Коррекционно-логопедическое занятие в 1-м классе по теме "Текст и предложение"
Коррекционно-логопедическое занятие в 1-м классе по теме "Текст и предложение"
Цель коррекционного логопедического занятия: научить детей определять границы предложения на интонационной основе (паузы, понижение голоса), правильному оформлению предложения на письме (большая буква в начале предложения, в конце предложения – точка), формирование навыка полного ответа на поставленные учителем вопросы, навыков организации учебной работы, активизация мыслительной деятельности, формирование слухового восприятия, развитие мелкой моторики рук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-логопедическое занятие в 1-м классе по теме "Текст и предложение"»
Коррекционно-логопедическое занятие в 1-м классе по теме "Текст и предложение"
Цели: научить детей определять границы предложения на интонационной основе (паузы, понижение голоса), правильному оформлению предложения на письме (большая буква в начале предложения, в конце предложения – точка), формирование навыка полного ответа на поставленные учителем вопросы, навыков организации учебной работы, активизация мыслительной деятельности , формирование слухового восприятия, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: мячик маленький, мяч большой, с нарисованными носиком и улыбкой, сюжетная картинка, знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, опорные схемы предложения для работы на доске и для индивидуальной работы, индивидуальные карточки с текстом, художественные книги (любые детские), рабочие тетради, корзиночка.
Ход занятия.
1. Оргмомент
Учитель: 1, 2, 3, 4, 5 – остановитесь в круг играть. Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. Мы спокойны, добры, мы приветливы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть морозного утра, красоту, доброту. Выдохните через рот обиду, злобу, огорчение. ( выдох вдох 2 – 3 раза).
− Когда я в школу шла, мне повстречался мячик. Он попросился к нам на занятие. Я предлагаю вам познакомиться с мячом и пожелать друг другу доброго утра. (Дети передают друг другу мяч, держа его большим пальцем и мизинцем, говоря при этом: «Доброе утро, Саша» и т. д. Поблагодарим друг друга аплодисментами и тихонечко сядем за парты.
− Посмотрите, какая у нашего мячика хитрющая улыбка. Он всю дорогу до школы катился впереди меня. Он считает себя самым быстрым и умным, он, кажется, испытать хочет наши знания, наше умение работать быстро, слаженно, грамотно. Докажем мячу, что и мы сообразительные, дружные, знающие ребята?
2. Работа по теме. Объяснение нового материала.
Учитель: Мяч только что спросил меня, для чего человеку нужна речь. Давайте попробуем ответить на этот вопрос (общаться, понимать друг друга). Все это правильно, но мячик нам картинку зачем–то показывает. Как думаете, что общего между картинкой и речью? (по картинке можно рассказать историю, описать событие). Еще по картинке можно ответить на поставленные вопросы. Посмотрите на картинку и скажите мне, какое время года изображено? Как одета девочка? Что делает Маша? Довольна ли она своим занятием?
− Что мы составили, отвечая на поставленные вопросы? (рассказ). Сейчас я повторю рассказ, а вы внимательно слушайте, сколько остановок я сделаю.
– Сколько же было остановок? (4) Правильно. Значит, наш рассказ можно разделить на 4 предложения.
Посмотрите, а здесь еще какой–то кармашек есть. Давайте посмотрим, что в нем. Странно, здесь полоски бумаги. Зачем они нужны? Никто не знает? (Из полосок можно составить схему предложения). Составим схему к каждому предложению на доске и у себя на партах.
3. Дифференциация понятия «текст» и «предложение».
Если все предложения прочитать вместе, то получится текст. Мячик уверен, что он понял тему. Написал письмо и уверяет, что написанное в письме – текст. Так ли это мы сейчас узнаем.
Наступили морозы. Морж живет на севере. У меня есть шарф. Будет весна.
− Это текст? Правильно, в тексте предложения связаны по смыслу.
− Что больше – текст или предложение?
− А сейчас поиграем. На слово «текст» вы раздвигаете руки в стороны, а на слово «предложение» вытягиваем руки вперед /Дети играют/.
− Мячик благодарит вас за хорошую работу. Теперь он уже точно знает, что такое текст.
4. Определение границ предложения.
− Откройте книги, которые лежат перед вами. Посмотрите, чем на письме одно предложение отделяется от другого? Мячик очень гордится, что похож на точку.
− А для чего ставится точка в конце предложения? Точка загораживает путь, предлагает отдохнуть. Значит, в конце предложения мы должны сделать паузу и набрать воздух для следующего предложения.
− Как на письме обозначить начало предложения?
− Как обозначить на схеме, что предложение начинается с большой буквы?
Физкультминутка. Мячик предлагает отдохнуть.
Мой веселый звонкий мяч, /бьем мяч об пол и ловим руками/ Ты куда помчался вскачь? Синий, красный, голубой – /вращаем мяч вокруг кистей рук/ Не угнаться за тобой. Я тебя ладонью хлопал. /Бьем мяч об пол и ловим руками/ Ты скакал и звонко топал. А потом ты покатился /Вращаем мяч кистями рук, опускаем мяч на пол/ И назад не воротился. Покатился в огород, /Загибаем пальцы правой руки/ Докатился до ворот Подкатился под ворота Добежал до поворота. Там попал под колесо. Лопнул, хлопнул – /Хлопки руками/ Вот и все!
5. Знаки препинания в конце предложения.
− Мой знакомый мяч утверждает, что есть среди знаков препинания у него хорошие знакомые, тоже очень похожие на него. Кто скажет, что это за знаки? Если предложение произносится с сильным волнением, восхищением, то мы поставим восклицательный знак. Если предложение произносим с вопросительной интонацией, то ставим восклицательный знак.
6. Составление предложений с разной интонационной окраской.
− Перед вами корзиночка. В ней находятся знаки препинания. Вы вытягиваете любой знак препинания и составляете предложение, придавая ему нужную интонационную окраску. Участие принимают все желающие дети, передавая мяч, как эстафетную палочку, друг другу.
7. Определение границ предложения. Работа в тетрадях.
−Мяч предлагает нам новое задание. В тексте надо расставить знаки препинания. Мой друг будет очень горд за вас, если вы справитесь с заданием быстро и без ошибок.
/Учитель читает текст: Галя играет в мячик. Высоко прыгает мяч! Прибежала Таня. Стали они играть вместе. Весело девочкам!
− Спишите предложения себе в тетрадь, изменив в последнем предложении знак препинания так, чтобы предложение стало произноситься с вопросительной интонацией.
8. Итог урока.
− Мяч и я благодарим вас за работу на уроке. Думаю, что мячу в нашем классе понравилось, и он еще не один раз заглянет к нам на урок. Давайте вспомним, о чем же мы говорили на уроке. /Мяч бросается ученику и задается вопрос, ученик дает ответ и бросает мяч учителю/.
− Из чего состоит текст? Как определить в устной речи, что предложение закончилось? Как на письме определить, что предложение закончилось? Как определить, что началось новое предложение? Какие знаки могут стоять в конце предложения?