В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество учащихся начальной общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в овладении чтением и письмом, которые являются важнейшими общеучебными навыками, от качества которых во многом зависит успешность ребенка по всем учебным предметам.
Большое значение в коррекционном процессе имеет работа с родителями. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
В последние годы активно использую такую форму работы с родителями, как тренинги. Именно в совместной игровой деятельности родители видят проблемы речевого развития своего ребенка, а логопед имеет возможность помочь семье справиться с этими проблемами.
На тренинг «Игры с Логозавриком» приглашаются учащиеся 2-3 классов с нарушением письменной речи и их родители.
Цель логотренинга: развивать гармоничные и тесные связи между родителями и детьми в преодолении учебных трудностей.
Задачи:
- Формировать необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.
- Обобщать и передавать родителям опыт по использованию дидактических игр, моделей и игровых материалов с развивающим содержанием.
- Прививать интерес и стремление к совместной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Внеурочная деятельность в образовательном учреждении
Целевая аудитория
Учителя – логопеды и воспитатели группы продленного дня
Логопедический тренинг для детей и родителей
«Игры с Логозавриком»
Пояснительная записка
В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество учащихся начальной общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в овладении чтением и письмом, которые являются важнейшими общеучебными навыками, от качества которых во многом зависит успешность ребенка по всем учебным предметам.
Большое значение в коррекционном процессе имеет работа с родителями. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
В последние годы активно использую такую форму работы с родителями, как тренинги. Именно в совместной игровой деятельности родители видят проблемы речевого развития своего ребенка, а логопед имеет возможность помочь семье справиться с этими проблемами.
На тренинг «Игры с Логозавриком» приглашаются учащиеся 2-3 классов с нарушением письменной речи и их родители.
Цель логотренинга: развивать гармоничные и тесные связи между родителями и детьми в преодолении учебных трудностей.
Задачи:
- Формировать необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.
- Обобщать и передавать родителям опыт по использованию дидактических игр, моделей и игровых материалов с развивающим содержанием.
- Прививать интерес и стремление к совместной деятельности.
Ход логотренинга
Логопед: Здравствуйте, ребята, добрый вечер, уважаемые взрослые. Мы рады снова видеть Вас на нашей совместной игре, на логопедическом тренинге. Сегодня к нам пришёл гость, которого вы, ребята, хорошо знаете. Он часто бывает на наших занятиях и предлагает вам свои задания, но только в интерактивной игре. Кто это, догадались? Правильно, это Логозаврик (ПМК «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе»)
Логозаврик: Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте, взрослые! Я узнал, что некоторые ребята вашей школы не любят читать и писать, им не нравится это занятие! Такие детишки мне очень нравятся! Таких детишек я забираю к себе в пещеру!
Логопед: Ребята, давайте покажем Логозаврику, что нам очень нравится писать и читать. А мамы и папы нам в этом помогут.
Логозаврик: Что ж вот вам первое задание, которое покажет, насколько хорошо вы знаете буквы.
Игра «Угадай букву».Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, которые выложены песком или какой-либо мелкой крупой. Детям и родителям завязываются глаза. Ведущий предлагает карточки с буквами, а игроки должны их угадать. Затем Логозаврик пишет эти же буквы на спине у игроков, а они должны догадаться, какая это буква
Логозаврик: Вижу я, что буквы вы знаете хорошо. Я пока к вам шел, очень проголодался. А вы знаете, какой я люблю суп ?! Приготовьте мне его и я стану чуточку добрее.
Игра «Волшебный горшочек». Ведущий называет звуки, бросая их в горшочек. Между звуками делаются небольшие паузы: [Б,У,Л’,О,Н], [К,А,Р,Т,О,Ш,К,А], [К,А,П,У,С,Т,А], [М,О,Р,К,О,В’], [Л,У,К].
Логозаврик: Теперь вы догадались, какой суп – мой самый любимый? Правильно, щи.
Логопед: Логозаврик, ты доволен? Тебе стало веселее?
Логозаврик: Да…, но чтобы мне стало ещё веселее, надо бы немного поиграть и проверить, кто быстрее справится со следующим заданием, дети или их родители!
Игра «Внимательный и быстрый».Дети и родители делятся на две команды. На один стол выкладываются предметы, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Напротив, на другой стороне - два пустых стола. По сигналу «Раз, два, три — беги!» команды начинают выполнять задание. Игроки одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, игроки другой — на глухие звуки. Когда последний участник команды перенесет предмет, ведущий вместе с участниками проверяет правильность выполнения задания и определяет команду-победителя.
Логопед: Вот видишь, Логозаврик, какие молодцы ребята и их родители!
Логозаврик: Ну… это они от меня просто так не узнают! Пусть сами попробуют прочесть, что я думаю о них. Правда, оно написано на древнерусском языке.
Игра: «Древнерусское письмо». Игрокам предлагается прочитать письмо, которое написано при помощи только согласных букв.
«В. .ч.нь ст.р.л.сь. М.л.дц.! Н. вп.р.д. в.с .щ. жд.т .сп.т.н..!»
Логопед: Вот это да! Но я думаю, мы готовы преодолеть эти испытания!
Логозаврик: Следующее задание будет для самых внимательных.
Игра «Составь слово». Ведущий называет слова, с установкой запомнить:
- первые буквы, а затем назвать получившееся слово:
ГУСЬ, РОЗА. УТКА, ШАР. АИСТ
ИГЛА, НОЖ, ДЕВОЧКА, ЮЛА, КОТ
ЖУК, ИГЛА, РОЗА, АИСТ, ФЛАГ
КОТ, РОЗА, ОСЛИК, ЛИЛИЯ, ИГЛА, КУСТ
СЛОН, ТАНК, РОЗА, АИСТ, УТКА, СЛОН
-вторые буквы, назвать получившееся слово:
ГОЛУБЬ, АВТОБУС, АЦЕТОН, ВАЗЕЛИН
ИРИС, КЕПКА, АДРЕС, КИНО, АСТРА
МЯСО, ИСКРА. УТЮГ, КРАБ. ЛЕВ, ЮБКА
АМБАР, ШАРФ, СЛОН, ТИГР, АНГАР, МАК
КОМАР, СКВОРЕЦ, ТУМАН, КНИГА, ЛЬДИНА
Логопед: Как я рада, что никого из ребят мы не отпускаем в пещеру!
Логозаврик: Подождите, у меня осталось ещё одно задание. Если вы его выполните, то узнаете что-то очень важное.
Игра «Шифровальщик». Игрокам раздаются зашифрованный текст и шифр (идея использования такой таблицы предложена В.В. Квач в журнале «Начальная школа» № 8 за 1993год), при помощи которого они расшифровывают текст поговорки (приложение 1).
Г12-69-34 у-58ть-144 - в33г-4 п52-63-44ть-144.
(Грамоте учиться – всегда пригодится)
Логозаврик: Молодцы, какие молодцы!!! Вы согласны с этой поговоркой?
Логопед: Теперь ты убедился, что наши ребята любят заниматься, а их родители стараются им в этом помочь?
Логозаврик: Да, теперь я вижу, что все здесь дружны и стараются помочь друг другу в трудностях. Никого я сегодня не забираю к себе в пещеру, пусть учатся в школе, да и заботливые родители вряд ли захотят мне отдать таких умненьких детишек! На прощание я предлагаю вам поиграть в очень хорошую игру.
Игра «Волшебная паутинка».Все участники встают в круг и высказывают друг - другу пожелания, передавая при этом клубок ярких пушистых ниток. Каждый, кому попадает в руки клубок, обматывает ниточкой свой палец. В итоге получается паутинка.
Логопед: Спасибо, уважаемые взрослые, что пришли на наш тренинг. Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно заниматься с детьми.
- Ребята, а Вам понравилось играть вместе с родителями? А вам, уважаемые взрослые, какие игры понравились? В какие игры можно поиграть дома? Ждем Вас снова на логопедических тренингах! Спасибо за активное участие! Успехов всем нам!
Логозаврик: Чтобы и дальше всё было так же хорошо, я дарю каждой семье подарок! (брошюра, приложение 2)
Литература
Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / / Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития. - М.: Изд-во Мин. общего и среднего образования РФ, 1998.
Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы: Пособие для учащихся начальных классов школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2006.
Гадасина Л.Я.. Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи: Сборник упражнений.- М.: Книголюб, 2005.
Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом.- СПб.: Питер, 2009.
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Ж. М. Глозман. - М.: В. Секачев, 2006.
Мельникова И. И. Развитие речи детей 7-10 лет. - Ярославль, 2002.
Суxuн И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль, 2005.