Конструкт логопедического занятия для подгруппы учащихся, 1 класс, дислалия «Автоматизация звуков [ Р] и [ Р’] в предложениях».
Конструкт логопедического занятия для подгруппы учащихся, 1 класс, дислалия «Автоматизация звуков [ Р] и [ Р’] в предложениях».
Логопедическое занятие, направленное на автоматизацию звуков [ Р] и [ Р’] для группы учащихся 1 класса, состоящей из 6 человек.Поставленна цель из которой вытекает результат. подробно расписаны планируемые универсальные учебные действия.Ребята на занятии отправяются в путешествие. такая форма им привычна, так как "путешествие" - это свойственно для таких занятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конструкт логопедического занятия для подгруппы учащихся, 1 класс, дислалия «Автоматизация звуков [ Р] и [ Р’] в предложениях». »
Конструкт логопедического занятия для подгруппы учащихся, 1 класс, дислалия
««Автоматизация звуков [ Р] и [ Р’] в предложениях».
Цели:совершенствование практического умения включения в речь звуков [ Р], [ Р’] в словах с разной звукослоговой структурой, словосочетаниях и предложениях разной конструкции.
Планируемые результаты:
предметные
личностные
метапредметные
-умение контролировать произнесение звуков [ Р] и [Р ‘] в словах с разной звукослоговой наполняемостью, предложениях;
-проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу.
- освоение роли ученика: формирование интереса (мотивации) к учению;
- понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- логические операции сравнения, анализа;
- умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развивать: речевую моторику, самоконтроль, фонематический слух, тонкие слуховые дифференцировки и слуховое внимание; языковой анализ и синтез (звуковой, слоговой), буквенный гнозис.
Создать условие для развития у учащихся самоконтроля, устойчивого артикуляционного уклада, внимания, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, самоорганизации своей деятельности.
Коррекционно-образовательные: тренировать в изменении прилагательных по родам; закреплять умение преобразовывать печатный текст в письменный.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство гордости за свои достижения, интерес к занятиям; формировать навыки
аккуратного письма.
Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах.
Умения, характеризующие достижения результата:
- слышать звуки [ Р] и[ Р’]в любых единицах речи ;
- давать характеристику артикуляции и звуков [ Р] и[ Р’];
- безошибочно произносить слова и предложения разной звукослоговой наполняемости, содержащих звуки [ Р] и[ Р’].
Тип занятия: комбинированный (занятие-путешествие)
Дидактическое и методическое оснащение урока:
индивидуальные карточки, мяч, маски-очки, веселые человечки - Том, Тим, листочки бумаги, слайд-презентация; тетради, ручки; дидактическая игра «Новоселье»; лист со словами с пропущенными гласными буквами, профиль артикуляции, Незнайка, табличка «ШКОЛА».
Ход занятия
1. Организационный момент. (1мин)
Приветствие, настрой на работу. Проверка готовности рабочего места.
2.Формулирование темы и целей занятия. (1мин) СЛАЙД 1
- Вспомните, какие звуки отрабатываем на занятиях?
- Какую цель занятия можем поставить сегодня перед собой? (Будем продолжать учиться правильно произносить и не путать в речи звуки [Р] и[Р’])
- Что необходимо стараться делать, чтоб достичь поставленных целей? Для чего вам это необходимо? Где вам это может пригодиться?
широкий, кончик поднят к нёбу за верхние зубы, дрожит
широкий, кончик поднят чуть ниже, а средняя часть спинки поднимается к нёбу, дрожит
воздушная струя
толчкообразная
толчкообразная
голосовые связки
работают (вибрируют)
работают (вибрируют)
По схеме: [Р] - согласный, твердый, звонкий. [Р’], - согласный, мягкий, звонкий. Обозначаются одной буквой – «эр».
5. Мотивация познавательной деятельности. Игра-путешествие. (2 мин) СЛАЙД 5
- Ребята, наши помощники – весёлые человечки Том и Тим пригласили нас в путешествие? Хотите узнать, куда? Послушайте приглашение: Дорогие ребята! Мы будем рады встретить вас в нашем городе Друзей. Приезжайте, мы ждём! Том и Тим.
- Нас ждет увлекательное путешествие в город Друзей, но мы должны подумать, какие правила речи необходимо соблюдать в городе Друзей. (В городе Друзей все стараются говорить как можно больше слов со звуками [ Р] и[ Р’]).
- Итак, в путь.
- Мы приехали по приглашению, каждый на своем транспорте. На чем же вы добрались?
- На оленьей упряжке к вам добрался, друзья. Бездорожье, сугробы – вот стихия моя. – По морям, по крутым волнам моя «Бригантина» примчалась к вам.
- Я прилетел на красном вертолете. Я знал, друзья, что вы меня здесь ждете.
- А каким еще транспортом можно добраться до города Друзей? ( пароход, грузовик, метро и т.д.)
Автоматизация и дифференциация звуков. Д.игра «Новоселье». (3мин)
- В городе Друзей большой праздник – многие жители сегодня празднуют новоселье. Давайте поможем жильцам новых домов расселиться в нужные квартиры ( картинки животных, в названиях которых встречаются звуки [ Р] и[ Р’]).
Развитие звукослогового анализа и синтеза. (4мин)
- Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся на «Телеграф». Нам предстоит помочь телеграфистам восстановить слова. (на доске)
С*Р (сор, сыр) Р*К* (рука, река, раки)
П*Р (пар, пир) ТР*КТ*Р (трактор)
(хоровое чтение всех возможных вариантов слов)
Физминутка. ( развитие слогового синтеза) (2мин)
Игра с мячом – деление слов на слоги.
Развитие лексико-грамматического строя (грамматических категорий имен прилагательных). (2 мин)
- Нам предстоит посетить кинотеатр. Но он не совсем обычный. Вам нужно надеть специальные волшебные очки. Они все вокруг перекрашивают в тот цвет, какого цвета стекла в этих очках. Вы должны называть предметы, которые я буду показывать, четко проговаривая все звуки слов и окончания.
- Ребята, совсем недавно в город Друзей приехал и наш давний приятель Незнайка. Он, как всегда, опять нуждается в помощи. Дело в том, что человечек забрел в незнакомом городе, сам не зная куда. Вывеску наполовину занесло снегом, и видно только часть букв. Помогите горе-путешественнику узнать, где он. ( ШКОЛА)
Развитие языкового анализа и синтеза. (4-5 мин) СЛАЙД 9
- В школе Незнайка был на уроке письма. Посмотрите, что он написал. ( УРЕКИРОМАШКИ,) Помогите герою, исправьте ошибки и напишите правильно. ( взаимопроверка)
Развитие мелкой моторики и пространственных представлений, звукобуквенного анализа и синтеза (3мин)
- А на уроке труда пришлось Незнайке мастерить буквы из бумаги. Но так как ножницы он забыл, пришлось обходиться без них. Помогите ему в этом нелегком деле. ( дети методом «обрывания» изготавливают заданные буквы: М Л Д Ц)
-Какое слово получится?
-Молодцы!
Итог занятия. Рефлексия. (1мин) СЛАЙД 10
- Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в класс. Оцените свою работу. Какое задание вам понравилось, а какое показалось трудным? (поощрение - солнышки)
Домашнее задание. (1мин)
- Найти и выучить любую скороговорку, где есть звуки [ Р] и[ Р’].
№
Этапы занятия
Формируемые УУД
1
Организационный момент
Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Регулятивные:целеполагание - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
3
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
СЛАЙДЫ 2,3
Регулятивные:- саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
- контроль - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
- коррекция.
4
Сравнительная характеристика артикуляции и звуков
СЛАЙД 4
Познавательные: 1. Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме. 2. Знаково-символические: преобразование объекта (звук) из чувственной формы в модель (профиль артикуляции) с выделением существенных характеристик объекта. 3. Логические: - анализ объектов с целью выделения заданных признаков; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Познавательные: Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
6
Проверка домашнего задания
СЛАЙДЫ 6,7,8
Регулятивные: саморегуляция; оценка – осознание качества усвоения материала.
Коммуникативные: умение слушать партнеров; владение монологической формой речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
7
Автоматизация и дифференциация звуков
Регулятивные: саморегуляция;
Коммуникативные: умение слушать партнеров; владение монологической формой речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
рефлексия, оценка результатов деятельности.
8
Развитие звукослогового анализа и синтеза
Познавательные: 1. Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия, оценка результатов деятельности.
2. Знаково-символические: преобразование объекта из чувственной формы (звуковая форма слова) в модель (запись слова графемами) с выделением существенных характеристик объекта. 3. Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
9
Физминутка.
Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков (слоговой состав слов).
10
Развитие лексико-грамматического строя (формирование грамматических категорий имен прилагательных)
Познавательные: 1. Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия, оценка результатов деятельности.
Регулятивные: контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений; коррекция – внесение необходимых изменений в способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения ожидаемого результата.
11
Развитие буквенного гнозиса. СЛАЙД 9
Познавательные: Знаково-символические: преобразование модели объекта (частичный и целый графический образ слова).
12
Развитие языкового анализа и синтеза.
СЛАЙД 10
Познавательные: 1. Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия, оценка результатов деятельности.
2. Знаково-символические: преобразование модели объекта; 3. Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные: умение слушать партнеров; владение монологической формой речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
13
Развитие мелкой моторики и пространственных представлений, звукобуквенного анализа и синтеза
Познавательные: 1. Постановка и решение проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
2. Логические – синтез (составление из частей целого).
14
Итог занятия. Рефлексия.
СЛАЙД 11
Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные: 1. Общеучебные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия, оценка результатов деятельности.
15
Домашнее задание.
Познавательные: 1. Постановка и решение проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.