректурной пробы, лист картона, наборы мягких букв алфавита, тетради в клетку, проектор, ноутбук
Ход занятия
Организационно-подготовительная часть занятия
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться
Слушаем внимательно, работаем старательно.
Игра «Снежный ком», ребенок должен хлопнуть своей правой ладошкой по правой ладошке соседа и назвать дни недели по порядку.
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
И красиво все сидим.
Логопед: - Ребята, сядет только тот, кто назовёт мне дикое животное.
Показ детьми карточки с настроением (выбор 1 из 4).
II. Основная часть занятия
1. Вводная беседа.
Дети! Сегодня мы отправимся в гости к буквам, в город Буквоград. Посмотрите, какой это красивый город! (Демонстрация плаката). Как вы думаете, необходимо что сделать, чтобы попасть в этот замечательный город? (варианты детей). Верно, нужно перейти через мост. Сделать это смогут только самые внимательные и старательные ученики. Чтобы узнать, кто из вас самый внимательный и старательный, выполним несколько заданий.
2. Игра на развитие зрительного и слухового внимания «Кто живёт влесу?» (показ на экране, игра «Игры Тигры»).
2.«Слушай внимательно, выполняй старательно».
Выполнение инструкции из 2-3 пунктов. Предлагается инструкция типа: подними правую руку вверх, левую в сторону; поставь правую руку на пояс, попрыгай на левой ноге; подними левую руку вверх, правую в сторону, постой на правой ноге и т.п.
3. «Слушай внимательно, отвечай обязательно».
Повторение частей суток. Ответы на вопросы: «Какое время суток изображено на картинке?», «Как ты догадался, что наступило утро?», «Как называется еда утром?», аналогично (вечер, ночь).
Физкультурная пауза «Левая и правая»
4. «Смотри внимательно, угадай обязательно».
Работа с контурными изображениями предметов, наложенными изображениями, изображениями частей предметов (задание на экране).
5. Ориентировка на плоскости
Дети выкладывают буквы по заданию логопеда на листе картона ( в центр листа положите букву А, справа от неё букву О, слева от буквы А, выложите букву Я, над буквой А, выложите И, под буквой А, Е
6. Комплекс упражнений для развития межполушарных связей и мелкой моторики (из курса «Образовательная кинезиология»).
Упражнения «Кулак, ребро, ладонь», «Колечко», точки сосредоточенности.
6. Закрепление зрительного и кинетического образа печатных и письменных букв.
Игра «Запомни и назови».
Детям демонстрируется 6 букв (С, З, Т, Д, П, Б) предлагается их назвать и запомнить. Затем убирается 1 буква (П) и дети выкладывают её из тёмной фасоли (звучит музыка).
Игра «Лапоть, лапоть, лапоток»
Дети подставляют указательные пальцы правой руки под ладонь ведущего. Ведущий читает стихи. На последних словах стихотворения - «в воду упал» - дети должны убрать пальцы, а ведущий - постараться схватить их за пальцы.
Лапоть, лапоть, лапоток,
Забежал под мосток.
А мосток был мал,
Лапоть в воду упал!
Игру повторить с указательными пальцами левых рук.
7.Работа в тетради
Чтобы красиво писать, сделаем гимнастику для пальцев и ладошек.
а) изображение флажков
б) упражнение «Флажки» Логопед: - В городе Буквограде был праздник. Каждая буква решила украсить свой домик флажками. Налетел сильный ветер и неправильно перевернул некоторые флажки. Зачеркните те флажки, на которых буквы записаны неправильно.
8. Корректурная проба «Догони и поймай букву»
Инструкция: «Букву С подчеркнуть, букву Р зачеркнуть, букву Г обвести в кружочек».
III. Заключительная часть занятия
Логопед: - Молодцы! Я вижу, что вы уже все стали настоящими, внимательными и старательными учениками, все смогли перейти через мост.
1. Подведение итогов занятия
2. Дети выполняют самооценку (выбирают 1 из карточек).