Закрепить понятие о предложении, грамматически правильном построении предложения. Тренировать в определении количества слов в предложении, в составлении схем. Продолжить работу над деформированным текстом. Упражнять в правописании большой буквы в начале предложения и постановки точки в конце предложения,
Коррекционно – развивающие:
Тренировать в понижении голоса, соотнося с правилами обозначения границ предложения на письме, развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, развивать словарный запас.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать самоконтроль.
Оборудование: макет поезда с вагонами, карточки цифры, раздаточный материал:
-карточки для выкладывания предложений по количеству детей;
-тетради, ручки, простые карандаши.
Ход:
1 Организационный момент.
Здравствуйте ребята.
Чтобы настроиться на занятие, предлагаю выполнить самомассаж, и получить заряд энергии.
Самомассаж:
-Здесь живёт «хмурилка» (точки между бровями).
-Здесь живёт «дразнилка» (точки около носа).
-Здесь живёт «Смешилка» (под нижней губой).
-Здесь живёт «Страшилка» (язык высунули, ушки потянули).
-Этот носик «Бибка» (точка нос).
-Где твоя улыбка? (точки около губ).
2. Садитесь. Возьмите зеркала. Приготовьтесь к артикуляционной гимнастике.
- Язычок поворочался с боку на бок. Потолкался в одну щёку, в другую. Затем он попытался пробраться через зубки, которые его не пускали на волю.
Зубки даже не немного покусали язычок. (Дети стучат языком сначала в одну щёку, потом в другую. С силой просовывают язычок через зубы и втягивают обратно. Кусают язык от кончика до корня).
Наконец-то язычок высунулся изо рта и всем показался: «Вот я какой длинный и красивый язычок!
Смотрит язычок по сторонам, ищет с кем поговорить (открывают рот и вытягивают язык, поворачивают язычок вправо – влево)
Увидел язычок своих друзей – других язычков. Наш язычок был вежливым и первое слово, которое он сказал, было «Здравствуйте».
3. Наши ребята, а не только их язычки - вежливые и внимательные.
Наши глаза – внимательно смотрят.
Уши – внимательно слушают.
Голова – думает.
4.Закрепление изученного материала.
-Какое сегодня число, месяц? (Ответы детей)
-Сегодня мы отправляемся в страну «Речь» к одному из её жителей.
У меня в руках разноцветные снежки, за каждый правильный ответ ученик получает снежок. Значит в конце путешествия мы увидим самого активного.
Ещё у вас на столах весёлый и грустный снеговик. Вы можете показать, понравился ли вам ответ товарища, или ему надо подумать. Оценить.
Угадайте, на чём мы будем путешествовать?
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались, путь далёк,
Машинист даёт гудок.
Дети. На поезде.
(На доску помещают рисунок поезда)
Л: Чтобы узнать к какому жителю этой страны мы поедем, вы должны выполнить задание, которое находится у машиниста паровоза в конверте.
-Отгадайте имя жителя страны «Речь». Имя вы узнаете выделяя первый звук из названия каждой картинки.
Звуки обозначаем буквами из разрезной азбуки.
1 – петух –П
2 – рыба – Р
3 – ель – Е
4 – дом – Д
5 – лист – Л
6 – осы – О
7 – жук – Ж
8 – енот – Е
9 – ножницы –
10 – игла – И
11 – ежи – Е
Дети называют картинку выделяя на слух первый звук из слова, находят нужную букву и помещают на доску.
Л: Прочитайте тему урока и узнаете имя жителя страны «Речь».
- О чём мы с вами будем говорить на уроке.
Анализ предложения
Л: Продолжим наше путешествие. Следующее задание в первом вагоне. На карточке записаны предложения, я буду их читать, а вы слушайте и считайте количество слов в предложении.
У вас на столе карточки с цифрами. Сосчитав слова в предложении, вы должны поднять соответствующие цифры.
Наступила зима.(2)
Выпал первый пушистый снег.(4)
Дети вышли гулять.(3)
Они взяли санки, лыжи.(4)
Как хорошо зимой!(3)
Л: Переходим во второй вагон, но сначала послушайте стихотворение Е. Измайлова: Большая буква.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв-подруг.
Буква расти сама не хотела-
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало предложения все замечали!
- О каких буквах написано в стихотворении. Когда же пишется большая буква?
Ребята, а как при помощи голоса можно показать границы предложения? (понижением голоса, пауза)
Как обозначается граница предложения на письме? (большая буква в начале, точка в конце).
- Подумайте, какое задание во втором вагоне.
Работа со схемами
В конверте лежат картинки, по ним надо составить предложения и записать их с помощью наших опорных полосок, уголочков и точек.
- Вспомните, как обозначаются слова на схеме? (красными полосками)
- А как обозначается начало предложения или первое слово в предложении? ( на схеме – сигнал – красный уголок, а на письме большая буква)
- Как на схеме обозначается конец предложения?(на схеме о, а на письме – точка)
1-я картинка: Малыш лепит снеговика.
Дети составляют предложения устно, выбирают лучшее и выкладывают его под диктовку, используя схему. Выкладывают предложение из слов, данных вразбивку на доске.
2-я картинка: Зимой дети кормят птиц.
3-я картинка: Февраль – последний месяц зимы.
Дети работают с раздаточным материалом.
Физминутка«Умелые руки» или ИКТ.
Наши руки умелые такие (вытягивают руки, поворачивают ладони),
Наши руки – руки золотые (гладим руки),
Они умеют вышивать,
Шить и шарф вязать,
Подметать и стирать.
Суп варить, пыль вытирать,
Тарелки чисто мыть.
За порядком следить.
Вот они какие – руки золотые.
Работа с деформированным текстом
Едем дальше по стране «Речь» вместе с её жителем. Как его звать не забыли?
В четвёртом вагоне для вас интересное задание в конверте.
Посмотрите на доску. (На доске сугроб) Снежинки так хорошо всё замели снегом, что снег лежит и на доске. Подуем вместе на доску (убирает сугроб).
-Ребята, на доске что - то написано, давайте вместе читать. Но всё прочитать мы сразу не сможем. Почему? (на тексте остались снежинки)
Зима* Падает пушистый снег**Крыши домов побелели** Малыши лепят снеговика*
Читаем с понижением голоса, показываем, где начало предложения, а где конец.
- В тексте под снежинкой – секрет. А какой – догадались?
Работа в тетрадях
Перепишите текст с доски, не забывайте, что под снежинкой – секрет. Большую букву подчеркните простым карандашом. Часть учеников, получают индивидуальные задания.
Зима это здорово! Санки, лыжи, снежки. Чтобы зимой быть здоровым, нужно соблюдать некоторые правила.
Если в правилах ошибка, исправьте её.
1.Мокрые варежки и ботинки зимой не беда! На тёплых руках и ногах они быстро высохнут.
2. Если обморозил уши или щёки, надо сильно растереть их снегом.
3. Самое вкусное лакомство – сосульки, их можно есть как мороженое.
4. Если на улице дышать ртом, морозный воздух лучше освежает.
5. Стало жарко, вспотели? Надо расстегнуть куртку и снять шапку.
3. Итог.
В путь. Возвращаемся домой. Наш урок путешествие подходит к концу. Какие знания о предложении мы закрепили?
Анализ письменных работ. Отмечаем лучшие (снежки, снеговички).