Преподаватель: Митрофанова С.В.
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | УУД | Методы, приемы, технологии коррекции |
Организационный момент (с элементами психотерапии) | Здравствуйте! Как у вас настроение? Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и подарим свое замечательное настроение. Обращает внимание на осанку ребенка, проверяет, хорошо ли учащиеся видят себя в зеркало. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Дарят друг другу улыбки. | Личностные: сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | По содержанию: аффективно-волевой сферы; по форме работы: групповая; по наличию программ: программированная; по характеру управления корригирующими воздействиями: директивная; по масштабу решаемых задач: общая; по продолжительности: длительная |
Артикуляционная гимнастика | Сейчас наблюдайте за мной и повторяйте точно так же. Лягушка – хоботок: Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, Хоботок есть у меня. Лопаточка: Язык лопаткой положи И под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! Качели: На качелях я качаюсь Вверх – вниз, вверх – вниз. Я всё выше поднимаюсь, А потом – вниз! Чистим верхние зубы.. Чистим зубы, чистим зубы И снаружи, и внутри. Не болели чтоб они. | Выполняют упражнения, повторяя за учителем. | Личностные: создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме. | |
Определение темы и цели занятия | Сегодня мы будем различать звуки [с] — [ш] на слух и учиться правильно произносить их. | Внимательно слушают. | познавательные: сформировать умение структурировать знания по теме | По характеру направленности: каузальная; по содержанию: познавательной сферы; по форме работы: групповая; по наличию программ: программированная; по характеру управления корригирующими воздействиями: директивная; по масштабу решаемых задач: общая; по продолжительности: длительная |
Проговаривание изолированно дифференциацию звуков | – Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук С? Посмотрите в зеркала, а потом на меня. - Произнесем звук С. – Как работают губы, язык, зубы при произнесении звука Ш? На что похож звук Ш? - Произнесем звук Ш. | – Когда мы произносим звук С, наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы. Воздух холодный, похож на водичку из крана. – При произнесении звука Ш наши губы вытягиваются в “трубочку”, зубы сближены, язык поднят “чашечкой” к нёбу. На картинке справа нарисована змея – она высунула язык и шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш. | Предметные: сформировать представление о звуках коммуникативные: развить умение слушать и понимать других | По характеру направленности: каузальная; по содержанию: познавательной сферы; по форме работы: групповая; по наличию программ: программированная; по характеру управления корригирующими воздействиями: директивная; по масштабу решаемых задач: общая; по продолжительности: длительная |
Анализ артикуляции звука по плану с выделением общих и различных моментов | – Что ещё мы можем сказать про эти звуки? – Почему вы так считаете? – Докажите, что эти звуки глухие. | – Эти звуки согласные, глухие. – Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. | Предметные: сформировать представление о звуках | По содержанию: познавательной сферы; по форме работы: групповая; по наличию программ: программированная; по характеру управления корригирующими воздействиями: директивная; по масштабу решаемых задач: общая; по продолжительности: длительная; специфический метод |
Характеристика звуков | - Что в общем можем сказать отдельно об этих звуках? | Звук [с] – согласный, твердый, парный, глухой. Звук [ш] – согласный, твердый, парный глухой. | Предметные: сформировать представление о звуках | |
Связь звука с буквой | - Ребята, что мы знаем о звуках и буквах? (Предлагается схема) Звуки мы… Буквы мы… - Звуки [с - с’] на письме, какой буквой обозначаются? - На что похожа печатная буква эс? «Села мышка в уголок, съела бублика кусок»; «Полумесяц в небе тёмном буквой «эс» повис над домом». - Какая это буква? - Давайте вспомним, как выглядит письменная буква эс (показ письменной буквы). - Из скольки элементов состоит заглавная буква эс? - Строчная буква эс? - Чем отличается заглавная буква эс от строчной? - Согласный звук [ш] обозначает буква Ш, найди эту букву в алфавите. - Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из счётных палочек. | дети продолжают - слышим и проговариваем видим и пишем. Буквой «эс» печатная буква «эс» - из 1 - из 1 - размером Находят букву. - из 3 | | |
Развитие функций фонематического слуха | С помощью схемы, попробуем произнести зашифрованные звуки: ↑ ↓ ↑ ↓ ↓ ↑ ↓ ↑ ↑ ↓ ш с ш с с ш с ш ш с - сейчас, когда вы услышите в произнесенных мной словах звук [с], хлопните в ладоши 1 раз, а когда услышите звук [ш] — 2 раза (сом, шапка, душ, самолет, шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сук). | Произносят зашифрованные звуки. Играют в игру | | |
Дифференциация звуков в слогах | Теперь давайте все вместе прочитаем слоги: ШО – СО УС – УШ СУ – ШУ – СУ СТУ – ШТУ - ШТУ СО –ШО ИС – ИШ СЫ – ШИ – СЫ СТЫ – ШТЫ - СТЫ | Вместе с учителем читают слоги. | познавательные: сформировать умение структурировать знания по теме | По содержанию: познавательной сферы; по форме работы: групповая; по наличию программ: программированная; по характеру управления корригирующими воздействиями: директивная; по масштабу решаемых задач: общая; по продолжительности: длительная; специфический метод (упражнения) |
Чтение слогов по таблице | Сейчас первый столбик слогов вслух читает 1 ряд, второй столбик – 2 ряд. | Читают слоги: | познавательные: на основе анализа объектов уметь делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам | По содержанию: познавательной сферы; по форме работы: групповая; по наличию программ: программированная; по характеру управления корригирующими воздействиями: директивная; по масштабу решаемых задач: общая; по продолжительности: длительная. |
Дифференциация звуков в предложении | Графическая запись: Шесть котят есть хотят. Шуре сшили шубу. Поспешишь – людей насмешишь. Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет. Ранним утром петушок подал звонкий голосок. Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое. Толстый шмель гудит над кустом шиповника. Лукошко вишен стоит на столе. | Читают предложения вслух. | Предметные: сформировать представление о звуке [Р]; пополнить и активизировать словарь. | По характеру направленности: каузальная; по содержанию: аффективно-волевой сферы; по форме работы: групповая; по наличию программ: программированная; по характеру управления корригирующими воздействиями: директивная; по масштабу решаемых задач: общая; по продолжительности: короткая; специфический метод (упражнение). |
Закрепление произношения в тексте | - Бабушка - Загадушка просит придумать предложения по картинкам, где были бы звуки С и Ш. У Саши машинки. Кошка играет с мышкой. У Сашеньки босоножки. Красная Шапочка шла к бабушке-старушке. Шесть пушистых котят есть хотят. Пушистая кошка сидит на окошке и греется на солнышке. Сквозь цветное стёклышко я взгляну на солнышко. По шоссе с шумом несутся машины. На полке в магазине стоят игрушки: машинки, пушки, лиса… | Дети по сюжетным картинкам составляют предложение | коммуникативные: развить умение слушать и понимать других; сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | По характеру направленности: каузальная; по содержанию: аффективно-волевой сферы; по форме работы: групповая; по наличию программ: программированная; по характеру управления корригирующими воздействиями: директивная; по масштабу решаемых задач: общая; по продолжительности: короткая; специфический метод (упражнение). |
Домашнее задание | Дома с мамой или папой повторите те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Качели», «Чистим верхние зубы». | Внимательно слушают. | Личностные: создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме | По характеру направленности: каузальная; по содержанию: познавательной сферы; по форме работы: групповая; по наличию программ: программированная; по характеру управления корригирующими воздействиями: директивная; по масштабу решаемых задач: общая; по продолжительности: длительная; специфический метод (вопросы). |
Итог | Ещё раз назовите, какие звук мы сегодня учились произносить? Как располагаются губы, зубы и язычок? И напоследок давайте произнесём их. Вы молодцы. Сегодня вы поработали очень хорошо, и я надеюсь, что на следующем занятии вы поработаете ещё лучше. До свидания. | Внимательно слушают учителя. Повторяют изученное. Прощаются. | Предметные: закрепитьпредставление о звуке [Р] | По характеру направленности: каузальная; по содержанию: познавательной сферы; по форме работы: групповая; по наличию программ: программированная; по характеру управления корригирующими воздействиями: директивная; по масштабу решаемых задач: общая; по продолжительности: длительная; специфический метод (вопросы). |