Групповое логопедическое занятие по теме «Слова-предметы» предназначено для 1 – го класса с общим недоразвитием речи. Для детей с ОНР свойственно неразграничение таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Это в дальнейшем ведет к нарушениям фонетического анализа – синтеза, проявляющегося на письме в слитном написании слов в предложении, пропуском слогов, букв, их перестановками. Данное занятие помогает детям различить понятия «звук» и «слово», «звук» и «слог», «слово» и «предложение». Все занятие объединено одной лексической темой «Лес». На занятии используются различные виды деятельности, разнообразные методы и приемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по теме: «Слова-предметы»»
Логопедическое занятие по теме:
«Слова-предметы»
предназначено для 1 – го класса
с общим недоразвитием речи.
Ашева Оксана Георгиевна учитель-логопед
Республика Адыгея, а. Кошехабль
МБОУ СОШ №2
Групповое логопедическое занятие по теме «Слова-предметы» предназначено для 1 – го класса с общим недоразвитием речи. Для детей с ОНР свойственно неразграничение таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Это в дальнейшем ведет к нарушениям фонетического анализа – синтеза, проявляющегося на письме в слитном написании слов в предложении, пропуском слогов, букв, их перестановками. Данное занятие помогает детям различить понятия «звук» и «слово», «звук» и «слог», «слово» и «предложение». Все занятие объединено одной лексической темой «Лес». На занятии используются различные виды деятельности, разнообразные методы и приемы.
Логопедическая тема: Слова-предметы.
Лексическая тема: Лес.
Грамматическая тема: Звук, слово
Цели: 1.Определить понятие «слово».
Дифференцировать понятия «слово» и «звук».
Определить понятия «одушевленный», «неодушевленный» предмет.
Формировать слоговой и звукобуквенный анализ - синтез слова.
Формировать синтез предложения.
Развивать слуховую память и мелкую моторику.
Оборудование: елочки и самоклеящиеся разноцветные флажки, звуковые линейки, наборы фишек-кружочков в трех цветах, предметные картинки, таблички с вопросами, зеркала индивидуальные, тетради, ручки, схемы-полоски, три домика, изображение совы и паука, пособие «Паутина», ноутбук с записью музыки, массажные коврики.
Ход занятия: 1. Организационный момент.
Звучит песня «Новогодние игрушки»
Психогимнастика.
Определение психологического настроя у учащихся на занятие.
Логопед: Скоро к нам придет праздник. Кто знает, какой? (Новый год.)
На этот праздник придет из лесу главная героиня. Она зеленая, пахучая, мохнатая, колючая. Что это? (Елка.)
Я раздам вам елочки и украшения для них: разноцветные флажки. Из всех флажков вам надо выбрать четыре и приклеить их на вашу елку.
Дети выбирают флажки того цвета, который соответствует их настроению на данный момент времени.
Введение в тему.
Закрепление понятия «звук».
На доске выставляется три домика: красный, синий и зеленый. В окошках домиков кружочки, соответствующие по цвету домикам.
Логопед: Давайте вспомним, что мы обозначали на прошлых занятиях кружочками? (Речевые звуки.)
Какие звуки мы обозначали красными кружочками? (Гласные.)
Синими кружочками? (Твердые согласные.)
Зелеными? (Мягкие согласные.)
Как вы думаете, в каком домике живет звук А? (В красном.) П? (В синем.) М? (В зеленом.)
Звуковой анализ-синтез слова. Работа со звуковой схемой слова.
Логопед: Из разных звуков можно составить любое слово. Я поочередно назову вам звуки, а вы догадайтесь, какое слово получилось: ль э с (лес)
Выложите кружочками схему этого слова у себя на парте.
Сколько звуков в этом слове? (Три звука.)
Какой звук первый? (ль согласный, мягкий.)
Какой второй? (э гласный.)
Третий? (с согласный, твердый.)
Вы выложили слово «лес». Почему оно звучит? (Потому что состоит из звуков.)
Дифференциация понятий «Слово-звук».
Логопед: Сегодня мы не зря начали наше занятие с украшения елочки. Скажите, пожалуйста, где чаще всего можно встретить это дерево. (В лесу.) Мы отправляемся в зимний лес.
Звучит щебетание птиц.
Логопед: Закройте глаза и представьте, что вы очутились в лесу. Вы видите высокие сосны и ели, стройные белоствольные березы. Вы выходите на полянку. Она покрыта белым ковром. В середине полянки старый пень. Мимо него бежит ежик, зайчишка. С дерева на дерево перепрыгивает белочка. Она шевелит ветки, и с них падают хлопья снега. Стучит дятел. Вам так хорошо и спокойно в лесу...
Открываем глазки. Хорошо было в лесу? Что вы там увидели? (Белку, зайца, дятла, елки, сосны, березы, снег).
Ребята, вы назвали много слов, которые обозначают различные предметы. Предметы окружают нас на улице, в классе, дома - везде. Каждый предмет мы называем своим словом. Так, для чего нужны слова? (Чтобы называть предметы.)
А теперь давайте прощаться с лесом и лесной полянкой. Сложитеруки чашечкой и скажите: «А-О-У-И», Что вы сейчас произнесли звуки или слова? (Звуки.) А чем по-вашему отличаются слова от звуков? (Слова называют предметы, действия, признаки, а звуки нет.)
Графическое обозначение слов-предметов.
Логопед: Слово можно произнести, сказать, а можно написать. А еще слова можно нарисовать. Обозначать слова, которые называют предметы, мы будем вот такой полоской, а рисовать их будем вот такой чертой. Одна полоска - одно слово.
Давайте поиграем в игру «Посчитай». Я говорю слово, а вы выкладываете его полоской у себя на парте. У вас должно быть столько полосок, сколько слов я скажу.
Медведь, лиса, волк, шишка, пенек, кустик.
Сколько полосок вы выложили? (Пять.) Кто может вспомнить и повторить слова, которые я назвала?
Физкультминутка.
Физиологическая гимнастика для мозга.
Упражнения «Сова». Упражнение «Перекаты» на массажных ковриках. Синхронное рисование двумя руками силуэта совы в воздухе.
Усвоение понятия «одушевленные и неодушевленные» предметы. Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?».
Логопед: Из слов, которые вы выложили полосками, назовите слова, обозначающие живые предметы, существа. (Медведь, волк, лиса.)
Ребята, эти предметы мы будем с вами называть одушевленными. Такие предметы могут передвигаться, слышать, дышать, пугаться, видеть, чувствовать холод и тепло. Про эти предметы мы спрашиваем: «Кто это?».
А теперь, назовите слова, обозначающие неживые предметы. (Шишка, пенек, кустик.) Эти предметы мы будем называть неодушевленными. И спрашивать будем про них «Что это?». Запомнили?
Игра «Кто это?», «Что это?».
Вопросы на табличках выставляются на доску. Под табличками ученики распределяют картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов. Задают вопрос к картинке и обосновывают свой выбор словесно по образцу: «Муха. Это одушевленный предмет. Мы спрашиваем про него «Кто это?» Ставим эту картинку под вопросом «Кто это?».
Звукобуквенный анализ-синтез слова «ПАУК».
Логопед: Когда наступит лето, в лесу будет много паутины. Как вы думаете, кто ее плетет? (Паук.)
Кто видел живого паука? Опишите его. Паук какой? (Черный, страшный, с множеством лапок.)
Отхлопайте это слово. Сколько слогов в слове?
Какой слог первый?
Какой слог второй?
Сколько в этом слове гласных звуков?
Сколько согласных?
Какой звук в слове первый?
Какой звук последний?
Какой звук стоит после п?
А после а?
Возьмите звуковые линейки и посчитайте, сколько звуков в слове.
Работа в тетрадях.
Логопед: Запишите слово «паук» прописными буквами к себе в тетради. Начинайте писать его с новой строчки и с заглавной буквы, проговаривайте слово по слогам. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
Синтез предложения.
Логопед: Идя по лесу, вы разорвали паутину. Предложение, которое было написано на ней, рассыпалось, соберите паутину и прочтите предложение, которое получилось.
Дети читают: «Паук живет в лесу».
Логопед: Где еще живет паук? (В доме, в саду, в чулане.) Запись предложения в тетради.
Подведение итога.
Логопед: Понравилось ли вам занятие? Какие задания понравились вам больше всего? Какие задания были для вас самыми трудными? Похвала детей.