краткосрочная образовательная практика "Мы юные писатели"
Краткосрочная образовательная практика "Мы юные писатели"
«Мы юные писатели»
Пояснительная записка
Общение ребенка с окружающими его взрослыми строится на основе языка, следовательно, на основе деятельности слухового и речедвигательного анализатора. Научившись с малых лет говорить, ребенок склоняет, строит предложения по всем правилам грамматики. Он говорит более или менее правильно, если окружающие его взрослые сами владеют хорошей русской речью.
Культура речи – важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.
Литературный язык требует к себе постоянного, бережного отношения. Насыщение речи штампами и казенными словами ведет к грамматической неупорядоченности, потере индивидуальности, эмоциональности и непосредственности. Добиться выразительной, яркой, живой речи можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству и развития умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Задача ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными жанрами художественной литературы решается в тесной взаимосвязи с развитием речи. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие ребенка.
Можно подчеркнуть, что широкое понимание образности относится к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений становится одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве.
Проблема развития словесного творчества включает в себя направления работы над словом – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Очень важны для детей игры словом и со словом т.к. они помогают воспитывать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая к восприятию сложных поэтических форм. Они тренируют внимание, память, развивают любознательность.
В своем КОП «Мы юные писатели» я стремилась вызвать интерес и желание детей совершенствовать свои умения и навыки в придумывании небольших необычных рассказов.
Цель:
Учить детей составлять необычный смешной рассказ с опорой на картинки.
Сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка.
Просмотр содержимого документа
«краткосрочная образовательная практика "Мы юные писатели"»
Программа по краткосрочным образовательным практикам
«Мы юные писатели»
Выполнила учитель-логопед
Панченко Любовь Сергеевна
Пояснительная записка
Общение ребенка с окружающими его взрослыми строится на основе языка, следовательно, на основе деятельности слухового и речедвигательного анализатора. Научившись с малых лет говорить, ребенок склоняет, строит предложения по всем правилам грамматики. Он говорит более или менее правильно, если окружающие его взрослые сами владеют хорошей русской речью.
Культура речи – важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.
Литературный язык требует к себе постоянного, бережного отношения. Насыщение речи штампами и казенными словами ведет к грамматической неупорядоченности, потере индивидуальности, эмоциональности и непосредственности. Добиться выразительной, яркой, живой речи можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству и развития умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Задача ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными жанрами художественной литературы решается в тесной взаимосвязи с развитием речи. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие ребенка.
Можно подчеркнуть, что широкое понимание образности относится к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений становится одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве.
Проблема развития словесного творчества включает в себя направления работы над словом – лексическую, грамматическую, фонетическую.
Очень важны для детей игры словом и со словом т.к. они помогают воспитывать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая к восприятию сложных поэтических форм. Они тренируют внимание, память, развивают любознательность.
В своем КОП «Мы юные писатели» я стремилась вызвать интерес и желание детей совершенствовать свои умения и навыки в придумывании небольших необычных рассказов.
Цель:
Учить детей составлять необычный смешной рассказ с опорой на картинки.
Сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка.
- Ребята, сегодня мы побываем в мире хорошо знакомом всем – это мир книг, который таит в себе много разных сказок, рассказов, стихов. И даже сами попробуем стать писателями. Вы знаете, что делают писатели? (писатели пишут разные рассказы, истории) Какие бывают писатели? Посмотрите на экран, и вы догадаетесь, кто здесь изображен? (На экране демонстрируются фотографии: писатели-сказочники, писатели-юмористы, писатели-пейзажисты, поэты, поэты-юмористы. Детей подводят к называнию качеств профессии «писатель»: (внимательный, задумчивый, старательный, наблюдательный….) О чем или о ком пишут писатели? Вы правы, писатели и поэты пишут разные рассказы, сказки и стихи. Посмотрите на экран, здесь знакомые вам сюжеты из сказок и рассказов. Есть писатели детские, они пишут для детей и о детях, а есть писатели, создающие книги для взрослых. Я знаю, что вы очень любите слушать интересные истории, рассказы, сказки, а каких детских писателей вы знаете? У нас в саду много книг, посмотрите, вам они знакомы. (демонстрируются книги детских писателей). Но сегодня я хочу поговорить с вами о необычных рассказах. Это рассказы, где писатели рассказывают нам смешные ситуации из жизни детей и животных. Эти юмористические, смешные рассказы хочется читать и слушать вновь и вновь (Беседа о писателях-юмористах, поэтах-юмористах, которые придумывают необычные смешные истории, стихи о животных). Кроме писателей есть фотографы, они тоже делают необычные смешные снимки о казусах в природе, в мире животных, растений (Демонстрация слайдов из жизни животных, детей). Вот и мы сегодня попробуем быть писателями-юмористами, придумаем небольшие смешные истории по фотографиям-картинкам.
Прежде чем приступить к рассказам, давайте потренируемся в придумывании различных слов, которые вы можете использовать в своих рассказах.
- Игры – загадки: «Чей это нос, хвост, лапа,… », «У кого какой дом?».
- Итак, прежде чем придумать интересный, необычный рассказ, нам необходимо вспомнить план составления рассказов.
1. Название рассказа.
2. Где происходит действие, характерные признаки: какая погода, что происходит вокруг?
3. Кто главный герой рассказа, характер героя передайте словами, какой он, какое у него настроение, какие повадки ему присущи?
4. Что произошло с героями рассказа?
5. Как герой рассказа вышел из положения, в которое попал?
Составление рассказа детьми с опорой на картинку.
Результат:
1. Беседа с детьми по теме. Знакомство с профессией писателя-юмориста.
2. Юмористические рассказы «Прогулка в лесу», «Заботливая черепашка».
Литература:
1. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Алексеева М. М. – М.: Академия, 1999.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико- грамматического недоразвития речи. С-Пб. Детство-Пресс, 2010.
3. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Развитие связной речи в старшей, подготовительной к школе группе. М., 2001.
4. Алифанова Е. А. Егорова Н.Е. Неожиданный финал. М., 2001.
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях. Журнал «Дошкольное воспитание» №10 2001.
6. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития речи.