конспект занятия по произношению в подготовительной группе для детей с ФФН "Дифференциация звуков "С"-"Ш"
Конспект занятия по произношению в подготовительной группе для детей с ФФН "Дифференциация звуков "С"-"Ш"
Конспект занятия по произношению в подготовительной к школе группы детского сада с фонетико-фонематическим недоразвитием. Закреплять знания детей о механизме образования звуков "с" и "ш", их артикуляционных особенностях,характиристик.Учить детей различать звуки "с"-"ш" изолированно,в словах и предложениях на слух и в произношении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект занятия по произношению в подготовительной группе для детей с ФФН "Дифференциация звуков "С"-"Ш"»
Тема: «Дифференциация звуков «с» -«ш».
Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков «с»-«ш».
Задачи:
Образовательные: Закрепление понятий о звуке, слоге, слове и предложении; закрепление знаний о механизме образования звуков [с] и [ш] и их артикуляционных особенностях.
Коррекционные: Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков . Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах . Совершенствовать навыки проведения звукового анализа . Закреплять умение использовать в речи различные типы предложений.
Воспитательные: Воспитание положительных черт, умение выслушивать товарищей до конца, не перебивать говоривших.
Оборудование: зеркала по кол-ву детей, картинки, дидактическая игрушка .
Ход занятия
Организационный момент Хоровое проговаривание детьми:
Мы будем проговаривать всё правильно и внятно,
мы будем выговаривать, чтоб было все понятно.
Логопед: Сядет тот, кто назовёт мне речевые звуки.
– А теперь назовите мне слова, которые обозначают: признаки, предметы, или действия.
– Придумайте мне предложения.
– Молодцы! Сегодня на занятие к нам пришла старушка Шапокляк с крысой Лариской. Им надоело шалить, и хотят позаниматься с вами. Давайте их научим правильно разговаривать. Возьмите зеркала. (Последовательное выполнение упражнений: “Забор” и “Окошечко”.) Они большие сладкоежки, очень любят блины с горячим молоком. (Последовательное выполнение упражнений “Лопата” и “Чашечка”). Чтобы не обжечься, подули на блины и на молоко (Поочерёдное задувание на язычок в положении “Лопата” и “Чашечка”). А еще потрудимся (Упражнение “Чистим нижнее зубки, чистим верхние зубки”.) Молодцы все упражнения выполнили чётко и правильно. А кто помнит, для каких звуков нужны эти упражнения (На прошлом занятии дежурными были звуки [с] и [ш].)
2. Сообщение темы занятия
Логопед. Правильно. И сегодня на занятии мы будем, продолжать учится правильно произносить звуки [с] и [ш]. Шапокляк хочет послушать, как вы научились давать характеристику этим звукам, а Лариска хочет с вами поиграть.
3. Актуализация имеющихся знаний у детей
Ребята послушайте внимательно, какие слова я вам назову. Какой звук слышится первым во всех этих слова. Шкаф, шапка, шуба, Шарф, шайба.
- Во всех словах первым слышится звук [ш].
Шапокляк. Говорят, вы уже умеете давать характеристику звука. Я хочу послушать характеристику звука [ш].
- Звук [ш] согласный, всегда твёрдый, глухой, потому что горлышко не работает.
Молодцы. А какой звук слышится во всех этих словах. Сова, касса, оса, собака, кокос, санки.
- Во всех этих словах слышится согласный, твёрдый, глухой звук [с].
Ребята, давайте, расскажем, чем отличаются эти звуки, и чем они похожи.
- Эти звуки согласные, глухие, твёрдые. Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Но произносятся они по-разному. Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздух – холодный. При произнесении звука [ш], наши губы вытягиваются в “трубочку”, зубы сближены, язык поднят “чашечкой” к нёбу. Воздушная струя – тёплая.
Динамическая пауза
Логопед: А сейчас мы отдохнем.. Я буду читать стихи, а вы – выполнять движения, подражая животным.
На полочке нашей смешные игрушки:
Смешные ежи.
И смешные лягушки.
Смешные медведи.
Смешные олени.
Смешные моржи.
Смешные тюлени.
4. Основная часть
Логопед.. Садимся ровно, спинка прямая. Приготовили ушки, внимательно слушаем задания. Подскажите, как надо отвечать на вопросы.
- Надо отвечать полным предложением, чётко проговаривая слова.
Игра “Звуковые часы”. Это упражнение развивает фонематический слух и формирует навык акустического различения звуков.
- Слово крыша одинаково звучит со словом крыса. Они отличаются одним звуком. В слове крыша – согл. звук [ш], а в слове крыса согласный звук – с-.
А кто вспомнит, какие слова были в задании , назовите мне пары этих слов.
Дети называют пары слов на память.
Логопед: Есть еще игра для вас. Сели правильно, и внимательно слушаем задание.
Игра “ Четвёртый лишний”.
Найти лишнюю картинку, в которой не слышится заданный звук : звук [с] или звук [ш]. И объяснить, почему именно эта картинка лишняя.
- Здесь лишняя картинка – рубашка, потому что, в слове рубашка – слышится звук [ш], а во всех остальных звук [с].
Логопед хвалит детей, чьи ответы были полными и грамматически правильно построены. Обращает внимание остальных детей на красивые ответы товарищей.
Логопед: И с этим заданием вы справились. Молодцы. А теперь закрыли глаза. Представили, что вы отдыхаете на пляже. Ласковое солнце светит, вы улыбаетесь. Открыли глазки. Мы немножко отдохнули и готовы выполнить последнее задание.
Игра “Составь слово из трёх букв”. Логопед озвучивает задания для детей, выбирая только необходимые слова: сок, шар.
5. Итог занятия Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие.
Ребята, мне хотелось бы услышать, что на занятии вам понравилось. Кто, по вашему мнению, сегодня отвечал больше всех, и отвечал правильно, полными ответами.
Дети: Мне понравилось отвечать на вопросы.
– А мне понравилось выбирать лишнюю картинку.
– Мне понравилось, что все хорошо отвечали и нас хвалили.
Логопед: Да ребята, вы все молодцы. Занятие законченно. Спасибо!