Логопедическое занятие на тему «Дифференциация «С-З» в словах и предложениях».
Цель: уточнять и сравнивать артикуляции звуков «С-З»;
развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
уточнять словарный запас, способствовать развитию памяти, логического мышления.
Ход занятия:
Орг.момент. На доске ряды картинок: заяц, коза, зебра, сова; апельсин, слива, арбуз, свёкла; стул, зеркало, кресло, стол.
Беседа по картинке
Как звенит сердитый комар? (зззззз….)
Как выходит воздух из насоса? (ссссс…)
Сравнить звуки «с - з» по артикуляционному укладу.
↓ ↓
⃝⃝
←
Что похожи звуки по артикуляционному укладу?
Чем они отличаются?
Игра «Узнавай звуки»
(Работа с сигнальными карточками)
Работа по табличке.
Составить слово из первых букв названия предметов.
Слон, кошка, аист, заяц, кот, индюк.
(сказки)
Анализ слова:
Сколько слогов в слове?
Какой звук слышится в начале слова?
Какой по счету в слове «з»?
Назовите соседей звука «з».
Сегодня на занятии мы будем учиться различать «с - з» во время встречи со сказочными героями.
Угадай, кто это?
Скорей бы приближался вечер,
И час долгожданный настал.
Чтоб мне в золоченной карете,
Поехать на сказочный бал.
И только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Кто я такая, и как я зовусь?
(Золушка) (выставляется картинка)
Золушка принесла нам кроссворд.
Бывает красной, чайной, белой.
Мы уколоться можем с вами
Ее колючими шипами. ( роза)
Какое время года наступает после осени? (зима)
Домашнее животное, главный герой сказки «Коза и семеро козлят» (коза)
Замените в этих словах звонкий «з» на парный глухой согласный «с», объясните, как изменились слова.
(Зайка-сайка, зуб-суп, роза-роса, зима-Сима, коза-коса)
А вот и следующий сказочный герой у нас в гостях. Давай отгадаем, кто он?
Уймись, уймись колдунья злая.
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречает.
Спасется наша…..
(Белоснежка)
(выставляется картинка)
Белоснежка очень любит цветы и просит вас вставить пропущенные буквы в названия цветов.
Мимо..а, ва..илек, а..тра, гво..дика, ро..а, гладиолу.., на..турция.
(подобрать определения)
Вот очередной наш гость. Я, надеюсь, что вы сразу скажите, кто он.
На первый взгляд с пропеллером огромным,
Он кажется сердитым и опасным
На самом деле он - герой знакомый.
Детей любимец - добродушный……
(Карлосон)
(выставляется картинка)
Задание Карлосона выполняется в тетради. Дополнить предложения картинками и записать.
З
сливы
сыр
арбуз
ина купила в магазине
колбасу
зефир
(Выделите главные члены предложения, определить род имен существительных)
Физминутка.
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покружились, повертелись.
И за парты тихо сели.
И ждем следующего сказочного героя.
А он вот кто, узнает?
Живет в цветочном городке
Вместе с Пончиком и Знайкой
А зовут его …… (Незнайка)
Вы знаете, что незнайка мало что знает и поэтому часто ошибается. И на этот раз он допустил ошибку и просит вас их исправить.
А) Не надо злую собаку слить
После стирки надо воду злить
Б) а теперь поможем Незнайке найти спрятавшихся зайцев и сказать, где они спрятались от лисы (по картинке) (Проговорить полным ответом)
10. Итог урока: 1.Какие сказочные герои побывали у нас на уроке?
2. Назовите какой из различаемых звуков слышится в именах герое, определите место звука